Исследование систем управления (курс лекций). Исследование систем управления Принципы построения моделей

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский Лесной институт

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

Им. С.М. Кирова

Курс лекций

Сыктывкар 2003

^ 26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов 38

27. Диверсификация исследования 39

28. Метод интуитивного поиска в ИСУ 40

29. Метод "мозгового штурма" 42

30. Метод синетики в ИСУ 42

^ 31. Метод проектирования концепций 44

32. Метод Метчета в ИСУ 45

33. Планирование процесса ИСУ 46

34. Организация процесса ИСУ 47

35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 48

^ 36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления 50

37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология 52

38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 54

39. Креативное образование современного менеджера 56

^

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования


Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

^ Типология исследования

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

^ Характеристики исследования

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:


  • Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

  • Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

  • Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (па-пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

  • Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

  • Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

  • Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

  • Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

  • Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов па проведение исследования и результатов, полученных от него.
Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

^ Исследования в практике управления

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления , повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. -

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и усовершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

^ Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь ". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

Министерство образования Российской Федерации

Тульский государственный университет

Кафедра экономики и управления

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

“ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ”

по специальностям 060800 “Экономика и управление производством”, 061100 “Менеджмент”,

по направлениям 521500 – “Менеджмент”, 521600 – “Экономика”

АННОТАЦИЯ

Цель курса – обучение студентов основам теории систем.

Основная задача – изучение методологии системного подхода, широко применяемого при исследовании, создании и проектировании сложных систем.

В результате изучения дисциплины студент должен знать методологию анализа и синтеза систем, подходы к оценки структуры и свойств систем, общие методы моделирования и оптимизации, методы принятия решений в системах “человек-машина”, уметь выбирать наиболее рациональные методы при решении задач системного проектирования. Он должен иметь представление о требованиях совместимости систем, оптимизации управления системами, о стратегии развития больших организационно-технических систем.

Тема 1.Система управления. Общие сведения

      Понятие системы.

      Виды систем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

      Задачи системного анализа.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

2.1. Процедуры системного анализа.

2.2. Сущность процедур системного анализа.

Тема 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

3.1. Моделирование процесса управления организационно-техническими системами.

3.2. Виды связей между процедурами системного анализа.

Тема 4. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Цель и задачи целевого анализа.

4.2. Виды целей.

Продолжение темы 4. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

4.3. Оценка приоритетности целей

Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

5.1. Цель и задачи информационного анализа

5.2. Вербальное описание системы

Продолжение темы 5.ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

5.3. Формализованное описание системы.

5.4. Классификация информационных параметров.

5.5. Составление информационной базы данных.

Тема 6. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

6.1. Цель ситуационного анализа.

6.2. Задачи ситуационного анализа.

Тема 7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

7.1. Составление матрицы ситуационного анализа.

7.2. Построение матрицы реакций.

Продолжение темы 7.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

7.3. Построение матрицы альтернатив.

7.4. Разработка сценариев управления.

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

8.1. Цель организационно-функционального анализа.

8.2. Задачи организационно-функционального анализа.

8.3. Основные этапы организационно-функционального анализа.

Тема 9. ОПЕРАЦИОННО-ПРОЦЕДУРНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

9.1. Цель и задачи операционно-процедурного анализа.

9.2. Процедуры управления операционно-процедурным анализом.

9.3. Этапы операционно-процедурного анализа.

Тема 10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10.1. Цель и задачи функционально-стоимостного анализа

Продолжение темы 10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10.3. Организация функционально-стоимостного анализа.

Тема 11. Оптимизация системы управления.

11.1. Исключение дублирования.

11.2. Оптимизация структуры управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Тема 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Понятие системы.

      Виды систем.

      Понятие системы.

Множество элементов называется системой, если

1) имеется наличие объектов (элементов) ;

2) необходимо, чтобы между ними существовали связи;

3) наличие общей цели.

Главная цель у любой системы управления - эффективное использование оборудования, ресурсов и т.д. И как следствие получение максимальной прибыли.

      Виды систем.

Все системы принято делить на:

    технические системы, для которых характерно, что объектами являются технические устройства или технические подсистемы;

    организационно-технические системы, для которых характерно как использование технических средств, функционирующих по определенным правилам, так и наличие трудовых (людских) ресурсов, способных принимать некоторое множество управленческих решений. Для организационно-технических систем характерно, что в качестве объектов выступают лица, принимающие решения (ЛПР).

Продолжение темы 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Системный подход как метод исследования системы управления.

      Задачи системного анализа.

      Системный подход как метод исследования системы управления.

Для системных исследований характерно использование системного подхода. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую, целостную картину.

Системный подход предполагает, что общее целое первично по отношению к его частям и сначала явление или процесс рассматривается с общих позиций.

При этом рассмотрении вся система подразделяется на 2, 3 или большее количество частей. Эти части принято называть подсистемами. Определяется назначение каждой подсистемы и устанавливается связь между ними. На этом заканчивается первый уровень детализации.

Далее каждая подсистема разбивается на части и каждой из них определяется некоторое назначение. Определяются связи между ними и т.д. Процесс многократно продолжается до тех пор, пока отпадает целесообразность в разделении.

1.4.Задачи системного анализа.

В системном анализе существует понятие сложные системы. Большие (сложные системы) принято называть таковыми, потому что их отличает:

1) большое количество разнообразных элементов (количество элементов определяет сложность системы);

2) небольшое количество элементов, но большое количество связей;

3) большое количество процедур (функций, реализуемых элементами

системы);

4)для сложной системы характерно наличие трудно формируемых элементов (людей или коллективов людей).

Все перечисленные факторы требуют использования особого вида исследований, которые принято называть системными исследованиями.

К сложным системам относят и организационно-технические системы, образуемые совокупностями технических систем, функционирующими во взаимосвязи друг с другом и с обслуживающим персоналом.

Персонал организован в подразделения, между которыми распределены функции и установлены отношения подчинения.

В связи с этим задачами системного анализа являются:

1) разделение персонала на подразделения;

2) анализ связей между подразделениями;

3) установление иерархичности отношений.

Продолжение темы 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Управление организационно-техническими системами.

      Основные принципы управления организационно-техническими системами.

      Управление организационно-техническими системами.

Принято представлять управление организационно-техническими системами в виде целевого, функционального и линейного.

Целевое управление представляет собой координацию и организацию деятельности подсистем для достижения главной цели, определенной для данного этапа функционирования системы (на разных этапах у систем могут быть различные цели).

Функциональное управление появляется в результате разделения управленческого труда. Участие людей в процессе управления требует учета ограничений по их потенциальным информационным и общим интеллектуальным возможностям. Функциональные подсистемы автоматизируют управленческую деятельность.

Линейной управление представляет собой управление сверху вниз с учетом иерархии. Каждое звено реализует координацию непосредственно подчиненных звеньев. Те, в свою очередь, координируют деятельность звеньев следующего уровня и т.д.

      Основные принципы управления организационно-техническими системами.

К основным принципам управления организационно-техническими системами относят:

1) комплексность - реализуется построением системы управления,

охватывающей все области деятельности, все фазы управления, все уровни организационной структуры, все фазы жизненного цикла производимого продукта;

2) делимость реализуется разбиением системы на многоуровневые

совокупности;

3) иерархичность реализуется формированием многоуровневой функциональной линейной структуры. В соответствии с делением и закрепляются полномочия при принятии управленческих решений.

4) целенаправленность реализуется формированием целевых подсистем в системе в соответствии с основными целями;

5) замкнутость цикла управления реализуется путем выделения отдельных процедур управления, включающих: прогнозирование, планирование, организацию, координацию, регулирование, оптимизацию, стимулирование, учет, контроль, анализ.

Исследование систем управления как вид деятельности человека включает: распознавание существующих проблем и сложившихся ситуаций; определение их происхождения, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения; разработку вариантов решения проблемы, устранение трудностей, случайных ограничений, недостатков и пр.; выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям успеха, оптимальности и эффективности.

В современной науке существует несколько подходов к изучению системы управления организацией. Число этих подходов зависит от теоретико-методологических позиций авторов, которые могут вводить различные критерии для классификации. В качестве иллюстрации можно привести два примера:

популярный учебник М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» авторы которого рассматривают 4 подхода в науке управления (на основе выделения научных школ, системный, процессуальный и ситуационный подходы);

учебное пособие Р.А. Фатхутдинова «Разработка управленческого решения», выделяющего 13 подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессуальный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий и ситуационный.

При внимательном рассмотрении можно увидеть, что, используя метод декомпозиции, возможно деление компонентов первого примера - учебника. Равно возможен и обратный процесс - синтез 13 подходов Р.А.Фатхутдинова в более общие категории.

В рамках данного курса используется системный подход рассмотрения организации.

Существующие в реальном мире совокупности объектов можно разбить на три больших класса: неорганизованные совокупности, неорганичные системы и органичные системы.

Неорганизованная совокупность лишена каких-либо существенных черт внутренней организации. Связи между ее составляющими носят внешний, случайный характер. Входя в состав такого объединения, или покидая его, составляющие не претерпевают каких-либо изменений.

Два других класса совокупностей - неорганичные и органичные системы - характеризует наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. При этом органичные системы - наиболее сложные из всех типов систем.

На понятие «связь» в системных исследованиях приходится немалая смысловая нагрузка, вокруг этой категории группируется вся проблематика, специфическая для системного подхода. В качестве варианта классификации связей можно привести следующие:

· связи взаимодействия (среди которых можно различить связи свойств и связи объектов). Они представляют собой наиболее широкий класс связей, так или иначе выступающий во всех иных типах связей;

· связи порождения, когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой;

· связи преобразования, которые в свою очередь подразделяются на:

o связи, реализуемые через определенный объект, обеспечивающий это преобразование (например, катализатор);

o связи, реализуемые путем непосредственного взаимодействия двух или более объектов, в процессе которого эти объекты порознь или совместно переходят из одного состояния в другое;

· связи строения (структурные);

· связи функционирования;

· связи развития, которые можно рассматривать как модификацию функциональных связей состояний;

· связи управления. В зависимости от конкретного вида могут образовывать разновидность либо функциональных связей, либо связей развития.

Исследования системы управления специфичны максимальной сложностью объекта в сравнении с системами техническими и биологическими, поскольку их основной элемент (человек) обладает субъективностью и широким диапазоном выбора поведения. Поэтому следует говорить об отсутствии однозначных причинно-следственных связей между элементами. Отсюда возникают два важных следствия: значительная неопределенность функционирования социальных систем; наличие границ управляемости системы.

Объективная сложность системы пропорциональна множеству составляющих ее элементов, числу уровней и подсистем, многообразию связей между ними, степени автономии частей. Системы управления могут различаться признаками типа лидерства, субкультуры, размерности и т.п., входя в состав более сложной системы. Сформулируем отличительные особенности науки, исследующей системы управления. К ним относится использование научного метода; системная ориентация и использование моделей.

Основные этапы использования научного метода показаны на рис. 1.


Теперь более подробно рассмотрим каждый из блоков.

Наблюдение подразумевает объективный сбор информации и анализ по имеющейся проблеме или ситуации.

Формулирование гипотез, выявление возможных альтернатив, а также их последствий для ситуации и создание прогноза, основанного на наблюдениях, имеют основной целью установление взаимосвязи между компонентами проблемы.

Верификация, то есть подтверждение достоверности или ложности гипотезы: если гипотеза верна, то исследователю можно переходить к реализации решения или его модели; если же гипотеза неверна, то необходимо вернуться к первому этапу (наблюдению).

Специфика системной ориентации при исследовании организации подразумевает расшифровку основных принципов управления ею :

· принцип иерархичности - сложные и большие системы рассматриваются как многоуровневые, требуя деления на элементы (звенья или ступени). Каждая ступень управляет нижестоящей, являясь объектом управления вышестоящей ступени;

· принцип необходимого разнообразия - управляющая система должна обладать не меньшей сложностью, чем управляемая, потому что невозможно спроектировать простую систему управления для сложной системы производства;

· принцип обратной связи подразумевает получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным (плановым). Цель состоит в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управленческих решений. Управление может осуществляться в случае, если управляющая система будет получать информацию об эффекте, достигнутом тем или иным действием управляемой системы, о достижении или недостижении запланированного результата.

Устойчивость системы обеспечивается двумя элементами самоорганизации: дифференциацией и лабильностью.

Дифференциация - это стремление системы к структурному и функциональному разнообразию элементов, которое обеспечивает не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяет способность системы приспосабливаться к меняющимся условиям существования. Лабильность - это подвижность функций элементов при сохранении устойчивости структуры системы в целом.

Системные исследования - это особая форма научно-технической деятельности, ориентированная на специфические методы описания, изучения, конструирования и управления сверхсложными объектами, представляющими собой различного вида системы. Эти исследования носят междисциплинарный и синтетический характер.

В системных исследованиях существуют четыре уровня методологических знаний: философские основания системных исследований (например, категории пространства и времени); общенаучные методологические принципы и формы исследования систем различной природы (например, методы анализа и синтеза); конкретно-научная методология системного исследования в специальных научных дисциплинах (например, теория классовой борьбы в марксизме); методика и техника системных исследований конкретных объектов (например, методики оценки психологической совместимости в коллективе).

Одной из форм системных исследований является системный анализ - это разработка методов содержательного и формального системного описания объектов управления; выявление закономерностей их функционирования и развития, построение системной теории и практических методов управления этими объектами.

Исследовательские этапы системного анализа можно сформулировать следующим образом:

Определение целей и задач исследования и показателей степени их достижения;

Определение объекта и предмета исследования;

Целенаправленный сбор и обработка информации, относящейся к задаче;

Определение структуры объекта, описание его свойств, организации и условий существования;

Определение целей жизнедеятельности объекта;

Построение гипотез о механизме функционирования объекта;

Исследование объекта с помощью моделей и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы о функционировании объекта, корректировку моделей, определение перечня альтернатив управления;

Прогнозирование последствий реализации отобранных альтернатив и выбор из них наиболее рациональной альтернативы.

Использование моделирования необходимо в силу сложности проблем, присущих системам управления, и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. В самом общем виде модель- это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Зафиксируем основные специфические черты данного понятия.

Необходимость моделирования обуславливается сложностью организационных ситуаций. Возможности человека при исследовании систем управления значительно повышаются в случае взаимодействия с реальностью на ее модели. Главной характеристикой модели является упрощение реальной ситуации. Модель предоставляет возможность экспериментирования, ибо в абсолютном большинстве случаев при исследовании организаций желательно на практике проверить альтернативные варианты решения проблем. Наконец, моделирование ориентирует управление на будущее, оно является единственным методом, позволяющим рассмотреть варианты грядущего и определить его потенциальные последствия.

Принято выделять следующие виды моделей:

- физическая (или портретная) - ее отличительной чертой является то, что она в некотором смысле выглядит как моделируемая реальность, уменьшенная или увеличенная (например, детская железная дорога или рекламная надувная бутылка пива). Этот вид модели упрощает визуальное восприятие, позволяет разрешить проблемы, сопряженные с человеческим восприятием;

- аналоговая (или подобная) представляет объект аналогом, при этом, не выступая таковой - это может быть график или организационная схема (например, пути эвакуации при пожаре);

- математическая (или символическая) - в данном случае для описания свойств или характеристик объекта (или события) служат символы. Эта разновидность моделей чаще всего используется в случае принятия организационных решений (например, это могут быть различные математические выражения).

Сформулируем основные требования, предъявляемые к различным моделям:

Удовлетворение требованиям полноты, адаптивности, обеспечение возможности изменений, рассмотрение большого числа вариантов и с большой точностью;

Достаточная абстрактность, чтобы допускать варьирование большим числом переменных. При этом нельзя терять физический смысл и возможность оценки полученных результатов;

Удовлетворение требованиям и условиям, ограничивающим время решения задачи;

Ориентация на реализацию с помощью существующих средств, физическая осуществимость на данном этапе развития техники с учетом ограничений организации;

Обеспечение получения полезной информации об объекте прогнозирования в плане поставленной задачи исследования;

Построение с использованием общепринятой терминологии;

Возможность проверки истинности, соответствия оригиналу, то есть проверку адекватности или верификацию;

Свойство робастности (устойчивости) по отношению к ошибкам в исходных данных.

Верификация при моделировании может осуществляться следующими способами:

- прямая верификация модели посредством разработки модели того же объекта с использованием другого метода;

- косвенная верификация модели на основе сопоставления результатов, полученных с использованием модели, с данными, полученными из других источников;

- консеквентная верификация модели в виде аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов;

- верификация модели оппонентом путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу;

- верификация модели экспертом в ходе сравнения прогноза с мнением эксперта;

- инверсная верификация модели проверкой адекватности прогнозной модели и объекта в ретроспективном периоде;

- структурная верификация на основе сопоставления структур без экспериментальной проверки и сопоставления в целом (эта процедура носит неформальный характер).

Нацеленность системных исследований на поиски системообразующих факторов, а не простых характеристик системного объекта, приводит к необходимости выделения из многообразия связей тех, которые можно назвать основными, ключевыми, главными (то есть, системообразующими).

Типичным примером таких связей являются связи управления. Их характеризует построение на основе определенной программы. Кроме того, они представляют собой способ реализации программы. Это означает, что над функционирующей или развивающейся системой всегда есть «нечто», заключающее в себе, в том или ином виде общую схему соответствующего процесса.

Это «нечто» и есть система управления, а связи управления - те средства, при помощи которых она реализует схему. Понимание связей управления позволяет указать важную характеристику систем: внутренняя иерархия систем такова, что обычно подсистемы любого уровня могут быть представлены в виде блоков, которые управляются извне . Это делает связи управления специфическими для систем и, следовательно, системообразующими.

Социальные системы, прежде всего, состоят из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем - управляемой иуправляющей , то есть из объекта и субъекта управления.

Куправляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс создания товаров или оказания услуг. К управляющей - обеспечивающие процесс управления, то есть целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой системы.

В науке существует несколько классических подходов, используемых при исследовании систем управления:

- традиционный - разрабатывает и использует принципы и правила управления, подходящие для любых типов организаций (универсальные правила). При этом управление понимается как простое одномерное взаимодействие людей в организации;

- системный - концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого;

- ситуационный - утверждает, что не существует одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. При исследовании систем управления под ситуацией понимают «тройку»: состояние объекта управления» - «управляющие воздействия» - «последствия управ­ляющих воздействий» .

В ходе современных исследований систем управления формируются также социально-этический и стабилизационный подходы.

Социально-этический подход направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению ущерба финансовой, тех­нологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам орга­низаций.

Стабилизационный подход либо обеспечивает нахождение объекта управления в заданной области значений параметров, либо не допускает пере­ход этого объекта в область неуправляемых, недопустимых состояний. При этом постановка новых самостоятельных целей не предусматривается.

Одной из наук, связанных с исследованием систем управления, является кибернетика - дисциплина, изучающая вопросы управления, связи, контроля и регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. Основными свойствами кибернетики применительно к социальным системам являются следующие:

1. целое не является простой суммой частей, поскольку систему можно рассматривать как единство. Единство обеспечивается взаимодействием. Поэтому целое представляет собой новое качество, новые свойства которого отсутствуют у его элементов;

2. целостна та система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них. Целое распадается, если суммарная энергия движения частей системы будет превышать энергию ее внутренних связей и если энергия внутренних связей частей будет меньше суммарной энергии внешних воздействий;

3. чтобы целостное воспринималось как система, оно должно иметь границы, отделяющие его от внешней среды. В социальных системах они ни жесткие, ни непроницаемые, ни замкнутые;

4. закрытые системы подвержены энтропии - тенденции к иссяканию. Открытые же системы не страдают энтропией, если входы в них по крайней мере равны используемой энергии их выходов;

5. чтобы открытая система продолжала существовать, она должна, по крайней мере, достичь такого состояния, при котором она усваивает достаточно входов, а также энергию и материалы, используемые в работе;

6. чтобы система достигла динамического равновесия, она должна обладать информационным входом - обратной связью, которая сообщает, действительно ли система достигла устойчивого состояния и не подвергается ли она опасности разрушения;

7. за исключением Вселенной, все системы являются подсистемами, составляя часть суперсистемы;

8. открытые системы тяготеют к нарастанию усложненности и дифференциации.

Пример тестовых заданий по курсу «Исследование систем управления»

1. Метод опросов:

Использует специально разработанные анкеты;

Должен применяться на репрезентативных выборках;

Позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции;

Верны все ответы.

2. Независимая переменная всегда вводится:

В экспериментальную группу;

В контрольную группу;

В обе группы;

Все ответы неверны.

3. Что такое методы исследования?

Средства оптимизации исследования.

Определение состава проблемы.

Способы проведения исследования.

Исследовательские способности менеджера.

Алгоритм исследования.

4. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

Статистический анализ.

Экспериментирование.

Социометрический анализ.

Тестирование.

Хронометрирование.

5. В чем преимущество методов тестирования?

Глубина раскрытия проблемы.

Простота и доступность, не требует специальных знаний.

Количественная определенность.

Позволяет исключить психологические и личностные нюансы.

Позволяет быстро получить информационный материал.

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Понятие научного эксперимента, его цели. Разновидности социальных экспериментов.

2. Этапы планирования эксперимента и логика его осуществления.

3. Понятие валидности, трактовка внутренней и внешней экспериментальной валидности. Причины невалидности эксперимента в социальных технологиях.

4. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо как пример исследования социальной среды организации методом эксперимента.

5. Понятие наблюдения, цель его применения при исследовании системы управления.

6. Разновидности метода наблюдения: структуризованное и неструктуризованное; включенное и невключенное; полевое и лабораторное; систематическое и несистематическое и др. Стимулирующее наблюдение как разновидность включенного наблюдения.

7. Методы и способы повышения надежности данных наблюдаемого явления.

8. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

9. Анализ документов – разновидность исследования системы управления. Основные типы носителей информации. Виды документов.

10. Специфика анализа художественной литературы и средств массовой информации как документальных источников.

11. Качественно - количественный анализ документов. Достоинства и недостатки метода анализа документов.

12. Сущность метода контент - анализа документов. Понятие смысловых единиц и единиц счета.

13. Преимущества и недостатки анализа личных документов.

14. Определение социологического опроса, основные этапы его проведения. Разновидности социологических исследований: разведывательное, описательное и аналитическое и др.

15. Анкетирование и интервьюирование - основные виды социологического исследования как социальной технологии, их достоинства и недостатки.

16. Понятие социальной группы и критерии для их выделения.

17. Программа социологического опроса и ее основные составляющие. Шкалы в социологическом опросе.

18. Понятие выборки в социологическом исследовании и ее типы. Закрытые (альтернативные и неальтернативные), полузакрытые и открытые разновидности вопросов.

19. Специфические свойства человеческой психики, которые препятствуют объективному отображению информации в ходе социологического опроса.

20. Организационная диагностика как метод исследования систем управления.

21. Объекты внутренней и внешней диагностики системы управления.

22. Модель шести ячеек М.Вайсборда. Модель соответствия Д.Надлера – М.Л.Ташмана.

23. Модель Н.Тичи. Клинико - историческое исследование Д.Левинсона.

24. Специфические черты диагностической модели жизненного цикла организации И. Адизеса.

25. Позиционный анализ, анализ силовых полей как метод исследования систем управления.

26. Экспертный опрос как метод как метод исследования систем управления; его основные разновидности.

27. Понятие экспертной оценки, достоинства и недостатки данного метода. Личностно – профессиональные требования, предъявляемые к эксперту.

28. Основные функции метода экспертной оценки. Коллективная и индивидуальная самооценка профессионализма экспертов.

29. Методы коллективных экспертных оценок: «круглый стол», «дельфийская техника».

30. Методы коллективных экспертных оценок: программное прогнозирование, эвристическое прогнозирование, коллективная генерация идей («мозговой штурм»).

31. Принципы командной организации групповой работы.

32. Основные этапы жизненного цикла управленческой «команды». Роль лидера в «команде».

33. Измерение результативности «командной» работы, система ролей и поощрений в команде.

34. Понятие организационной интервенции и изменения в людях как метод исследования систем управления.

35. Модели организационного изменения по К.Левину, Л.Грейнеру.

36. Понятия описания рабочего места и спецификации личности сотрудника в как метод исследования систем управления.

37. «План семи точек» А.Роджерса.

38. Ошибки при проведении деловой оценки персонала. Шкалы в управленческих тестах.

39. Понятие социальной инженерии и социальной технологии как метод исследования систем управления.

40. Организационно – деятельностные и инновационные игры в как метод исследования систем управления.

  • Дмитриев В.А. Исследование систем управления (Документ)
  • Ответы на вопросы к экзамену - Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Шпоры по предмету Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Созинов В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие (Документ)
  • Мишин В.М. Исследование систем управления (Документ)
  • Шпаргалка - Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления (Документ)
  • (Документ)
  • Воропай Н.И. Надежность систем электроснабжения. Конспект лекций (Документ)
  • Шевчук Д.А. Экономическая теория. Конспект лекций (Документ)
  • Коротков Э.М. Исследование систем управления (Документ)
  • n1.doc

    Денис Шевчук

    Исследование систем управления: конспект лекций

    Аннотация

    В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Исследование систем управления ». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

    Денис Шевчук

    Исследование систем управления. Конспект лекций

    Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

    Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.
    С уважением,

    Шевчук Денис, www.deniskredit.ru

    Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

    «Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

    Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

    Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

    Постановка цели исследования;

    Определение объекта и предмета исследования.

    Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

    Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

    Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

    Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

    Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

    Исследование систем управления необходимо проводить:

    При совершенствовании системы управления действующей организации;

    Разработке системы управления вновь создающейся организации;

    Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

    Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

    Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

    Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

    Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

    Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

    Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

    Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

    Свойства системы могут быть условно разделены:

    На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

    Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

    Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

    Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

    Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

    Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

    Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

    Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

    Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

    Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

    Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

    Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

    Системы можно классифицировать:
    ? по способу образования:

    Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

    Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
    ? сущности:

    Космические;

    Биологические;

    Технические;

    Социальные;

    Экономические;

    Экологические;

    Политические и др.;
    ? отношению к целевому назначению:

    Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

    Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
    ? наличию центрального ведущего элемента:

    Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

    Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
    ? размеру.

    Малые (включают менее 30 элементов);

    Средние (включают до 300 элементов);

    Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
    ? степени сложности:

    Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

    Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
    ? отношению к изменениям во времени:

    Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

    Динамичные (изменяются с течением времени);
    ? продолжительности функционирования:

    Краткосрочные;

    Среднесрочные;

    Долгосрочные;

    Специализации:

    Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

    Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

    Предсказуемости поведения:

    Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

    Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
    ? взаимодействию с внешней средой:

    Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

    Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

    Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

    Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

    Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.

    С уважением,

    Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

    «Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

    Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

    Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

    Постановка цели исследования;

    Определение объекта и предмета исследования.

    Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

    Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

    Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

    Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

    Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

    Исследование систем управления необходимо проводить:

    При совершенствовании системы управления действующей организации;

    Разработке системы управления вновь создающейся организации;

    Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

    Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

    Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

    Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

    Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

    Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

    Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

    Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

    Свойства системы могут быть условно разделены:

    На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

    Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

    Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

    Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

    Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

    Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

    Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

    Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

    Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

    Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

    Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

    Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

    Системы можно классифицировать:

    ■ по способу образования:

    Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

    Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;

    ■ сущности:

    Космические;

    Биологические;

    Технические;

    Социальные;

    Экономические;

    Экологические;

    Политические и др.;

    ■ отношению к целевому назначению:

    Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

    Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;

    ■ наличию центрального ведущего элемента:

    Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

    Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

    ■ размеру.

    Малые (включают менее 30 элементов);

    Средние (включают до 300 элементов);

    Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);

    ■ степени сложности:

    Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

    Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

    ■ отношению к изменениям во времени:

    Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

    Динамичные (изменяются с течением времени);

    ■ продолжительности функционирования:

    Краткосрочные;

    Среднесрочные;

    Долгосрочные;

    Специализации:

    Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

    Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

    Предсказуемости поведения:

    Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

    Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;

    ■ взаимодействию с внешней средой:

    Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

    Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

    Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

    Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

    Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

    Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

    Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

    Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

    Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

    Теория принятия решений и эффективные коммуникации – подход соответствия информационной и организационной структур.

    При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

    Достоверности;

    Ясности;

    Своевременности;

    Полноты;

    Оперативности;

    Надежности.

    В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

    Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

    Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

    Ситуационный подход – подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

    Когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

    При возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

    Процессный подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

    2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.