Тяжелый корвет проекта 23800. Перспективный Российский корвет типа «Бриз

Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков. Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть. Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».

Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х. Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).
«Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.


Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля. Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.

И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.


Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.


В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил. Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».

Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.


Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне. На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях. Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК». В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».

Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385. А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

Корветы проекта 20380 - многоцелевые сторожевые корабли ближней морской зоны, разработанные для Военно-Морского Флота России. На начало 2011 года в боевом составе ВМФ России находится головной корабль проекта - корвет «Стерегущий», ещё четыре корабля строятся. Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля - «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов).

Корветы проекта 20380 предназначены :
— для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
— для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
— для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем. Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих корветов устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

Основные характеристики :

Полное водоизмещение — 2220 т
Длина:
90 м (по КВЛ)
104,5 м (наибольшая)
Ширина:
11,1 м (по КВЛ)
13 м (наибольшая)
Осадка:
3,7 м (средняя)
7,95 м (наибольшая с бульбом)
Силовая установка: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта;
Мощность — 23 320 л.с.
Скорость:
полная — 27 узлов (50 км/ч)
экономическая — 14 узлов (26 км/ч)
Дальность плавания 3500-4000 миль на 14 узлах
Автономность плавания — 15 суток.

Корпус и надстройка

Корпус корвета - стальной гладкопалубный . Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25%, а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки.

Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла.

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс».

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля».

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных специалистами Коломенского завода для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата.

ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В(50 Гц).

За счёт уменьшения уровня шумов механизмов ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне - впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных подлодках последнего поколения.

При скорости экономического хода 14 узлов (полная - 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99 человек.

Вооружение

Противокорабельный комплекс
Вооружение корвета проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения корвета является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 и дальностью стрельбы 130 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса.

Зенитный ракетный комплекс
Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ.

Артиллерия
Артиллерийское вооружение корвета представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте - 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке.

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение
Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330-мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ.

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64.

Радиотехническое вооружение

Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает:
— радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»;
— РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты;
— две навигационных РЛС;
— гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе;
— гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной;
— ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.

Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190. Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380.

Мореходность
Улучшенная мореходность корветов проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

Боевая живучесть

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля».

Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника).

/По материалам atrinaflot.narod.ru и ru.wikipedia.org /

На открывающемся сегодня в Санкт-Петербурге Международном военном-морском салоне (МВМС-2017) представлены новейшие модели боевых кораблей будущего.

Разработаны они специалистами Крыловского научного центра. Выделяется корвет, проект которого назван «Бриз». Раньше в нашем флоте корветов вообще не существовало. Аналогичные западным по водоизмещению и вооружению корабли назывались сторожевиками ближней морской зоны. Они должны были охранять акватории и прибрежные территории в пределах государственных морских границ.

Однако развитие военно-морских технологий позволило строить корабли небольшого водоизмещения, которые стали обладать отличной мореходностью, иметь большую дальность плавания и очень мощное вооружение. К ним вполне применима поговорка: мал золотник, да дорог. При этом основная ценность корветов не в их стоимости — они относительно дешевы, а в боевой эффективности.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств. Благо, что уникальная опытно-экспериментальная база Крыловского научного центра позволяет еще на моделях выбрать наиболее удачные обводы и всю архитектуру корабля.

Итогом стала совершенно новая форма подводной части. Это, в свою очередь, придало корвету повышенную устойчивость хода при морской качке, значительно уменьшило сопротивление воды и облегчило управление движением. Новая форма корпуса, что подтвердили эксперименты в специальных бассейнах, снижает волновое сопротивление вдвое, а общее — на четверть при полной скорости хода. Интересна форма носовой бульбы корвета. На ней размещены дополнительные крылья успокоителей качки.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств

При той же мощности двигателя, что и на аналогичных кораблях этого ранга, можно было добиться значительного прироста скорости. Но конструкторы предложили иной вариант. Скорость осталась прежней, а сама силовая установка стала менее мощной, более компактной и экономичной.

Благодаря такому подходу, внутри корпуса высвободились значительные объемы. И это дало возможность насытить корвет большим количеством и большим разнообразием различного вооружения. Его огневая мощь значительно усилилась.

Количество ячеек универсальных вертикальных пусковых установок для управляемого ракетного оружия выросло до 24 единиц при сохранении размеров и водоизмещения корабля. Обычно количество таких пусковых установок на кораблях водоизмещением около 2000 тонн не превышает двенадцати. Основное ракетное вооружение — противокорабельное или универсальное, то есть ракеты могут наносить удары и по наземным целям.

Противовоздушная оборона корвета типа «Бриз» достаточно мощная. Это 16 зенитных управляемых ракет большой дальности и 32 управляемых ракеты малой дальности. Зенитно-ракетную оборону дополняют универсальная 100 мм автоматическая артустановка и два скорострельных автомата калибра 30 мм. При этом автоматы могут быть шестиствольными или, в исполнении «Дуэт», двенадцатиствольными.

Для борьбы с подводными лодками и для противоторпедной защиты предусмотрены два четырехтрубных торпедных аппарата «Пакет» калибра 324 мм на левом и правом бортах.

Нормальное водоизмещение корвета «Бриз» — 1980 т, скорость полного хода — 30 уз, дальность хода — 3500-4000 миль. Автономность — 15 суток, что позволяет совершать рейды и вдаль от родных берегов. Другие новинки Крыловского центра — универсальный десантный корабль «Прибой», эскадренный миноносец «Лидер» и авианосец «Шторм». Проекты этих кораблей детально проработаны. Они могут строиться в интересах ВМФ России или в экспортном исполнении.

Как отмечают независимые эксперты эсминец «Лидер» по комплексу характеристик не уступает современным и перспективным зарубежным аналогам. А проект десантного корабля «Прибой» на сегодняшний день по общему комплексу характеристик — лучший в мире.


Итоги МВМС-2017 - ВМФ необходимы лучше вооруженные и более сбалансированные “мускулистые корабли"? July 4th, 2017

Если суммировать озвученные в СМИ заявления “ответственных лиц” в дни проведения Международного военно-морского салона МВМС-2017, у меня лично возникло, надеюсь не ложное, впечатление что наконец-то отечественные проектно-конструкторские бюро (ПКБ) начали получать от ВМФ достаточно внятные тактико-технические требования и, в свою очередь, предлагать ВМФ достаточно сбалансированные проекты боевых надводных кораблей.

Двигаясь от малого к большому и от простого к сложному, первым делом видимо стоит упомянуть о классе малых ракетных кораблей (МРК).

Малые ракетные корабли


Генеральный директор Зеленодольского завода имени Горького Ренат Мистахов сообщил что завод усовершенствует проект малых ракетных кораблей (МРК) типа "Буян-М", сделав их более мореходными. Обновленный вариант МРК будет иметь новую форму корпуса, а по своим возможностям приблизится к корветам.

Информация о том, что весьма странную переделку в МРК плоскодонного малого артиллерийского корабля (МАК) “река-море” типа “Буян”, в своё время спроектированного для надводных сил Каспийской флотилии, перепроектируют в корабль с приемлемой для условий того же Средиземного моря мореходностью, и надеюсь, усиленным вооружением, может только порадовать.

Если же вооружение усовершенствованного МРК Зеленодольского завода не будет существенно отличаться по своим возможностям от вооружения уже строящихся 800 тонных МРК проекта 22800 (“Каракурт”), то эту попытку зеленодольцев стоит признать всё же контрпродуктивной. В случае её успеха и закупки Минобороны РФ МРК нового проекта в составе ВМФ лишь увеличится число разных типов боевых кораблей мало отличающихся один от другого своими боевым возможностями.

Коветы

Кого впрочем может удивить одновременное строительство для ВМФ МРК двух разных проектов, если отечественные кораблестроители одновременно строят для нашего ВМФ корветы сразу трех разных проектов: 20380, 20385 и 20386?

Всё началось в своё время с отмены уже начатого строительства СКР проекта 12441 типа “Новик”, который со своим полным водоизмещением 2900 тонн, 18-ю ПКР “Оникс” и газотурбинной ГЭУ был признан “слишком крупными и дорогостоящими для корвета прибрежной зоны”.

Корветы проекта 20380 типа “Стерегущий” с проектным полным водоизмещением 2100 тонн, 8-ю ПКР “Уран” и дизельной ГЭУ, как считалось, должны были более соответствовать требованиям ВМФ к кораблям данного типа. Однако ударное вооружение и возможности ПВО кораблей проекта 20380 всё же позднее были признаны недостаточными.

Установленный на головном корвете “Стерегущий” ЗРАК “Кортик-М” был на первом серийном корвете заменён на ЗРК “Редут” с УВП на 12 ячеек, а в начале 2012-го года был заложен первый корвет проекта 20385, представляющий собой усовершенствованный корвет проекта 20380 с несколько увеличенным водоизмещением. Причиной этого послужило усиление вооружения корвета за счёт замены ПК ПКРК “Уран” на 8-ми ячеечную УВП ПКРК “Калибр-НК”, и увеличение числа ячеек ЗРК “Редут” с 12-ти до 16-ти.

Однако уже 2013-м году корветы проекта 20385 были признаны слишком дорогими:

“Главное, что нас не устраивает, - это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение - крылатые ракеты "Калибр", работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота”

Как следствие в 2016-м году был заложен первый корвет “модульного” проекта 20386… с водоизмещением 3400 тонн и дорогой газотурбинной ГЭУ.

“Чрезмерное вооружение” на этот корабль, почти догнавший по водоизмещению СКР проект 11356, решили не ставить (разве что добавлять в виде модулей). Схемы демонстрируют две четырехконтейнерные ПУ ПКРК “Уран”.

Однако это ещё далеко не конец истории. Как отметил на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин:

“Конечно, главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, - это "мускулистые" корабли, обладающие возможностью носить огромное количество вооружений. То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС”

Видимо в связи с упомянутым акцентом Крыловский государственный научный центр представил на МВМС-2017 модель корвета “Бриз” с нормальным водоизмещением 1980 тонн, дизель-газотурбинной ГЭУ, УВП на 24 ракеты “Калибр-НК”, 24 ячейками ЗРК “Редут”… и похоже без вертолётного ангара.

Стало так же известно, что Северное ПКБ разрабатывает “тяжелый” корвет проекта 23800, который “станет промежуточным звеном между корветом и фрегатом”, видимо выступив альтернативой проекту Крыловского государственного научного центра.

Перспективный фрегат

В отличие от интригующего постоянного изменения концептуальных взглядов на отечественные корабли ближней морской зоны типа корвет концепция отечественного перспективного фрегата со временем претерпевала менее драматичные изменения.

Головной перспективный фрегат проекта 22350 “Адмирал флота Советского Союза Горшков” ещё не вступил в строй а его недостатки уже известны – относительно малая ёмкость УВП для ЗУР (32 ячейки) и ударного вооружения - 16 ракет комплекса “Калибр-НК” (напомню что специалисты Крыловского государственного центра планируют вооружить свой перспективный корвет “Бриз” 24-мя ракетами комплекса “Калибр-НК”), недостаточная скорость экономического хода – 14 узлов.

Поэтому заявлено что число пусковых установок для ракет и водоизмещение перспективного фрегата проекта 22350М увеличатся. Не ясно лишь одно, возрастёт ли водоизмещение примерно на тысячу тонн, или вырастет до 8 тысяч тонн, как пишут СМИ в последнее время. Во втором случае корабль уже нельзя будет считать модификацией фрегата проекта 22350. Это будет совершенно новый проект, пусть и унаследовавший от фрегата проекта 22350 ряд архитектурных особенностей и внутреннего оборудования. При увеличении полного водоизмещения до 8 тысяч тонн можно ожидать увеличения числа пусковых установок для ракет в сравнении с “Горшковым” примерно вдвое и появления ангара для второго вертолёта. Даже если такой корабль в отечественном ВМФ будет классифицироваться как фрегат, за рубежом его скорее всего станут классифицировать как эсминец.

“Лидер”

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что эскизный проект эсминца нового поколения “Лидер” прошёл согласование в Министерстве обороны РФ. Было ещё раз уточнено что корабль получит ядерную энергетическую установку и отмечено, что сроки начала строительства серии будут определены на этапе технического проектирования. Думаю что новой дополнительной информации о проекте мы в ближайшее время не получим.

Перспективные десантные корабли

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что ВМФ России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений. Пока не ясно, будут ли это спроектированные Невским ПКБ ДВКД водоизмещением около 15000 тонн с полётной палубой для вертолётов в корме, или это будут УДК авианосной архитектуры со сплошной полётной палубой. Во втором случае можно говорить о двух конкурирующих проектах. Макет УДК “Лавина” водоизмещением порядка 23 тысяч тонн был в очередной раз представлен Крыловским государственным научным центром на МВМС-2017. Так же известно, что Невское ПКБ ведет проектирование УДК водоизмещением порядка 30 тысяч тонн.

Я уже о проекте Крыловского государственного научного центра. . Повторяться не буду.

По поводу проекта УДК от Невского ПКБ неизвестно ничего, кроме водоизмещения. При этом непонятно даже нормальное ли это водоизмещение или полное. Учитывая большой опыт коллектива Невскго ПКБ, полученный в ходе перепроектирования ТАКР проекта 1143.4 “Адмирал Гошков” в лёгкий авианосец “Викрамадитья”, а так же в ходе участия в разработке проекта индийского лёгкого авианосца “Викрант”, лично мне очень интересно, попытаются ли разработчики Невского ПКБ предложить нашему ВМФ базирование на проектируемом 30 тысячетонном УДК МиГ-29К, или нет. Если нет, то отечественный перспективный УДК Невского ПКБ станет самым большим кораблём этого класса, на котором будут базироваться только вертолёты.

Авианосцы

Как несколько дней назад сообщил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук проектирование перспективного российского многоцелевого авианосца заложено в госпрограмму вооружений до 2025 года. “Да, безусловно, Военно-морской флот будет строить авианосец” , - приводит его слова ТАСС – “Проводится проработка различных бюро, чтобы определить облик данного корабля” .

Исходя из слов вице-адмирала Бурсука можно сделать вывод что с тем как будет выглядеть “техническое лицо” перспективного многоцелевого авианосца ВМФ до сих пор не определился, и думаю вряд ли окончательно определиться до 2025 года. Разве что с большой уверенностью можно полагать, что корабль будет оснащён атомной энергетической установкой.

Стоит при этом отметить что Крыловский государственный научный центр, ранее предложивший ВМФ и иностранным заказчикам концептуальный проект многоцелевого авианосца “Шторм” водоизмещением 95-100 тысяч тонн, также начал инициативную проработку технического облика более простого легкого авианосца “боевые возможности которого не сильно уступают авианосцу «Шторм»” .

Что ж, конкуренция на поприще проектирования отечественных авианосцев двух организаций, Крыловского государственного научного центра и Невского ПКБ, конечно же лучше, чем один проектировщик-монополист.

Спасибо за внимание!

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 июля 2017 г. на корвете "Совершенный" проекта 20380 торжественно поднят Военно-морской флаг РФ. Построенный на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) корабль вошел в состав Тихоокеанского флота ВМФ России.

Корабли проектов 20380/20385 - серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Разработаны Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург) в конце 1990-х - 2000-х гг. Генеральный конструктор - Александр Шляхтенко, главный конструктор - Игорь Иванов. Корабли предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы.

Тактико-технические характеристики (для проектов 20380/20385)

Длина корвета составляет 104,5 м;
- ширина - 13 м;
- осадка - 7,95 м;
- полное водоизмещение - 2 тыс. 200 т;
- главная энергетическая установка - двухвальная дизельная (два агрегата ДДА12000 производства АО "Коломенский завод", мощностью по 12 тыс. лошадиных сил каждый);
- скорость полного хода - до 27 узлов (около 50 км/ч);
- дальность плавания - 3 тыс. 500 морских миль (около 6 тыс. 400 км);
- автономность плавания - 15 суток;
- экипаж - 99 человек.

Вооружение

Вооружение - пусковые установки противокорабельных ракет "Калибр-НК" или "Уран" (в зависимости от модификации корабля), зенитный ракетный комплекс "Кортик-М" или "Полимент-Редут", две артиллерийских установки АК-630М калибра 30 мм, артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, две пулеметные установки калибра 14,5 мм и два гранатомета ДП-64. Противолодочная и антиторпедная защита - два торпедных аппарата комплекса "Пакет" калибра 330 мм.

На корабле может базироваться вертолет Ка-27.

Модификации

20380П и 20383 - проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы);
- 20382 - экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован);
- 20385 - модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 г. против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства.
- 20386 - проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3 тыс. 400 т) и дальностью плавания (9 тыс. 260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля ("Гремящий" и "Проворный") с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
- Головной корабль проекта 20380 "Стерегущий" (бортовой номер 530, заводской - 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на "Северной верфи", спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
- Первый серийный корвет - "Сообразительный" (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на "Северной верфи", спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
- "Бойкий" (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на "Северной верфи", спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
- "Совершенный" (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе" (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
- "Стойкий" (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на "Северной верфи", спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
- "Громкий" (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
- "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца "Быстрый" Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
- "Резкий" (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
- "Ретивый" (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
- "Строгий" (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на "Северной верфи" (заводские номера 1010-1013), двух - на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на "Северной верфи" строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
- "Гремящий" (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
- "Проворный" (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на "Северной верфи" по проекту 20386:
- "Дерзкий" (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.