Конспект тренингового занятия с учителями " учитель- сердце школы". Коррекционная работа психолога в школе Тренинг с учителями психологическая атмосфера урока

Психологическое занятие
с элементами тренинга для учителей

Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента.

Задачи:

Создание благоприятных условий для работы группы;

Углубление процесса самопознания.

Участники: 12–15 педагогов, два психолога.

Оборудование: школьный колокольчик, магнитофон, аудиокассета с записью шума моря, маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Приветствие.
Упражнение «Приветствие по кругу»

Ведущий (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны .

Выбор имени

Ведущийпредлагает участникам подойти к столу, написать свое имя и закрепить его у себя на одежде. Участники подходят к столу и пишут свои имена.

Знакомство

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.

Предложения на карточках

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня - это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Человек считается успешным, если…

Ознакомление с темой тренинга, его целью

Ведущий . Тема нашего занятия: «Учитель-экспериментатор - это…». Цель занятия: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента. Для работы в группе нам необходимо принять правила.

Правила группы

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.

2. Все активны.

3. Взаимная вежливость.

4. Безоценочность суждений.

5. Искренность.

6. Доверительный стиль общения.

Игра «Атомы»

Ведущий. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Атомы». Представим себе, что все мы - атомы. Атомы все время хаотично движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. И тогда атомы должны объединиться в молекулы.

Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга руками).

II. Основная часть

Участники занимают места за столами.

Задание «Каким должен быть
учитель-экспериментатор?»

Ведущий. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор. Выберите три наиболее важных для вашей группы качества и расположите их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты, сигналом к окончанию обсуждения будет звонок школьного колокольчика.

Варианты качеств

Коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.

По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения.

Решение проблем

Участникам предлагаются три варианта проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе эксперимента. На решение проблемы отводится три минуты, после этого - обсуждение.

Возможные варианты проблемных ситуаций

1. Во время проведения эксперимента возникают различные проблемы. Одна из таких проблем на начальном этапе эксперимента - овладение навыками работы на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас возникли затруднения в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации?

2. В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?

3. Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?

Обсуждение.

Советы по снятию
эмоционального напряжения

Ведущий . Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса .

Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.

Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»

Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.

Ведущий . Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.

Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться - бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту - какой-нибудь жест - и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.

Игра «Как вы проводите свободное время?»

Участникам предлагаются варианты заданий. Задача: показать при помощи жестов и мимики (невербально) ту ситуацию, которая представлена на карточке. Задача других участников - угадать ситуацию.

Варианты заданий: 1) путевка на море; 2) посещение парикмахерской; 3) вечер в ресторане.

Упражнение «Дружественная ладошка»

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий . Обведите контур своей ладони и напишите наней свое имя.Затем передайтелисток с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

По окончании работы участники забирают себе на память дружественные ладошки с пожеланиями.

III. Завершение

Рефлексия

Участники заполняют анкету:

1. Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

2. Самым полезным для меня было…

3. Во время занятия я понял(а)…

4. Актуальным на занятии для меня было…

Подведение итогов

Ведущий. По окончании нашего занятия мы можем утверждать, что учитель-экспериментатор - это… (далее приводятся выводы, к которым пришли группы во время занятия):

- личность с развитыми качествами (перечислить качества);

Учитель-экспериментатор способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но интересы школьника;

Это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха...

Н.БАБАЯНЦ,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 1
Г. САВЕЛЬЕВА,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 2,
Амурская область

ЛИТЕРАТУРА

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р . - СПб.: Питер, 2006. (Серия «Практикум по психологии»).

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. (Серия «Эффективный тренинг»).

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Тренинг: "Учитель- сердце школы"
Цели:
- ознакомить педагогов с понятием «Учитель-ученик», «Школа- педколлектив»;
- Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования
- Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния
- Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.

Ход тренинга:

Принятия правил тренинговой группы

1.Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

    Что помогло быстрее построиться?

    Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят педагоги: Мы все разные, но нам интересно вместе.

2.Игра «Свет мой зеркальце! Скажи»
Цель: Развивать умение замечать и находить в партнере индивидуальные особенности, качества присущие только ему; оценивая, при этом как поступает партнер в той или иной ситуации.
Вспомните, пожалуйста, сказку А.С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру. Хорошо, продолжаем.
В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: »Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. » Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!
6.Рефлексия: 1.Что вызвало затруднение, легко ли охарактеризовать человека?
2.Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?
3.Упражнение- творчество

Цель упражнения- создать модель, которая помогла развить творческую личность ученика.

Приглашаю вас присесть (участники уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки).

Проведём 1опыт . Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем передачу знаний и развитие личности ученика.

Проведём 2 опыт. Перед вами стакан с водой.

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню - состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Вывод : мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

4. Упражнение «Найди свою звезду»
Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе
Вы, наверное подустали немного, пора и отдохнуть.
Присаживайтесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются. (звучит музыка)
Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза.
Рефлексия: 1)Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды.
2)Какие чувства испытывали?
3)Что показалось трудным?
4)Какое настроение у вас сейчас?
5.Игра-сплочение
Цель игры: сплочениеколлектива.
Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура - это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место. .

6.Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.
Рефлексия , обсуждение в общем кругу.
1.Что помогало понимать и передавать ощущение?
2.Что чувствовали первые и последние стоящие в команде.
3.Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись.
При желании участников упражнение повторяется, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.

6.Упражнение "Пойми меня"
Цель: развитие чувства эмпатии, умение объяснить друг другу, при помощи невербальных средств общения.
Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется.
Рефлексия: 1.Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? Почему?
2.Что помогало вам?
3.Что вам мешало?
А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают?

9.Фото на память
Все участники тренинга становятся в единую «скульптуру» и фотографируются.

Являюсь автором конспектов и презентаций тренингов, семинаров-практикумов для педагогов. Мною созданы памятки, письменные консультации различной тематики для педагогов. Систематически ведётся работа по профилактикие профессионального выгорания педагогов. Проводится анкетирование, различная диагностика на индивидуальных и групповых консультациях.

7 апреля 2014 г.

Тренинг «Полюби себя».

Занятие №4 «Поговорите со мной...».

Проводит педагог-психолог: Точинова С.Г.

Цель:

Задачи: создать положительную доброжелательную атмосферу в группе, развивать коммуникативные навыки и создавать позитивные взаимоотношения в коллективе; обучать методам саморегуляции, снимать психофизическое напряжение, повышать стрессоустойчивость педагогов.

Ход занятия: (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Сегодня мы собрались на очередное занятие тренинга «Полюби себя», с целью профилактики профессионального выгорания педагогов.

Оно проходит в неделю психологии под девизом: «Давайте понимать друг друга с полуслова…». Поэтому и сегодняшнее занятие называется «Поговорите со мной».

Скажите, как влияет процесс общения друг с другом на наше эмоциональное состояние? (ответы педагогов).

Сколько слов произносится людьми... А слова - они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия.
А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы. (Слайд 2)

Как ёмко в своих стихах написал поэт Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», то есть если общение носит негативный характер, оно нас разрушает и приводит к стрессовым ситуациям. Если же позитивный характер, то может помочь нам справиться со стрессом, тем самым оказывая профилактическое действие на механизм эмоционального выгорания.

Поэтому сегодня мы будем снимать напряжение от работы, позитивно общаться и получать заряд энергии для дальнейшей жизни.

Чтобы начать работу, традиционно напомню правила нашей группы, они на экране. (Слайд 3)

  • Все внимание на говорящего.
  • Во всем ищите и находите позитив.
  • Принимать себя и других такими, какие они есть.
  • Быть искренним.
  • Избегать оценок друг друга.
  • Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
  • Активное участие в происходящем.
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  • Получить удовольствие!

План работы вы видите на экране. (Слайд 4)

Сегодня мы постараемся уложиться в полчасика, а потом предлагают продолжить день здоровья инструктора физкультуры.

Для начала давайте поприветствуем друг друга. Передай улыбку по кругу.

Обычный вопрос «Как дела?» при встрече близких людей может быть чем угодно. С какой интонацией Вы скажете первую фразу - очень важно для дальнейшего общения.

1. Упражнение «Как дела?».

Участники, произносят по очере­ди с разной интонацией фразу: «Здравствуй Имя... Как дела?».

В частности, она может быть ничего незначащим приветствием, повседневным ритуалом.

Другое «Как дела?» может быть деловым вопросом: мне нужна инфор­мация, и мне ее дают, человек здесь для меня - только источник информации, не более того.

«Ну, как дела?», произнесенное с соответствующей интонацией, может быть началом игры-манипуляции: «Ну, попался!».

«Привет! Как дела?» - может быть и началом развле­чений с соответствующим подтекстом: «Рассказывай, что зна­ешь интересного».

Ну и, конечно, «Как дела?» может стать моментом близости, живым контактом любящих друг друга людей. «Как дела?» здесь значит: «Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хоро­шо?».

А теперь предлагаю Вам пообщаться друг с другом за столиками в ресторане. Выходите и свободно двигайтесь по нашему ресторану. Здесь изысканная кухня и приятная атмосфера. По моей команде Вы должны объединиться в группы по количеству, которое я Вам назову. Выбирайте тех, кто стоит ближе всех.

2. Упражнение «Застольная беседа».

Участники свободно двигаются по помещению. Тренер вос­создает дух застольной беседы, описав ресторан, известный приятной атмосферой и изысканной кухней. Затем перевопло­щается в «старшего» и говорит: «Столик на двоих!». Это означает, что каждый участник должен найти себе пару - того, кто стоит ближе всех. Партнёры обсуждают тему: «Какую пищу я предпочитаю?».

Затем да­ется команда: «Столик на четверых!», и каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они беседуют на тему «Чем я люблю заниматься в свобод­ное время?».

Следующий этап игры - «Столик на восьмерых». Пусть все квартеты объединяются попарно. Участники знако­мятся друг с другом и затем ведут беседу на тему «Место, кото­рое я обязательно хотел бы посетить».

Обмен впечатлениями:

Что Вы узнали нового о других членах группы?

Что было особенно интересным и неожиданным?

3. Упражнение «Минута на разговор».

Участники тренинга делятся на две команды, садятся в два круга (внутренний остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, начальник, мода.

Вы не только больше узнали о других, но и познали себя. Кому то легко общаться со всеми людьми, кому то только с избранными, кто-то испытывает неловкость при знакомстве с незнакомыми людьми. Обучаясь искусству общения, Вы становитесь менее восприимчивы к стрессу.

В искусстве общения важны не только слова и интонация голоса, но и мимика, жесты и пантомимика. Надеюсь, все знают, что это такое? Где, как не в театре, тренировать эти умения? (Слайд 5)

4. Упражнение «Театр кабуки».

Участники делятся на две команды. Команды вытягивают фант, кого будут изображать: Принцессу, Дракона или Самурая. Ведущий показывает командам движения, характерные для ука­занных персонажей.

Принцесса кокетливо делает реверанс. Дракон с уст­рашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Са­мурай делает движение взмаха саблей.

После того как команды выбрали себе роли (так, чтобы не услышали соперники), ведущий сообщает: «Принцесса оча­ровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерными движе­ниями изображают роли, которые выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается вы­годной. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. (Слайд 6)

Любовь к людям начинается с любви к себе. Пусть каждое утро с вами первой просыпается уста­новка: «Я - хорошая, славная, любимая, замечательная». Зачем? Во-первых, это очень приятно. Во-вторых, и главное - такого че­ловека начинают любить другие. Глубинная уверенность, само­ощущение «Я - достойный и ин­тересный человек» действует как внушение, как гипноз, убеждая, людей без всяких слов - на под­сознательном уровне. Образ себя становится образом для других. Его любят хотя бы потому, что любить его легко, он открыт к восприятию доброго к себе отношения.

Давайте вместе повторим эту положительную установку.

5. Пожелание. Рефлексия. (Слайд 7)

Предлагаю Вам каждому одновременно выразить своё отношение к прошедшему занятию с помощью мимики и жестов.

Спасибо большое, что пришли, я хочу пожелать Вам приятного общения, и пусть оно приносит Вам только радость и позитив! (Слайд 8)

Предлагаю Вам высказаться, что особенно запомнилось, что понравилось или нет, Ваши пожелания всем.

25 февраля 2014 г.

Конспект занятия №3 вы можете прочитать, нажав на кнопку внизу.

Тренинг «Полюби себя». Занятие №3 «Всё в твоих руках!». Проводит педагог-психолог: Точинова С.Г. Цель: профилактика профессионального выгорания. Задачи: создать положительную доброжелательную атмосферу в группе, развивать коммуникативные навыки и создавать позитивные взаимоотношения в коллективе; обучать методам саморегуляции, снимать психофизическое напряжение, повышать стрессоустойчивость педагогов. Ход занятия: (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила Вас на 3 занятие тренинга «Полюби себя», с целью профилактики профессионального выгорания. Об этой проблеме мы говорили на первом занятии, не секрет, что педагоги подвергаются стрессу чаще остальных. Поднимите руки, кто был на одном занятии тренинга, кто на двух? Кто первый раз пришёл? А что Вы ожидаете от встречи? Поделитесь прошлыми впечатлениями от встреч? Многое будет зависеть от вашей активности, возможно, Вы получите то, что ожидали, а возможно и то, что не ожидали. Сегодня мы будем снимать напряжение от работы, позитивно общаться и получать заряд энергии для дальнейшей жизни. Маленькие секреты и интересные советы помогут вам избавиться от негативных эмоций. Чтобы начать работу, традиционно нам необходимо вспомнить правила нашей группы. Прочитайте, все согласны с ними? Принимаем? (Слайд 2)  Все внимание на говорящего.  Во всем ищите и находите позитив.  Принимать себя и других такими, какие они есть.  Быть искренним.  Избегать оценок друг друга.  Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.  Активное участие в происходящем.  Конфиденциальность всего происходящего в группе.  Получить удовольствие! План работы вы видите на экране (Слайд 3) Для начала давайте поприветствуем друг друга 1. Игра-приветствие. Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия: Здравствуй, друг! Здороваются за руку. Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга. Где ты был? Дергают за ушко друг друга. Я скучал! Кладут руки себе на сердце. Ты пришел! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются. 2. Притча о мудреце и бабочке. (Слайд 4) Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но нашел¬ся завистливый человек и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку. Зажав ее в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав. А если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!» Итак, он подошел к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты все на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?» На что мудрец ответил: «Все в твоих руках!». Чтобы справиться со всеми невзгодами, со стрессовой работой, необходимо взять всё в свои руки и тогда у нас всё получится, а я вам окажу необходимую «Скорую помощь». Для этого выберите, что вам сейчас, в данный момент жизни, более необходимо – 3. Упражнение СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ или ДЕНЬГИ. Выбор только один. Маленький секрет успеха - необходимо визуализировать свою мечту. Предлагаю Вам нарисовать или сделать коллаж свое мечты. Вы можете использовать картинки из журналов, вырезая и наклеивая их. Напишите название(счастье, любовь или деньги). Время 5-7 минут. Кто выбрал счастье, выйдите и покажите всем свои работы. Кто- то хочет высказаться, что значит для него Счастье? (Слайд 5) Любовь? (Слайд 6)Деньги? (Слайд 7) 4. Упражнение «Продолжи фразу». Участникам тренинга предлагается продолжить фразу: «Счастье (любовь, деньги) для меня - это...». Рефлексия. (Или по порядку выходят). Итак, использование образов визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определённом объекте – это один из способов саморегуляции в ситуации стресса. Спасибо, а ваши творения предлагаю забрать и повесить дома над кроватью. Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Значительную часть конфликтов можно было бы предотвратить, умей педагог с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко». Поэтому необходимо его использовать даже в стрессовых ситуациях. Предлагаю поиграть и снять напряжение от работы с юмором. 5. Игра-угощение «Сладкая помощь». (Слайд 8,9). Вы дома можете приготовить баночки с различными сладостями – вкусняшками (конфетки, сухофрукты, печенье, орехи, шоколад). Наклеить на каждую баночку текст с юморным содержанием и в ситуации, когда вам особенно плохо, доставать по одной вкусняшке и принимать до тех пор, пока настроение не повысится))). Сегодня я хочу Вас угостить. А теперь поднимите руки, кто выбрал счастье? (Слайд 10). Вот вам от меня угощение. Шоколад вырабатывает гормоны радости и счастья. Кто выбрал любовь? (Слайд 11) Вот Вам угощение. Съешьте яблоко любви и ваши тайные желания сбудутся. Кто выбрал деньги? (Слайд 12) Чем больше хрустит печенье, тем больше денежек будет хрустеть в ваших карманах. Обязательно надо съесть, а то не сбудется. А теперь мы подкрепились и стали очень энергичными. 6. Игра-энергизатор «Поменяться местами». Цель: дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы. - Я предлагаю поиграть в очень веселую игру «Поменяться местами». Все сидят на своих местах, а у одного игрока места нет. Он «задает» ситуацию, например: «Поменяйтесь местами те, у кого в ушах сережки!» Необходимо сменить место, кто не успел занять стул – задает новую ситуацию. Примечание: игра проводится в быстром темпе, психолог при необходимости помогает игроку задать ситуацию. 7. Упражнение «Сто мячей». Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных усло¬вий - играть молча. Первый этап - все участники встают в круг. Ведущий бросает мяч, предварительно «договорившись» с одним из уча¬стников взглядом. Поймавший перебрасывает мяч, тоже пред¬варительно «связавшись» взглядом с кем-либо из игроков и т. д. Задача играющих - поймать взгляд партнера и не допустить па¬дение мяча на пол. На втором этапе вводится еще один мяч. На после¬дующих этапах в игре может использоваться 3,4, 5 и т. д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения ни одно¬го мяча на пол. 8. Упражнение «Всё в наших руках!». Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасы¬вают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!». Предлагаю участнику закрыть глаза и довериться нашим сильным рукам. Представь, что ты приклеен к полу, Не бойся ничего, падай в любую сторону, мы подхватим тебя! Участник раскачивается, перемещается по кругу: от одних нежных рук к другим. Затем становится другой желающий. Всё повторяется снова. Как ощущения? 9. Релаксация. Вот мы и подвигались, теперь нам необходимо отдохнуть. (Слайд 13). Предлагаю вам принять удобное положение, посмотреть красивые картинки и послушать приятную музыку. (Слайд 14) 10. Лотерея пожеланий. Рефлексия. (Слайд 15) Передайте по кругу сердечко и выскажите, что особенно запомнилось, что понравилось или нет, или просто пожелайте что-нибудь нам всем. Спасибо большое, что пришли, хочу оставить вам и свои пожелания. Вытягивайте билетики. 11. Фитотерапия. Приглашаю на фиточай. Музыка.

20 декабря 2013 г.

Конспект занятия №2 вы можете прочитать, нажав на кнопку внизу.

Тренинг «Полюби себя». Занятие №2. Проводит педагог-психолог: Точинова С.Г. Цель: профилактика профессионального выгорания. Задачи: создать положительную доброжелательную атмосферу в группе, развивать коммуникативные навыки и создавать позитивные взаимоотношения в коллективе; обучать методам саморегуляции, снимать психофизическое напряжение, повышать стрессоустойчивость педагогов. Ход занятия: Здравствуйте мои замечательные коллеги! (СЛАЙД 1) Сегодня я вас пригласила на 2 занятие тренинга «Полюби себя» с целью профилактики профессионального выгорания. Об этой проблеме мы говорили на первом занятии, не секрет, что педагоги подвергаются стрессу чаще остальных. 1. Упражнение «Термометр». Рефлексия. Упражнение термометр покажет, в каком настроении вы пришли сюда. Представьте шкалу термометра от пола на высоту вытянутой перед собой руки. Покажите рукой, какое у вас настроение, на каком уровне от пола – нижней границы. В течение нашей встречи мы попробуем изменить ситуацию в лучшую сторону. Многое будет зависеть от вашей активности. Поэтому предлагаю принять правила нашей группы. (СЛАЙД 2) Все согласны с ними или что-то поменяем или добавим? План нашего занятия перед вами. В путь! (СЛАЙД 3) Для начала предлагаю обменяться приветствием друг с другом. 2. Упражнение - приветствие «Эхо». Знакомство, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия. Начиная с ведущего, участники должны поприветствовать друг друга каким-то необычным способом (жестом или пантомимикой), все остальные участники как эхо повторяют приветствие каждого участника. Спасибо. ИТОГ: Настроение немного улучшилось, не правда ли? Узнаем о Вас получше. 3. Упражнение «Продолжи предложение». 4. Информационная часть «Все начинается с любви к себе». Есть только одно средство решения любой проблемы - лю¬бовь к себе. Поразительно, насколько улучшается жизнь людей, когда они начинают с каждым днем все больше любить себя. Когда мы любим себя, одобряем свои поступки, остаемся сами собой, наша жизнь становится настолько прекрасной, что и словами не выскажешь. Маленькие чудеса - везде: здоровье улучшается, деньги сами идут в руки, наши отношения с другими расцве¬тают, и мы начинаем выражать свою личность в творческом ключе. И все это происходит без малейших усилий с нашей стороны. Когда мы от души любим и уважаем себя, мы создаем опре¬деленную организацию ума. Отсюда - чудесные взаимоотноше¬ния с окружающими, новая работа; мы даже худеем и приходим к своему идеальному весу. Самоодобрение и самопринятие - ключ к положительным переменам в нашей жизни. Такая лю¬бовь к себе начинается с осознания того факта, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Помни¬те, что вы критиковали себя годами, и ничего хорошего из этого не получилось. Попробуйте полюбить себя и посмотрите, что из этого выйдет. Разобраться в себе Вам поможет... 5. Тест: «Как Вы заботитесь о себе?». (СЛАЙД 4) Раздать тест и карандаши. Результаты теста вы видите на экране. (СЛАЙД 5) Все согласны с полученными результатами? Были ли Вы откровенны или просто недооцениваете себя, а кому то кажется, что Вы всё знаете о себе, любите себя, заботитесь о себе. Предлагаю сейчас узнать друг о друге получше. В этом нам поможет упражнение «Любопытство». (СЛАЙД 6) 6. Упражнение «Любопытство». Знакомство и сплочение. Настройка на продуктивную деятельность, развитие коммуникативных навыков. Разбейтесь на пары. (Раздать бумагу и карандаши.) Начертите посередине вертикальную линию. За 3 минуты вам необходимо написать как можно больше сходств и различий между вами, касающихся различных сфер жизни. Сравнивать можно всё: семейное положение, хобби, личные качества, темперамент, внешность и другое. Различия должны быть объяснены как можно чётче. - Сколько сходств и различий Вы нашли? Кто у нас рекордсмен? - Что нового вы узнали о своих партнёрах и как изменилось ваше восприятие партнёра? - Что - то удивило? - Что труднее находить сходство или отличие? ИТОГ: Итак, мы узнали друг друга получше, стали больше доверять друг другу. Проверим это на практике. 7. Упражнение «Иди ко мне, мы с тобой...». Сплочение группы, формирование доверия, поддержки, активизация группы. - Иди ко мне, Юля, мы с тобой любим пить чай в сончас..., берёмся за руки и образуем цепочку, пока все участники не встанут в круг. - Теперь зови ты кого-нибудь и говори слова «Иди ко мне..., мы с тобой... - Попробуем вместе сделать змею руками, а теперь образовать ровный треугольник. Какие мы дружные. Образуем круг, встаём друг за другом. Сейчас мы поиграем в игру, похожую на глухой телефон, Только вместо слов мы будем передавать друг другу чувство мимикой. 8. Упражнение «Передача чувств». Осознание и принятие своих чувств. Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале. - Какое чувство было труднее всего показать? Почему возникали затруднения в определении чувства? ИТОГ: Выражение лица у всех разное и эмоции мы испытываем по- разному, поэтому мы можем неправильно понять человека. Надо быть более терпимыми друг к другу. Слышите? Пошёл дождь. Давайте сделаем массаж друг другу пальцами рук по спине. 9. Упражнение «Дождь». Музыкотерапия, звук дождя. Массаж спины. Постукивания становятся всё сильнее, а потом слабее. Выглянуло солнышко, дождик стал совсем ласковым, тёплым, приятным (поглаживаем по спине ладошками). А теперь повернулись на 180 градусов и опять зарядил дождик, сильнее, слабее, завершая приятным поглаживанием. ИТОГ: Приятное ощущение? Почувствовали расслабление? -А сейчас предлагаю Вам райское наслаждение. 10. Упражнение «Райское наслаждение». - Встали друг за другом в ровный круг, держитесь за талию впередистоящего и по команде «Осторожно!» одновременно садитесь на колени того, кто стоит сзади. Получилось, что каждый сидит на живом стуле и не падает. ИТОГ: Круг не разорвался, значит высокое доверие в нашей группе. Какие мы сплочённые и дружные, молодцы! Давайте ещё поиграем! 11. Игра «Песенка». Делимся на 3 команды. Вы превращаетесь в музыкальную группу. Вам необходимо придумать её название, инсценировать куплет любой песенки. В качестве инструментов можно использовать любые предметы, игрушки. Садитесь пожалуйста на места. Что вы испытывали в процессе иг¬ры? Рефлексия. (Полноценный отдых) 12. Упражнение «Королева». Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове - прямо- таки корона. Научитесь так сидеть, ходить, говорить, вставать, знакомиться, прощаться. Очень короткое задание и очень боль¬шая работа. Не расталкивая других - царственно заполнять про¬странство: собой, своим телом, своим голосом, излучаемым све¬том и силой энергетики. Самое интересное в этом упражнении - поиск необходимого внутреннего самоощущения. Итоговый тест: когда у вас царственная осанка и сияющая улыбка, вы можете свободно идти в толпе, куда хоти¬те, пересекая любые потоки и ни с кем не сталкиваясь, потому что люди уступают вам дорогу. Проверьте! 13. Релаксационное упражнение «Розовый куст» Играет спокойная, умиротворенная музыка, ведущий читает текст: «Примите удобную позу, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте внимание на этом образе, держите его в центре вашего сознания. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Зеленые чашелистики постепенно отходят друг от друга, загибаются к низу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и Вы уже видите весь бутон целиком. Теперь уже лепестки начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок… Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите её характерный, только ей присущий аромат. Теперь представьте себе, что на розу упал лучик солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… В течении некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь, спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие - то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок… Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами, и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими – то их качествами. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что от нее исходит. Сохраните в памяти этот момент, и те ощущения, которые испытали. Сделайте глубокий вдох и возвращайтесь. Откройте глаза! Посмотрите на лица друг друга. Произошли какие-либо из¬менения во внешнем образе? Появились ли новые ощущения? Получили ли мы положительный результат к окончанию нашего занятия, изменилось ли Ваше настроение, покажет упражнение «Термометр». 14. Упражнение «Термометр». Рефлексия. А напоследок предлагаю высказаться и пожелать что-нибудь хорошее себе и другим. Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.

22 октября 2013г.

Тренинг личностной эффективности «Полюбить себя».

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы и проекта педагога-психолога МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка» Точиновой С.Г. по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания педагогов.

Цель тренинга: профилактика профессионального выгорания.

Задачи: создать условия для личностного роста педагогов и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Конспект занятия №1 вы можете прочитать, нажав на кнопку.

1 занятие «Полюби себя». Задачи 1 занятия: 1. Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками, особенностями проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью. 2. Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов. 3. Снятие напряжения, получение психологической поддержки. Материалы и оборудование: проектор для показа ЦОР, музыкальное сопровождение релаксации, песочные часы, листы бумаги, простые карандаши на каждого участника тренинга. Ход занятия: (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! 1. Упражнение «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают при слове работа? (Слайд 2)(ответы) Несомненно, что профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания. В связи с актуальностью темы сохранения психологического здоровья педагогов ДОУ предлагаю Вам стать участниками тренинга «Полюби себя». Тренинговая программа состоит из 5 занятий, 1 раз в месяц по 1,5 часа, с октября по март. На первом занятии мы познакомимся с понятием «выгорание», со способами эффективного управления стрессом, подойдём к осознанию своей самоценности, обретём уверенность в себе через любовь, закрепим благоприятное отношение к себе для того, чтобы предотвратить профессиональное выгорание. Для этого нам необходимо принять правила нашей группы. Прочитайте, все согласны с ними? (Слайд 3) Отключить мобильный телефон. Позволить себе быть свободным! Доброжелательные интонации и отношение ко всем. Все внимание на говорящего. Во всем ищите и находите позитив. Принимать себя и других такими, какие они есть. Быть искренним. Избегать оценок друг друга. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах. Активное участие в происходящем. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Общение по принципу «здесь и сейчас». Получить удовольствие! Сначала немного теории. Что же такое профессиональное или эмоциональное выгорание? (Слайд 4) Каковы его симптомы? (Ответы) Правильно. Симптомы делятся на три группы. Это изменения на физиологическом уровне, (Слайд 5), в поведенческом плане (Слайд 6), и напсихическом уровне. (Слайд 7) Все эти симптомы не могут появиться за один день. Это длительный процесс. Человек проходит несколько фаз стресса. Сначала он испытывает нервное напряжение, потом организм начинает сопротивляться, а затем происходит эмоциональное истощение. (Слайд 8). А на каком этапе находитесь вы? Интересно узнать? В этом нам поможет тестирование. Сейчас мы проведём экспресс-диагностику «выгорания», а более подробную диагностику я вам отдам на группы. По желанию Вы можете не показывать никому свои результаты, но кому не принципиально, потом оставите бланки мне для планирования дальнейшей работы. Тестирование. Оценку результатов вы можете наблюдать на экране. (Слайд 9) А теперь пришло время всем познакомиться поближе и узнать друг друга и себя самого получше. Упражнение 2. «Кто Я?». Цель: Знакомство, сплочение группы. Инструкция: Возьмите бумагу и карандаш. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и 10 раз ответьте на вопрос «Кто Я?». Используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная предложение с местоимения «Я». Например, Я- любящая мама. Громко прочтите ваше описание. Какие чувства, мысли, эмоции возникли у вас при выполнении данного упражнения? (рефлексия) Упражнение 3. «Зеркало». Цель: Анализ собственных источников негативных переживаний. Появление самосознания. Инструкция: Посмотрите на себя в зеркало и ответьте на вопросы: - Нравится ли вам этот человек? - Заслуживает ли он уважения? - Можно ли его любить? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения? (рефлексия) Упражнение 4. «Винегрет». Цель: Снятие эмоционального напряжения. Поиграем в игру «Винегрет». Представьте, что Вы овощи в винегрете. Рассчитаемся. Вы будете носить гордое имя - «свекла», вы -«огурец»,вы - «яблоко», а вы -«лук». Далее присваивается каждому игроку своё имя. - Кто желает быть ведущим? Выходите.(Один стул убирается) - Когда ведущий назовёт слово «Свекла», все «свеклы» пересаживаются. А когда звучит слово «Винегрет» - пересаживаются все и ведущий тоже должен занять чьё- либо место. Кто остался – водит дальше. Спасибо, присаживайтесь. Следующее упражнение называется «За что мы любим». Упражнение 5. «За что мы любим». Цель: Получение обратной связи, выявление внутренних ресурсов. Инструкция: Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или нет. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Возьмите бумагу и карандаш, незаметно для других, выберите в группе человека, который по многим проявлениям импонирует вам. Укажите 5 качеств, которые вам нравятся в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить человека, к которому она относится. Следующее упражнение называется «Без маски». Упражнение 6. «Без маски». Цель: Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний, умений выражать свои мысли, ощущения. Ход: Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу: Чего мне иногда по-настоящему хочется, так. Иногда люди не понимают меня, потому что я. Верю, что я. Мне бывает стыдно, когда я. Особенно меня раздражает, что я. Я та, которая всегда. Я уверена в себе, когда. Я спокойна, когда. Я очень огорчаюсь, когда. Я легко могу расплакаться, когда. Мне очень обидно, когда. Если я кого-то обижу, то. Я очень сочувствую тем, кто. Когда я была ребенком, то. Мое настроение очень зависит от. Когда со мной поступают несправедливо, я. Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда. Мне очень неприятно. Жизнь кажется мне тяжелой, когда. Если ссора произошла по моей вине, я. Если моим родным грозит опасность, я. Мне очень нравится в людях. Я очень боюсь. Я никого не хочу видеть, когда. Мне становится легче, когда. Я никогда не прощу. Я постоянно думаю о. Я могу стать несдержанной, когда. Я считаю своим долгом. Я часто жалею о том, что. Спасибо за откровенность. Одной из незаконченных фраз этого упражнения была фраза: "Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда. Ощущение счастья является сильнейшим антистрессовым средством, а также уникальным стимулом для достижения психологического баланса. Поэтому я предлагаю вам сейчас на время окунуться в это прекрасное состояние. Упражнение № 7. «Мышечная релаксация» Участники располагаются удобно на стуле. Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности. Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие. Инструкция. Сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации 10 групп мышц по методике Джекобсона. Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление. В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения: Группы мышц Упражнения 1. Кисти рук 1. Сжать кисти рук 2. Руки (кисть, предплечье, плечо) 2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы 3. Шея и надплечье 3. Плечами дотянуться до мочек ушей 4. Мышцы спины 4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз 5. Стопы 5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени 6. Ноги 6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног 7. Мышцы лба 7. Поднять брови высоко вверх 8. Мышцы носа, щек 8. Сморщить нос 9. Мышцы щек, шеи 9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино») 10. Мышцы губ 10.Вытянуть губы трубочкой Все упражнения повторяются два раза. Комментарии для ведущего. Ведущий, в процессе выполнения упражнений, помогает участникам сосредоточиться на ощущении расслабления и успокоения. После выполнения упражнений можно дать участникам следующую инструкцию: «Мысленно повторите следующие фразы: «Я хочу быть спокойным…», «Я успокаиваюсь…», «Я спокоен…», «Я буду спокойным…». Существует много способов снятия нервного напряжения. Один из них – находить что-нибудь позитивное даже в самых отрицательных моментах нашей жизни. А мы сейчас попробуем действовать наоборот. Упражнение 8. «Вредные советы». Попробуйте написать 10 «вредных советов», которым подходил бы заголовок: - «Как превратить друзей в заклятых врагов»; - «Как набрать лишние килограммы»; - «Как никогда не выйти замуж»; - «Как заставить начальника думать о себе плохо» А что Вы обычно делаете для выхода из стрессовой ситуации? Поделитесь опытом. Упражнение 9. «Что доставляет мне удовольствие». Цель: Выявление внутренних ресурсов, расширение способов управления стрессом. Инструкция: За 3 мин.Напишите как можно больше высказываний на вопрос «Что вам доставляет удовольствие?». Подчеркните и подсчитайте те высказывания, которые зависят только от вас, а не от каких – либо обстоятельств. Пример: принять ванну, послушать музыку. Теперь посмотрите, сколько всего зависит от нас с вами. Способы эффективного управления стрессом. (Слайд 10) 1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую–нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи,главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий. 2. Старайтесь быть «позитивным»: Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо». 3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию». 4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы. 5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать. 6. Учитесь ставить реальные цели. 7. Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе. 8. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса. 9. Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу. 10. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё. 11. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции. 12. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную. 13. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях. 14. Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе. 15. Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии. 16. Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение. Упражнение 10. Аутотренинг. Декларация собственной самоценности. (Слайд 11) Цель: обретение своей самоценности. - Предлагаю Вам прочитать мантру вслух хором. Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. Повторяйте это каждое утро и будет вам счастье. Упражнение 6. Обратная связь. Цель: Осуществление обратной связи. В заключение нашей встречи я предлагаю заполнить бланк анкеты «Обратная связь». Оцените свою степень включённости в занятие по 10 бальной шкале. Напишите наиболее значимые, интересные для вас упражнения. Поделитесь своими мыслями о себе, о группе. Выскажите свои замечания и пожелания ведущему (по форме, по содержанию занятия). Спасибо! А сейчас ещё один из способов расслабления и восстановления своего здоровья – фиточай (чай на травках)! Приглашаю всех к столу! Угощайтесь на здоровье! Рецепт от хозяйки тренинга: Роза, Бузина, Акация, Розмарин, Ежевика, Малина, Шиповник, Мелиса, Чабрец, Шалфей, Лимонник, Смородина, Липа + немного Чёрного чая. Можно добавить желе из красной смородины.

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов и т.д. Представленный тренинг направлен на развитие у педагогов них таких профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное отношение к жизни, расширить диапазон о способах эффективной саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для учителей

«Сохраним себя для себя».

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов и т.д. Представленный тренинг направлен на развитие у педагогов них таких профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное отношение к жизни, расширить диапазон о способах эффективной саморегуляции.

Участники пишут имя на листочках и прикрепляют его к одежде.

1.Знакомство. Упражнение «Салфетки».

По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.

2. Правила группы.

« Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.

Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

- Правило Я - высказываний . Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».

- Правило уважения говорящего . Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

- Правило конфиденциальности . Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».

3 . Упражнение «Порядковый счет».

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

4. Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

5. Упражнение «Баланс реальный и желательный».

Участникам предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

6. Упражнение «Я – дома, я – на работе».

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

похожие черты,

противоположные черты

какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

7. Притча «На всех не угодишь!»

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? - заголосила женщина под чадрой. - Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, - сказал он, - обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».

8.Упражнение «Стратегии самопомощи».

“Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись - у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделится своим опытом с группой.

9.Упражнение на расслабление.

Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш зал наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, зал наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

10.Рефлексия.

Литература:

  1. Н.В. Самоукина. Практический психолог в школе:лекции, консультирование, тренинги.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 244с.
  2. Р.В. Овчарова. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол.фак. университетов.- М.: издательский центор «Академия», 2005.- 448 с.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.- 208 с.

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.