Библиотечные проекты. Учебный проект "я познаю мир" Актуальность и краткая аннотация проекта


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Детское экспериментирование – я познаю мир»Проект Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыСредства: поисковые действияВид проекта:Групповой «Я познаю мир ». Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийПлан реализации: 3 года. Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель проекта: Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Методы обеспечения:Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.Проведение опытов (практических).Беседы (конструктивные). Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Диагностика. Отображение цели и задач проекта.2) Реализация проекта:Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.Практическая часть: а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)б) Связь с другими видами деятельности:ИгроваяПродуктивнаяПознавательно-исследовательская (опыты)Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)Учебная речевое развитие, (рисование, лепка)Релаксация.в) Организация кружка « Я познаю мир ».3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ). Механизм выполнения проекта.Экскурсии в парк.Экологические праздники: «День Воды», «Воздушные шары».Конструктивные беседы.Новизна разработкиТолчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.(Наблюдение, Трудовые действия, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Элементарные математические представления) В своем проекте я применяю новые методические подходы к организации поисковой – исследовательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Расширяет представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомит с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); Содержание: Информация об объектах и явлениях, предметахМотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Последовательность детского экспериментирования.Задание: Выстроить последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация.Целеполагание.Выдвижение гипотез.Проверка предположения.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю?Почему я это делаю именно так, а не иначе?Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Опыты с водой вывод: Вода не имеет формы.Вода не имеет запаха. Что тонет в воде. Можно ли покрасить воду. Примерная структура занятия - экспериментированияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Ожидаемые результатыРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. ЗаключениеГотовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

· Вид проекта : познавательно-экологический.

· Продолжительность : долгосрочный (1 год)

· Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

· Образовательные области :

познание, художественное творчество, музыка, безопасность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №54 Киселёвского городского округа

Педагогический проект

«Я познаю мир»

Воспитатель: Сливко Оксана Фёдоровна

Участники проекта:

Дети средней группы

Родители детей

Киселёвск

2015 г.

Паспорт проекта

  • Вид проекта : познавательно-экологический.
  • Продолжительность : долгосрочный (1 год)
  • Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
  • Образовательные области :

Познание, художественное творчество, музыка, безопасность

Актуальность разработки и реализации

Педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Новизна проекта

Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.

Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.

Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.

Тема проекта

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Цель проекта

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.

Объект исследования

Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.

Предмет исследования:

Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.

Задачи проекта

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.

2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

5. Формировать элементарные естественно- научные представления;

6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

7. Развивать творческое воображение, фантазию.

8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.

Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.
  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Мониторинг результатов.

Ожидаемые результаты:

Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

Развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

Активизация словарного запаса;

Расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

Сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Рефлексия деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.

В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.

Краткое описание проекта по этапам.

Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г. - август 2016 г.

I Подготовительный этап.

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.

Создание клуба «Неизведанное рядом».
- Один раз в квартал проводятся совместные "заседания" клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).


3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III . Заключительный этап .

Диагностика и подведение результатов работы.

  • подведение итогов работы над проектом;
  • анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
  • мониторинг качества освоения материала детьми;
  • открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
  • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:

  • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
  • Изучение методической литературы по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству

3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.

4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

Взаимодействие с родителями

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"

Месяц

Тема

Октябрь

2015 г.

Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее»

Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка

Январь

2015 г.

Консультация « Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Апрель

2016 г.

Досуг "Спешит весна. Звенит капель."

Продолжаем в нетрадиционной форме (развлечение: совместно с детьми) знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома для расширения представлений детей о некоторых свойствах такого явления неживой природы как вода и ее значении для человека, животных, растений.

Июль

2016 г.

«Природа Волшебница»

(итоговое)

Совместное игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой природы, создавать образы природы из природного материала с целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Месяц

Раздел образовательной деятельности

Темы игр-занятий

Цель

Сентябрь

Познание.

"Песочные часы"

Выявить свойства пека и глины

"Посадим дерево"

(Наблюдение на прогулке)

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Познание.

"Солнце по небу гуляет"

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы земли. Дорожка из осенних листьев."

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.

Октябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Какой вода имеет цвет?"

Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.

"Какие бывают камни"

(Наблюдение на прогулке)

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Тайны осеннего леса"

Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы.

Художественное творчество.

Рисование.

Образы неба

"Дождь"

Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.

Ноябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Где можно найти воздух"

Обнаружить воздух в предметах

"Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке)

Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Ветер, ветер ты могуч"

Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы земли.

Ковер из осенних листьев."

Продолжать знакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Рука двигается вверх - вниз). Закрепить знания об объектах и явлениях неживой природы осенью.

Декабрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Взаимодействие воды и снега"

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

"Нужен ли растениям зимой снег"

(Опыт на прогулке)

Определить зависимость состояния растений от условий природы.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Где зимуют снежные бабы"

Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?

Краски неба."

Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.

Январь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Волшебная рукавичка"

Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.

"Как согреть руки"

(Опыт на прогулке)

Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Огонь - друг, огонь - враг"

Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы зимнего неба.

Облака"

Продолжать знакомить с приемами работы с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре

Февраль

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Почему на небе разные звезды?"

Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.

"Свет вокруг нас"

(Опыт на прогулке)

Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Лютень"

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы деревьев.

Ель умывается снежком".

Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.

Март

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Где быстрее?"

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)

"Где появятся первые проталинки"

(Опыт на прогулке)

Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"

Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.

Художественное творчество.

Рисование.

" Образы неба ранней весной.

Красно солнышко".

Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.

Апрель

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Когда это бывает?"

Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.

"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы)

Показать детям, что для роста растения необходим свет.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Световой день"

Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком".

Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.

Май

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Какие бывают камни"

Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)

Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Вода помощница"

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.

Художественное творчество.

Рисование.

Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.

Природа художница".

Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.

Перспектива на будущее:

Разработать проект “Я познаю мир” для детей старшей и подготовительной групп.

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] / А.В.Алексеев. - Ярославль: Академия развития, 2002 - с.7-16.
  2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников[ Текст] // Дошкольная педагогика.–2007.– № 1.–С.10–12.
  3. Баранникова, Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании[ Текст ]/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова //Современный детский сад.–2008.–№ 4.–С.65–69.
  4. Безгина, Е. Не разрушать, а созидать[Текст] / Е.Безгина // Дошкольное воспитание.- 2003. - № 7. – С. 54-55.
  5. Богомолова, Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников [ Текст] / Н.И Богомолова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21.
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
  7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры [ Текст] / А.К Бондаренко // Дошкольное воспитание.-2005.- № 7
  8. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
  9. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
  10. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
  11. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.
  12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. Интернет ресурсы.
  14. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.
  15. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
  16. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
  17. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

Проект «Я познаю мир».

Цель проекта: создать условия для формирования у воспитанников интегративных качеств: любознательный, эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением, навыков познавательно – исследовательской деятельности через расширение представлений об окружающем мире в различных видах деятельности, взросло - детское экспериментирование.

Задачи:

1. Расширить представления детей о животном, подводном мире.

2. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования с различными материалами.

3.Упражнять детей в умении делать элементарные выводы по итогам эксперимента.

4. Развивать у детей наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал); развивать умение узнавать по описанию животное, растение, отгадывать загадки.

5.Поощрять детей к активному поиску информации по интересующей теме в познании окружающего мира.

6.Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

7.Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

8.Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса к через развитие исследовательских навыков ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать количество исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Проблемы:

У детей недостаточно представлений, знаний о животном, подводном мире нашей планеты;

- недостаточно представлений о том, как и где можно найти интересующую информацию, к кому обратиться за помощью;

Недостаточно развиты навыки наблюдения, экспериментирования;

Не умеют самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента;

Многие дети не проявляют любознательность в познании окружающего мира;

Затрудняются в установлении взаимосвязей в живой и неживой природе.

Участники проекта : воспитанники средней группы №2, воспитатели Курманенко Л.И., Коньшина Н.Р., родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Сроки проведения: с 13.01.2014г. по 07.02.2014год.

Итоговые мероприятия:

1.познавательная игра « Наш дом - планета Земля»;

2. фотовыставка «Хотим все знать».

Ожидаемый результат:

Воспитанник:

- проявляющий любознательность к познанию окружающего мира;

- имеющий представления о животных нашей планеты, о подводном мире;

- умеющий осуществлять поиск информации по определенной тематике;

Проявляющий навыки исследовательской деятельности;

Умеющий делать выводы по итогам эксперимента;

Умеющий устанавливать взаимосвязей в живой и неживой природе.

Родители:

76% родителей, принимающие активное участие в реализации проекта;

62% родителей, закрепляющие полученную информацию об окружающем мире в семейном воспитании;

80% родителей, повысившие педагогической компетентности в вопросах организации и проведение исследовательской деятельности.

Перспективный план по проекту « Я познаю мир» в средней группе.

Познание

Что такое вода.

Откуда хлеб пришел.

Кто живет под водой.

В мире животных (сравнение диких, домашних).

Животные жарких стран.

Коммуникация.

Рассматривание картины « Подводный мир».

Составление описательного рассказа о диких животных.

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование.

Рыбки в аквариуме (коллективная).

Нарисуй домашнего животного.

Рисуем животных жарких стран.

Лепка.

Пирожки для бабушки.

Золотая рыбка.

Слон.

Аппликация.

Подводный мир (коллективная).

Красивая салфетка на стол.

Конструирование.

Устроим кукле Маше комнату.

Теремок для зверят.

Социализация.

Беседа «Бережем наш дом».

Беседа « Не обижай животных».

Безопасность

Беседа « Один дома».

Беседа «Наша безопасность дома».

Беседа «Осторожно животные».

Тема проекта: «Я познаю мир».

Срок реализации проекта: с 13.01.2014г. по 07.02.2014год.

Социально – личностное развитие:

1.Повторяйте и закрепляйте дома с детьми правила поведения в природе.

2.Воспитывайте бережное отношение к животным. Формируйте у детей понимание необходимости защищать и оберегать природу, животный мир нашей планеты. Показывайте пример бережного отношения к живой природе, другим людям.

3.Расширяйте представления детей о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Познавательное развитие:

1.Беседуйте с детьми об окружающем мире, рассказывайте, знакомьте ребенка с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Побуждайте ребенка к различной активности: наблюдениям, манипулированию с предметами, элементарному экспериментированию.

Упражняйте детей в умении обследовать предметы, сравнивать их по различным признакам (цвет, форма, величина, материал).

3.Участвуйте с детьми в экспериментальной деятельности: проводите опыты и эксперименты. Для поддержания интереса детей к экспериментированию помните следующее:

Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;

Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;

Объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;

Положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.

4.Беседуйте с ребенком о его намерениях, целях. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (у ребенка при этом развивается речь, умение формулировать выводы, рассуждать).

5.Расширяйте кругозор, любознательность детей через чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, совместный просмотр фильмов, передач познавательного характера, посещение музея, библиотеки.

6.Поощряйте детей к активному поиску интересующей его информации.

Художественно – эстетическое развитие:

1.Упражняйте в умении рисовать(животных, растения и.др.)

2.Выполняйте вместе с ребенком аппликации, лепите, рисуйте, что ребенку интересно, его впечатления о чем – то новом.

Физическое развитие:

1.Развивайте двигательную активность детей через различные подвижные игры, игры – имитации, игры – подражания.

Организация: ЯОСШИ №14

Населенный пункт: г. Ясиноватая

Человек всегда стремился познать мир, иметь достоверные знания обо всем, что его окружает. А для ребенка мир – это загадка, но он чувствует, что все можно понять, не смотря на сложность и многообразие окружающей среды. Ребенок с детства пытается разгадать тайны, познать неизведанный мир, потому что потребность в познании дана человеку от природы. Познание, конечно, зависит от самого ребенка, но управляет этим процессом в начальных классах учитель.

  • 2017-2018 учебном году мы работали над проектом: «Я познаю мир». Это практико-значимый долгосрочный проект, цель которого - открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослых и детей, через самостоятельную деятельность . Формы реализации и создание продукта совместной деятельности позволили детям познать себя, людей, живущих рядом, родной край. Поняли, как важно научиться любить и беречь природу, любить Родину, близких людей, а также жить в мире с собой и другими.

На сегодняшний день не существует точного определения проектной деятельности. В широком смысле под проектом можно рассматривать любую самостоятельную работу учащихся в рамках расширения знаний: от реферата до театральной постановки. В более узком смысле, школьный проект должен быть направлен на решение определенной проблемы, достижение заранее обозначенного результата, формирование профессионально-значимых умений.

Н.Г. Алексеев определил проектную работу учащихся, как тип инновационной деятельности, включающий выделение и анализ ситуации, постановку проблемы, выдвижение креативной идеи, выстраивание кооперации с другими участниками ситуации для реализации замысла, проведение рефлексии осуществляемой деятельности, коммуникации и взаимодействия.

М.Ю. Бухарский под проектной деятельностью понимал развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся через самостоятельную работу, умение сформулировать проблему и достижение результата.

Анализируя разные определения проектной работы, можно выделить несколько общих черт: проектная работа носит практический характер, невозможна без определения проблемы и постановки цели, включает в себя самостоятельный поиск информации, развивает творческий потенциал. Исследовательская работа невозможна без предварительного планирования.

Существует несколько видов проектной работы:

  • Исследовательские проекты – ориентированы на доказательство или опровержение какой-либо теории, гипотезы.
  • Игровые/ролевые проекты – направлены на презентацию публике своего опыта в решении проблемы. Чаще всего находят свое отображение в виде мероприятий: викторин, игр, состязаний. Важны с точки зрения развития групповой коммуникации.
  • Информационные проекты – ориентированы на сбор, анализ и систематизацию информации об объекте или явлении.
  • Творческие проекты – ориентированы на привлечение внимания к проблеме проекта. Целью подобной исследовательской деятельности является получение обратной связи от публики.
  • Практико-ориентированные проекты – направлены на решение определенной задачи: создание учебного пособия, модели, написание и оформление памятки, рекомендации.

Отдельно следует отметить, изменение роли педагога при использовании проектного метода обучения. Учитель из наставника и ментора превращается в консультанта и партнера.

Этапы работы над проектом:

Подготовка – выбор темы и определение цели проекта.

Планирование – поиск источников информации, выбор формы проекта, распределение заданий внутри группы.

Исследование – сбор, анализ и оформление полученной информации. Путь от определения проблемы до ее решения.

Вывод – формулирование выводов, определение практической значимости работы.

Презентация/защита – представление проекта публике или учителю, самоанализ результатов.

Фазы проектной работы:

  • Проблематизация – формулирование проблемы проекта, формирование мотивации учащегося.
  • Целеполагание – выявление цели проекта исходя из тематики и проблемы работы, оформление образа желаемого результата.
  • Планирование – определение шагов для достижения цели и решения проблемы, появление плана работы, оценка имеющихся ресурсов.
  • Реализация – осуществление планирования, материализация проекта.
  • Самооценка и рефлексия – сравнение замысла и результата, определение минусов и плюсов работы.

Суммируя все вышесказанное, делаем выводы:

Проектная работа в педагогике – это многоступенчатая деятельность, которая осуществляется одним или группой учащихся для достижения конкретной цели;

Во время исследовательской деятельности учащиеся получают навыки и знания, которые позволяют им развивать критическое мышление, решать проблемы, реагировать на вызовы окружающей действительности, сотрудничать с другими людьми, задавать вопросы, искать ресурсы и применять информацию;

Обучение на основе проектов – это стратегия взаимодействия, которая может принести ощутимые результаты на практике, создать переход от «понимания» к «применению» - от анализа к решению проблемы.

Долгие годы обучение было направлено на донесение и усвоение информации, развитие понятийного аппарата. Сейчас на первый план выходит процесс обучения навыкам, а не теории.

Однако, только синтез двух подходов – практического и традиционного – позволит достичь положительных результатов, раскрыть потенциал ребенка. И чем раньше будут внедряться разные стратегии обучения, тем проще будет учащимся ориентироваться в современном мире, действовать на основе полученных знаний и применять их в будущей профессии или на бытовом уровне.

Таким образом, образовательный процесс в условиях современного информационного общества невозможен без проектного метода обучения. При этом проект лишь дополняет существующую систему, помогая обучающимся реализовать на практике знания, полученные традиционным способом, выступает средством интеграции, дифференциации и гуманизации образовательной системы.

Проект «Я познаю мир» можно использовать как план воспитательной работы для учащихся 3-4 классов.

Цель проекта: Открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослого и детей, и самостоятельную деятельность.

Задачи проекта:

  • Создать условия для формирования навыков рефлексивной деятельности, стимулировать к познанию собственного Я.
  • Формировать потребность в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков конструктивного общения.
  • Формировать у детей и взрослых определенные системы природоведческих знаний.
  • Воспитывать в каждом ребенке социально-активную личность.
  • Привлечь родителей как непосредственных участников проекта.

Проект состоит из четырех подпроектов.

Познаю:

  • себя;
  • край, в котором я живу;
  • людей, живущих рядом со мной;
  • мир добрых дел.

Участники проекта : педагог, учащиеся 4 класса, родители, психолог.

Формы реализации проекта :

Активные формы обучения с детьми:ситуативные беседы, игровые обучающие ситуации, работа в исследовательской группе, решение проблемной ситуации, викторины, дидактические и сюжетно-ролевые игры, презентации;

Взаимодействие с родителями: тематические консультации, анкетирование, родительское собрание, презентация;

Практические занятия с психологом (с элементами тренинга).

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательная;игровая; коммуникативная; изобразительная.

Продукт совместной деятельности :

Экспозиция совместных работ педагогов,детей родителей;

Видеоролики по теме проекта;

Интернет- альбом « Листая страницы проекта»;

Кормушки, изготовленные учащимися;

Цветы, кустарники, деревья;

Листовки « Покормите птиц зимой»;

Поздравительные открытки;

Презентация проекта « Я познаю мир»

Познаю себя

сентябрь

«Мы все такие разные»

сентябрь

« Несколько слов обо мне»

(диагностический видеоролик)

сентябрь

« Вот какой я ребенок»

сентябрь

« По секрету всему свету»

(синквейн « я о себе», «родители обо мне»)

сентябрь

« Мир моих увлечений»

сентябрь-октябрь

Практические занятия с психологом

(с элементами тренинга)

  • « Кто я?»
  • «Собери улыбки».
  • « Уважение трудно заработать, но легко потерять».
  • « Все мы- разные».
  • « Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».
  • « Моя вселенная».

Край, в котором я живу

Я отвечу на вопросы:

1.Где мой родной край?

2.Какая форма земной поверхности?

3. Какие водоемы дают воду?

4.Какие растения украшают мой край?

5.Как защитить растения?

6.Каких животных можно встретить?

7.Как люди заботятся о животных?

8. Какие культурные растения выращивают?

9.Чем славится мой родной край?

Людей, живущих рядом со мной

Мир добрых дел

сентябрь

«Для чего человеку сердце» (диагностическая творческая работа)

сентябрь-апрель

« Мои добрые дела»

сентябрь,

декабрь,

март

Акция «Протяни руку ближнему» (изготовление поздравительных открыток для учителей-ветеранов нашей школы)

декабрь-март

Акция « Поможем птицам пережить зиму»

Заготовка корма для птиц;

Изготовление кормушек;

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»;

Подкормка и наблюдение за птицами.

октябрь, апрель

Акция «Посади цветок кустарник, дерево» (высадка растений на территории школы).

Работая над проектом, учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако, не стоит останавливаться на достигнутом. Наоборот, ребенок должен находиться в постоянном процессе развития и познания мира. Этот процесс непрерывен и неисчерпаем.

Список литературы:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180.

Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Тугутчаан»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Стремление ребенка к самостоятельному исследованию, потребность в познании окружающего мира – одна из самых первых потребностей, появляющихся у человека буквально с самого рождения. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, торопясь как можно больше увидеть, услышать и почувствовать. Ребенок не только стремится к познанию, но исполняет различные варианты поиска ответа на возникший вопрос. Многие психологи и педагоги отличают важность исследовательского поведения в плане развития и, в особенности, саморазвития личности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? как? зачем? что будет? если?), почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Совершать первые детские открытия помогают родители и воспитатели. Они помогают при выборе тем, оформлении, обеспечивают материалом. В процессе исследовательской деятельности дошкольники учатся: определить тему, принимать и ставить цель, видеть и выделять проблему, решать проблемы, анализировать объект и явления, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы.

Процесс познания – творческий процесс, а наша задача состоит в том, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и создать необходимые условия. Обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление последовательность передачи, раскрытия темы), развивать умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией.

Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, речи.

Обучение детей навыкам исследовательской деятельности;

Повышение уровня познавательной активности детей;

Развитие коммуникативных и творческих навыков;

Развитие связной речи.

Исследовательская деятельность в нашем детском саду №1 «Тугутчаан» с. СаскылахАнабарского улуса давно вошла в систему работы с детьми, и мы считаем, что накоплен не малый опыт. Так, с 2007 года проводится мини-конференция «Я познаю мир». В данной конференции принимают участие дети старшей и подготовительной группы. Каждый год мини-конференция проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков творческого и исследовательского поведения, развития творческих иисследовательских способностей.

Защита проектов проводится в форме презентации, проведения опыта и защиты исследовательских работ используя разные приемы и формы. Из года в год темы исследовательских работ детей расширяется.Участники выбирают тему по своим интересам.

Проведение данной работы формирует у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущем способе развития познавательной активности.

Нужно отметить, что участники проекта не останавливают исследовательскую работу, а продолжают свою работу дальше в школе. Так, например воспитанница подготовительной группы Николаева Полина, в 2008 году защитила работу «Якутская лошадь». В 2009 году, поступив в 1 класс, продолжила исследовательскую работу по данной теме и получила диплом I степени в номинации «Обладающий ораторским даром»; она же, в 2010 году, стала дипломантом II степени защитив тему «Развитие творческих способностей через любовь к якутской лошади».

Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности старшего дошкольного возраста является:

Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире;

Систематизирование информации черезлогические операций (классификация, анализ, сравнение, обобщение);

Стремление к дальнейшему изучению выбранной темы.

Таким образом, проектная деятельность развивает познавательную активность ребенка: дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные замыслы. Дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.