Воспитание личности в коллективе презентация. Презентация на тему «Психолого-педагогические основы воспитания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коллективное воспитание или воспитание коллектива Подготовила: Большакова Н.Е., воспитатель МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида Киселёвск, 2014

Коллектив -а, м. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Трудовой к. Научный, студенческий к. К. завода. (Толковый словарь Ожегова) Коллектив КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.). (Большой энциклопедический словарь) Понятие «коллектив»

Коллектив (лат. collectivus - собирательный) - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. (Психологическая энциклопедия) Коллектив (от лат. collectivus - собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преим. трудовой К., в психологии - контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике - организованные общности детей и взрослых. (Педагогический словарь) Понятие «коллектив»

Понятие «коллектив» Коллектив – одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древних времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли коллективные объединения людей: добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества.

В таких объединениях наблюдались следующие процессы: - устанавливались особые организационные структуры, например. выбирался глава общины - человек, которому доверяли все; - организованная общая деятельность и совместное проведение досуга делали общение членов объединения достаточно тесным и открытым; - создавался общий фонд материальных средств и других ресурсов, из которых оказывалась помощь и поддержка нуждающимся членам общины; - возникала особая атмосфера солидарности, доверия, и каждый член такого объединения знал, что если с ним что-то случится, то сообщество не бросит его в беде, поддержит его семью, детей. Понятие «коллектив»

Великие педагоги о коллективе: Я.А. Коменский Я. А. Коменский делил учащихся школьного класса на "десятки" (" декурии "), во главе каждой назначался из числа учеников "десятник" ("декурион"). В его обязанности входило проверять присутствие членов " декурии " на уроках, выполнение ими домашнего задания. Кроме того, декурион помогал учителю раздавать и собирать тетради и вместе с учителем отправлялся домой к ученику, пропустившему учебные занятия. В каждом классе в школе Я. А. Коменского был свой Сенат, который издавал "законы", Суд, который разбирал проступки учеников. ". Даты жизни: 25 марта 1592 - ноябрь 1670 Место рождения: Нивнице, Чехия Место смерти: Амстердам, Нидерланды Научная сфера: Педагогика, дидактика Известен как: « Отец педагогики»

«Перед нами не что иное, как ранние формы школьного самоуправления…» Великий педагог намеренно создавал в школе игровую модель взрослой жизни, чтобы учащиеся не только упражнялись в учебном содержании, но и постигали опыт совместной деятельности и социальных отношений. Неслучайно Я. А. Коменский часто повторял свое излюбленное сравнение: "Школа - это мастерская человечности». Великие педагоги о коллективе: Я.А. Коменский

И. Г. Песталоцци утверждал, что человеку присуши три начала: животное, общественное и нравственное. Только воспитание в духе человечности поможет подчинить все животное в человеке и опереться на общественное начало. В 1801 году он организовал в Бургдорфе воспитательный институт, а затем в 1805 году в Ивертене среднюю школу и учительскую семинарию. В этих образовательных учреждениях И. Г. Песталоцци был полный пансион, учащиеся учились и жили вместе с педагогами. Здесь действовало детское самоуправление, дежурства, организовывался общественно-полезный (безвозмездный) труд в пользу крестьян окрестных деревень. Великие педагоги о коллективе: И.Г. Песталоцци Даты жизни: 12.01.1746 – 17.02.1827 Место рождения: Цюрих, Швейцария Научная сфера: педагогика Известные ученики: Фридрих Фребель, Луи-Венсан Тардан Известен как: выдающийся педагог

В 1905 году С.Т. Шацкий впервые создал под Москвой детскую летнюю трудовую колонию, а в 1911 году это была уже колония "Бодрая жизнь", где в полной мере действовало "организованное детское сообщество". С. Т. Шацкий так определял его основные признаки: - "внутренняя общность", единство педагогов и детей, преодоление "смыслового барьера" между ними; - "нейтрализация аморальных сил" в детской среде, создание своей "Конституции", установление позитивных и принятых всеми правил; Великие педагоги о коллективе: С.Т. Шацкий Даты жизни: 01.06.1878 – 30.10.1934 Место рождения: с. Воронино, Духовщинский район, Смоленская область Научная сфера: педагогика Известные ученики: А.А.Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер Известен как: выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования

- "бодрая жизнь", напряженная и интересная деятельность, подчиненная строгому режиму, наполненная разумным содержанием (трудом, самообслуживанием, игрой, искусством, спортом). В детских колониях С.Т. Шацкого действовали выборные органы, работала редколлегия своего журнала "Наша жизнь", главные вопросы решало общее собрание - "сходка". Великие педагоги о коллективе: С.Т. Шацкий

А. С. Макаренко сумел на практике организовать и воспитать блестящие коллективы колонии им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э.Дзержинского, о которых написал в своих педагогических романах "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях". Макаренко как педагог-теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А. С. Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта "быть личностью" обеспечивает специально организованный коллектив. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации. Великие педагоги о коллективе: А.С. Макаренко Дата рождения: 01.03.1888 – 01.04.1939 Место рождения: Белополье, Сумский уезд, Харьковская губерния Российская Империя (ныне Украина) Род деятельности: педагог, прозаик

Т.Е. Конникова проанализировала сложившиеся в опыте 50-60-х годов новые формы организации воспитательного коллектива и деловые, функциональные связи и отношения между детьми в условиях коллективной деятельности. Было выявлено, что трудности в применении форм работы возникают потому, что учителя не умеют своевременно учитывать значение жизненного опыта ребенка, который формируется у него не только в школе, но и в системе широких жизненных отношений, которые выступают базой педагогического воздействия. Великие педагоги о коллективе: Т.Е. Конникова

Именно это является основой накопления положительного опыта коллективных отношений, выступающего базой формирования личности школьников. Личность воспитанников выступает для учителя ведущей ценностью. Коллектив учащихся становится организатором их разносторонней деятельности, направленной на развитие личности. Воспитание в коллективе предусматривает включение его членов в систему отношений, формирующих гуманистические качества.

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным.

Учитель математики Гомонова Галина Васильевна

ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области

Классный час «Как остаться личностью в коллективе»

Цели:

· углубление понятия «человек - личность»;

· воспитание лучших человеческих качеств;

· формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;

· формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Оборудование:

· ноутбук, экран, проектор, презентация классного часа;

· рисунок дерева, листья, фломастеры.

Ход занятия

Учитель: сегодня мы поговорим о том, что такое «личность» и как остаться личностью в коллективе.

(СЛАЙД 1, СЛАЙД 2)

Представьте себе ночное небо. (СЛАЙД 3) Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет. Каждый человек - неповторимая звезда, личность. Звезды находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами.

Давайте поговорим о нас как о звездах, о личностях.

Я хочу рассказать Вам притчу:

…На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее. Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»…

Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность. Конечно, вы знаете, человек Личностью не рождается, личностью он становится. (СЛАЙД 4)

Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который, отталкивая руку мамы, поддерживающей его, говорит: «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать выбор между добром и злом, когда, преодолевая себя, противится дешевым соблазнам. Личностью остается и старик, которому много лет и к которому тянутся маленькие и большие, а он, наперекор зимней стуже, щедро раздаривает всем последние искры своей души.

И среди вас, ребята, есть личности. А что, по-вашему, считается важнейшими качествами в понятии «личность»?

(СЛАЙД 5) (Работа в группах: ребята на листочках записывают слова - характеристики понятия «личность», а затем прикрепляют их на дерево----------)

(СЛАЙД 6)

«Личность» - это понятие, включающее темперамент человека, его характер и отношение к миру, к людям, к самому себе.

Однажды человек ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтобы не забыться, спорить не решался,

А собственное мнение прятал так,

Что, собственно, без мнения оставался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

Лишь та ошибка является настоящей ошибкой жизни, которая не исправляется.

Согласны ли вы с тем, что в классном коллективе личность ученика оценивается порой не по результатам его нравственных, человеческих качеств, а по учебным достижениям?

В любом классе есть учащиеся, не отличающиеся выдающимися способностями в учении, спорте, искусстве, но забери их из коллектива - и коллектива нет. Почему так происходит? Потому что именно эти люди - личности. Им присущи добрый нрав, чувство справедливости, правдивости, бескорыстия, сострадания, ответственности за каждое слово, порученное дело. К большому сожалению, их достоинства не приносят ни медалей, ни первых мест, ни аплодисментов, единственное поощрение - запись в дневник в виде благодарности да возможная благодарность родителям за воспитание ребенка. Но именно эти ученики должны цениться особенно высоко в школе, так как они - люди без корысти, без желания кого-то опередить, обойти. Никогда не забывайте: моральными качествами определяется все сущее на земле.

«Познай самого себя, и ты познаешь мир», - твердят мудрецы всех тысячелетий, всех времен и народов. Спросите и вы себя: «Что я за личность? ». (СЛАЙД 7)

Как остаться личностью в коллективе?

Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

2. Когда от меня требуют послушания, я …

3. Когда меня просят не грубить, я …

4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

8. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?

10. Несколько человек в классе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.

Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните, полностью расслабьтесь. (СЛАЙД 8)

Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

Внезапно тропинка вновь возникает перед вами и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете для себя и своих близких приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. А взамен……

Тест «Мой портрет»

На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева - черты, от которых вы хотели бы избавиться.

(СЛАЙД 9)

Учитель: Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я - личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность - это звезда, которая призвана светить. (СЛАЙД 10)

(СЛАЙД 11)

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Только сам.

Кто низвергнет тебя с высоты?

Только ты.

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Лишь собой!

Подведение итога

1) Рефлексия (ребята письменно отвечают на вопрос)

Быть и оставаться личностью в коллективе - это значит………

(возможные варианты ответов: быть ответственным, инициативным, настойчивым; вести себя достойно; иметь честь и совесть; быть справедливым; быть в ладу с окружающими; помогать другим; быть уважаемым человеком и т.д.)

2) Памятка (каждому ученику).

Дорогой друг!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

обязанности перед самим собой, перед семьёй,

перед государством, перед другими людьми вообще.

(Гегель)

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Литература

  1. http://ptpschool.narod.ru/konkurs1/klchas.doc Классный час «Человек. Личность»;
  2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», №2 2008год, стр. 17, «Сотвори себя сам»;
  3. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников», стр. 96, стр.114;
  4. http://www.poznanie21.ru/current/31465.php Классный час «Человек отражается в своих поступках»

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику. А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Слайд 4

Описание слайда:

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ". Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ".

Слайд 5

Описание слайда:

К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее

Слайд 6

Описание слайда:

Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Слайд 7

Описание слайда:

А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания

Слайд 8

Описание слайда:

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. "Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А.С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

План 1.Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы. 2.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. 3.Роль детского коллектива в развитии личности. 4.Этапы и уровни развития детского коллектива. 5.Основные условия развития детского коллектива.


Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Коллектив – это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.


Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Детский воспитательный коллектив – 1) созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Первичный коллектив – это такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.


Коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. Признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом; наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика, самокритика, сознательная дисциплина.


Функции коллектива: Организационная функция – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью. Воспитательная функция – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений. Функция стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Структура коллектива Староста Актив – наиболее деятельные и уважаемые школьники Временные коллективные органы (советы, штабы) Собрание воспитанников


Основные типы детских коллективов 1.По характеру деятельности: организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды); организованные на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. 2. По возрастному составу: одновозрастные; разновозрастные.


Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 20-е гг. ХХ века – центральной задачей было создание сплоченного коллектива школьников. Луначарский А.В. считал основной целью воспитания – всестороннее развитие личности, которая сможет жить в гармонии с другими. На основе коллектива могут развиваться особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности. Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили проблемы, имеющие практическое значение: активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы его организации.


С.Т. Шацкий был руководителем школы-коммуны, доказал на практике возможность организации детского коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности ребенка. А.С. Макаренко внес весомый вклад в разработку теории и практики коллектива, глубоко обосновал концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.


В.А.Сухомлинский реализовал удачную попытку построения ЦПП. Основа воспитательной системы творческого развития личности – идея направленного развития у ребенка субъектной позиции. Он сформулировал принципы, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива. С начала 60-х гг. ХХ века проблемой коллектива заинтересовались общественные науки: философия, социальная психология, социология, юриспруденция, криминалистика. Педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Кротов), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова).


Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую присущие ему отношения, свойственную ему атмосферу, принятую в нем систему человеческих ценностей. Детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как: массовое, групповое и индивидуальное в коллективе; проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания.


Роль детского коллектива в развитии личности Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает сам. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. Это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость. В коллективе формируются такие личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение. В коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально- нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция. В условиях коллектива трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.


Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию детей, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Коллектив открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.


Этапы и уровни развития детского коллектива Этапы развития коллектива по А.С. Макаренко Первый этап – в качестве средства, сплачивающего коллектив, должно выступать единоличное требование учителя. Группа еще не является коллективом. Когда в группе появляется мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива, можно говорить о том, что группа становится коллективом. Второй этап – основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного воздействия, т.к. педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Третий этап – появление системы самоуправления коллектива: наличие органов коллектива и наделение их реальными полномочиями. Именно с полномочиями появляются обязанности и необходимость в самоуправлении.


Этапы развития коллектива по Л.И. Новиковой 1)Стадия сплочения коллектива; 2)Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; 3)Стадия, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.


Уровни развития детского коллектива 1.Группа – конгломерат – нижний уровень формирования коллектива; группа ранее не знакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия ситуативны и поверхностны. Если группа получает свое название, то она становится номинальной группой, с заданными целями, видами деятельности, условиями взаимодействия с другими группами. 2.Группа – ассоциация – это группа, в которой произошло начальное объединение, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием. 3.Группа – кооперация – это реально и успешно действующая организационная структура с высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. 4.Группа – автономия – это группа с высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам. В ней происходит процесс обособления, эталонизации, внутренней слитности и спаянности.


5. Группа – корпорация – лжеколлектив; это замкнутая, изолированная от других группа, противопоставляющая себя другим группам. 6. Группа – коллектив – группа, которая выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, органичная часть более широкой общности.


Основные условия развития детского коллектива 1)В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают разнообразные виды деятельности школьников. 2)Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий: умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. 3)Организация перспективных устремлений воспитанников – закон движения коллектива. 4)Организация самоуправления. 5)Накопление и укрепление традиций.

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.