Методика профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение старшеклассников

Главы/Параграфы

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПРЕД ЕЛЕН ИЯ

Проблема активности является самой сложной и одновременно наименее разработанной в психологии. Сам предмет психологии многие современные авторы связывают с внутренней активностью, субъектностью, спонтанностью и готовностью к рефлексии. При таком подходе не совсем понятна природа внутренней активности и ее происхождение. Говорят, что психология — удивительная наука, где четко не концептуализирован ни предмет, ни метод. Однако психологи-практики реально имеют дело с человеческой активностью и даже пытаются ее формировать у своих клиентов, что предполагает не только четко сформулированные определения активности, но и «интуитивное понимание», а иногда и «прочувствование» феномена активности психологом-практиком (в частности, профконсультантом). Таким образом, пособие будет посвящено малоизученному феномену активности в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, связанной с планированием профессиональных и жизненных перспектив.

1.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации субъекта профессионального самоопределения

Если исходить из ранее выделенных в первой части наших лекций (см.: Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999, с. 45-47) основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения, то главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения.

Обратившись к уровням решения профориентационных задач, можно заключить, что первый, наиболее простой из них предполагает взаимоотношения психолога и клиента по схеме субъект-объектных отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: клиент выступает в роли ведомого «объекта». Здесь скорее можно говорить, вслед за Е.А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто «ориентируют». А вот профессиональное «самоопределение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.

Второй уровень предполагает организацию реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентацион-ных проблем. В данном случае реализуется схема субъект-субъектных отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество.

Наконец, на третьем уровне профконсультант постепенно формирует у клиента готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Происходит формирование у клиента «внутренней активности», он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как объект-субъектную, когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т. е. превращается из субъекта в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в объект). А сам клиент из объекта психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого субъекта (как это было на втором уровне), а в субъекта со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но, имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает к чему надо стремиться в своей работе.

Поскольку главной (идеальной) целью профориентационной помощи является формирование субъекта профессионального самоопределения, следует разобраться, что можно понимать под субъектом. Для рассмотрения нашей проблемы важно выделить две характеристики субъектности. Во-первых, это готовность к непредсказуемым, спонтанным действиям, готовность сделать что-то «просто так», а не «потому что» (по А.Г. Асмолову). В этом случае человека сложно просчитать и главное - сложно сказать о нем, что он «стоит столько-то и столько-то», т. е. назначить ему «продажную цену». Во-вторых, подлинный субъект способен на рефлексию своих ответственных действий и всей своей жизни, т. е. о личности можно сказать, что она является одновременно субъектом своего счастья лишь тогда, когда она способна на постоянное размышление о самой себе и своих поступках. Ведь если человек не будет хотя бы стремиться осмысливать свои действия и искать в них определенный личностный смысл, то тогда не он будет выполнять действие, а само «действие будет совершаться над ним», - отмечал Э.Фромм, размышляя о «субъекте деятельности» и пытаясь развести «внешнюю» и «внутреннюю активность» .

Как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, именно феномен рефлексии является «центральным феноменом человеческой субъективности». При этом сама рефлексия определяется как «специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»)» .

Интересные размышления о развития субъектности и личности приводит В.А. Петровский. «Развивается ли личность? - спрашивает В.А. Петровский - Кощунственное сомнение возникает в связи с тем, что без другого человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит... Человек включен в другого человека и через эту включенность развивается как личность» . Развитие личности - это становление целостности в четырех основных формах субъектности: субъект витального отношения к миру (Природа); субъект предметного отношения к миру (Предметный мир); субъект общения (Мир людей); субъект самосознания (Я сам). Человек входит во все эти «миры», но их значимость для человека меняется на каждом этапе его развития. «Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех ипостасей» (природы, предметного мира, других людей и самого себя): обучать - это значит порождать средства освоения универсума в четырех ипостасях; воспитывать - приобщать к ценностям постижения и действования (ценности Истины, Творчества и Любви - соприкасаются и с четырьмя ипостасями) [там же, с. 242]. Важно исследовать саму «потребность ребенка стать личностью» [там же, с. 257].

Интересны также рассуждения о развитии субъектности В.А.Татенко. Субъект психической активности понимается как «регулятивно-развивающий центр» на всех уровнях психического . Субъектное ядро рассматривается как некая центральная часть, вокруг которой группируются другие ядра в процессе развития [там же. с. 250]. Субъектное ядро составляет субстанциональную (самопричинную и самодействующую) основу активности человека как субъекта психики. Субстанциональные интуиции субъектного ядра - «изначально интегрированные онтопсихические образования, несущие в себе «сущностный код» онтопсихических превращений индивида в направлении достижения им подлинного человеческого бытия в мире» [там же, с. 151].

Состав субстанциональных интуиции субъектного ядра: экзистенциальная («я присутствую, существую, живу...»); интенциональная («я хочу, желаю, стремлюсь..»); потенциальная («я могу, умею, способен...»); виртуальная («я выбираю, намереваюсь, решаю...»); актуальная («я реализую, выполняю, достигаю...»); рефлексивная («я оцениваю, примеряю, сравниваю...»); экспириенталъная («я имею, содержу, владею»).

Выделяются «субъектные механизмы психической активности» : самовопрошание - возглавляет и завершает развитие, основное переживание: «я существую» («снимает» экзистенциальную интуицию субъектного ядра); антиципирующее целеполагание - основное переживание: «хочу быть человеком» (реализует интенциальную интуицию); самопотенциирование - переживание: «я могу быть человеком» (снимает потенциальную интуицию); самоопределение - способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действования, основное переживание: «я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать» (снимает виртуальную интуицию); самоактуализация - превращает намерение в действие, идеальное в реальное, цель в результат, основное переживание: «я должен достичь поставленную цель» (снимает актуальную интуицию); самооценивание - устанавливает факт достижения или недостижения цели, это интеграция всех названных механизмов, основное переживание: «я доволен/недоволен полученным результатом» (снимает рефлексивную интуицию); самоапперцепция - воспроизводство индивидуального психологического опыта, переживание: «я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком» (снимает экспириентальную интуицию).

В ходе развития субъект психической активности является образованием единым, целостным и неделимым, не подлежащим в онтологическом смысле удвоению, раздвоению и тиражированию; допустимо мыслить лишь о возможности создания самим субъектом живой проекции себя как «внутреннего оппонента» или как предмет интроспекции, самопознания и т.п. Психоэнергетический источник субъектной активности - противоречие между субстанциальным содержанием, заложенным в субъектном ядре, и реальными психобиологическими и психосоциальными условиями осуществления этой сущности. «Таким образом, речь должна идти не о возникновении субъектной психической активности в дошкольном, младшем школьном, подростковом или каком-либо другом возрасте, но о ее генетических уровнях и формах. Причем на каждом из этапов онтогенеза индивид выступает как целостный субъект психической активности определенного уровня развития... Иными словами, субъект всегда имеется (имеет себя), «наличествует» и всегда находится в состоянии самостановления, самосовершенствования и саморазвития» . Автор считает, что к этапу совершеннолетия «самопробуждаются» все субстанциальные интуиции субъектного ядра, в развитие включаются все соответствующие им субъектные механизмы психической активности; «новообразуются» все основные психические функции.

Итак, можно говорить о развитии самой субъектности. При этом развитие субъекта профессионального самоопределения неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирования субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситуации. И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые «качества»), сколько морально-волевая основа самоопределения. Сама же воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.

В связи с этим возникают несколько парадоксальные ситуации. Первая такая ситуация связана с часто возникающей необходимостью субъекта профессионального самоопределения сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствующих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в профориентации требование всегда учитывать желания самоопределяющегося человека (его «хочу»).

Другая ситуация связана с необходимостью отказываться от учета имеющихся способностей и возможностей для достижения профессиональных и жизненных целей. Поскольку способности не только меняются сами в ходе развития самоопределяющегося подростка, но и под воздействием его самого (или с помощью воспитателей и родителей) произвольно, то традиционное «могу» также ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассуждениях на «морально-волевой» составляющей субъектности, то должны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся способностей («могу») в результате волевых усилий становящегося субъекта профессионального самоопределения.

Наконец, сомнения вызывает и традиционно выделяемое в профориентации «надо», т. е. учет потребности общества («рынка труда») в выбираемой профессии. Неясно, кто определяет это «надо» и всегда ли оно вызвано объективными социально-экономическими обстоятельствами. Мы можем предположить, что развитый субъект самоопределения (как и развитая личность) должен самостоятельно определять, что является «должным» и «сущностным» как для своего собственного развития, так для развития общества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка труда» и имеющиеся общественные предрассудки. Все это также предполагает у клиента развитую волю, т.е. готовность самостоятельно ориентироваться в общественных процессах, мучительно преодолевая стереотипы общественного (массового) сознания.

Процесс активизации клиента требует особого участия в этом самого профконсультанта. Как субъект организации взаимодействия с клиентом профконсультант сам должен выступать в роли субъекта, т. е. определенной волей. Еще Г. Мюнстенберг писал, что личность педагога и личности учеников - это определенные «волевые центры» и что, «когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших глазах» . Важно лишь объединить эти «волевые центры» и направить энергию воли на конструктивное решение профориентационных проблем.

Активизирующая работа профконсультанта предполагает профессиональную этику, т. е. сведение к минимуму манипуляции сознанием клиента. Но реально вообще отказаться от манипуляции невозможно. Например, немало ситуаций, когда клиент просто неопытен или находится в состоянии аффекта (в этих и подобных случаях определенная ответственность за принятие решения ложится на профконсультанта и неизбежными становятся субъект-объектные отношения между ним и клиентом).

Но и здесь возникает парадоксальная ситуация: профконсультант может и не занимать активную позицию в своей работе, т. е. он может отказаться от права быть полноценным субъектом своей профессиональной деятельности. На практике это не только возможно, но часто и делается. Например, профконсультант подходит к своей работе не творчески (работает по инструкции, как «положено»), сознательно уходит от обсуждения сложных мировоззренческих вопросов и т. п. Для профконсультанта быть полноценным субъектом - это иметь возможность выбирать активизирующий вариант работы с клиентом или обычный, не требующий никаких морально-волевых затрат и творчества, а лишь предполагающий «грамотное» соблюдение существующего порядка работы.

В целом можно выделить следующие типы (а заодно и уровни) профориентационной помощи самоопределяющемуся клиенту:

  1. Традиционная профконсультация: психолог - объект, добросовестный исполнитель существующих инструкций; клиент - также «объект» психолого-педагогических воздействий, а реальным субъектом является либо администратор, определяющий порядок работы, либо ученый-проектировщик, разрабатывающий методики и технологии профориентационной работы.
  2. «Рыночная» профориентация: психолог - объект, подстраивающийся под конъюнктуру рынка труда; клиент - также объект, идущий на поводу у общественных предрассудков или же вынужденный совершать те или иные профессиональные выборы из-за необходимости найти «хоть какую-нибудь» работу; сами ученые-проектировщики также часто оказываются объектами, будут вынуждены разрабатывать то, что легче «продать» на рынке психолого-педагогических услуг.
  3. Активизирующая профконсультация: профконсультант - «субъект», организующий взаимодействие с клиентом - «субъектом»: и даже ученые-разработчики могут позволить себе не только подстраиваться под так называемый общественный запрос, но и предлагать методы и процедуры, ориентированные на перспективу развития общества и отдельной личности.
  4. Парадокс заключается в том, что правомерными являются все варианты (уровни) оказания профориентационной помощи, ведь никто не вправе заставлять профконсультанта, самоопределяющегося клиента или психолога-разработчика быть полноценным субъектом, а значит и полноценной личностью. Суть личности в том, что она сама делает выбор в пользу субъектности, а задача психолога - помочь человеку в таком очень непростом выборе.

1.2. Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения

Главный вопрос, как «клиента-объекта» превратить в «клиента-субъекта»? Но здесь неизбежно возникает и другой (сопутствующий) вопрос: всякого ли «клиента-объекта» следует превращать в «клиента-субъекта»?

Если идти традиционным путем, то можно условно выделить следующие формы (виды) активизации: 1) мотивационно-эмоциональную; 2) познавательно-интеллектуальную; 3) практико-поведенческую.

При этом общая схема активизации часто представляется (в идеале) следующим образом. Сначала формируется эмоциональная активность (интерес), на основе которой можно формировать и мотивационную готовность к решению конкретных профориентационных проблем. Формирование мотивации предполагает уточнение профконсультационных целей. Выделение целей и начало их реализации часто вызывают первые трудности, которые становятся основой для кризиса развития субъекта профессионального самоопределения. Все это подготавливает клиента к формированию морально-волевого ядра, о котором уже говорилось в предыдущем разделе как о важнейшем условии полноценного самоопределения.

На практике эмоционально-мотивационная активизация может осуществляться через привлечение внимания клиентов и учеников с помощью активизирующих вопросов, обозначения неожиданных проблемных ситуаций, связанных с выбором профессии, и т. п.

Познавательно-интеллектуальная активизация может проводиться с опорой на традиционную схему организации проблемного обучения. Эта схема предполагает:

  1. включение клиентов в совместную деятельность по решению внешне простых и понятных задач (обсуждение и анализ профконсультационных ситуаций), когда на первых этапах эти задачи даже решаются, а клиенты получают соответствующее поощрение в виде похвалы или комплиментов психолога;
  2. далее клиентам предлагаются более сложные задачи, но внешне кажущиеся вполне доступными для решения; при этом важно так организовать познавательную активность, чтобы известные клиенту способы не позволяли ему легко найти правильное решение, а самое главное - вызвать у клиента «удивление» по поводу своей неспособности разобраться в предлагаемой задаче-ситуации и на этой основе сформировать у него потребность в подсказке со стороны профконсультанта;
  3. затем формируется способность к решению задач данного типа (на примере анализа разных типов профконсультационных ситуаций, близких и понятных клиентам данной образовательно-возрастной группы); в ходе такой работы психолог не просто дает клиенту готовый ответ, а использует систему небольших подсказок, позволяющих самоопределяющемуся клиенту прийти к пониманию ситуации самостоятельно;
  4. наконец, можно выделить и идеальный результат формирования познавательно-интеллектуальной активности - формирование своего, индивидуального способа анализа профконсультационных ситауаций. Обращаем внимание на то, что формирование познавательной активности самоопределяющегося клиента по представленной схеме предполагает специально спровоцированное «удивление» клиента и его потребность обратиться за помощью к профконсультанту. Таким образом, в основе познавательной активности опять же лежит интерес («удивление»).

Практико-поведенческая активность формируется с помощью примерно следующих приемов работы. Профконсультант не может постоянно отслеживать и корректировать все действия клиента, направленные на решение его профориентационных проблем, но он должен подтолкнуть его к самостоятельным действиям (например, давать на профконсультациях «домашние задания» клиенту и при следующих встречах контролировать их выполнение). Профконсультант должен использовать любую возможность для включения клиента в совместную деятельность по анализу и решению возникающих в ходе консультации проблем и обязательно положительно подкреплять все успешные высказывания и действия клиента. Это должно способствовать формированию у клиента чувства уверенности в своих силах и в возможности решать собственные проблемы самостоятельно (заметим, что и в этом случае психолог опирается на эмоционально-мотивационную и даже на познавательную составляющую самоопределения, т. е. фактически все они формируются параллельно). В ходе формирования практико-поведенческой активности Профконсультант должен стремиться к тому, чтобы постепенно передавать инициативу успешно действующему клиенту, а в итоге - показать клиенту, что он способен обходиться при решении своих проблем без посторонней помощи.

Для формирования морально-волевой активности клиента профконсультант должен осуществлять примерно следующие действия: постоянно показывать клиенту свою готовность подстраховать его в сложной ситуации (клиент, особенно на первых этапах совместной работы, должен чувствовать «надежный тыл»): рассказывать об успешных примерах самоопределения его бывших клиентов в ситуациях, близких к ситуации клиента (если таких примеров нет, то можно немного и пофантазировать по этому поводу, но так, чтобы клиент поверил в реальность таких успешных примеров); совместно обсуждать примеры сходных ситуаций; проигрывать некоторые ответственные действия по достижению намеченных целей (в беседе с работодателем, членами приемных комиссий, с возражающими против данных выборов подростка родителями и другими близкими людьми и т. д.). Нередко уверенность действий клиента повышается, когда такие обсуждения и игровые ситуации организуются в небольшой микрогруппе (4-6 человек). Как видно, и здесь морально-волевая активность формируется параллельно с эмоциональной, познавательной и поведенческой активностью.

Само выделение разных форм (видов, типов) активизации сделано для удобства анализа. Кроме того, для каждого вида активизации можно более целенаправленно разрабатывать конкретные методики и технологии. Иногда в практической профориентационной работе могут возникнуть проблемы, связанные с чрезмерным увлечением каким-либо одним видом активизации, т. е. с «застреванием» только на эмоциональной или только на познавательной активности. Более желательным является вариант работы, когда все формы активизации взаимодополняют друг друга.

При выборе форм и методов активизации профконсультант в каждом конкретном случае задает себе непростой вопрос: нужно ли специально провоцировать кризисы развития субъекта профессионального самоопределения (что и обеспечивает полноценное развитие самоопределяющейся личности) или же в работе с данным клиентом стараться поменьше беспокоить его сложными мировоззренческими проблемами и ограничиваться «правильной», шаблонной профконсультационной помощью? Для ответа на подобный вопрос следует специально рассмотреть проблему кризисов становления субъекта профессионального самоопределения (см. главу 2).

Контрольные вопросы

  1. Каждого ли клиента можно назвать субъектом профессионального самоопределения?
  2. Всегда ли сам психолог-профконсультант должен быть реальным субъектом организации профконсультационного взаимодействия с клиентом?
  3. Как соотносятся понятия «активизация» и «активность» в профессиональном самоопределении?

Литература

  1. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М. Знание Сер. «Педагогика и психология». 1983. №2.- 95 с.
  2. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. - М.: Совершенство, 1997.- 320 с.
  3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъект-ности. - Ростов н/Д, 1996. - 512 с.
  4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. -108 с.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
  6. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. - К.: «Просви-та», 1996. - 404 с.
  7. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.- 336 с.

1.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации субъекта профессионального самоопределения 5

1.2. Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения 11

Глава 2. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15

2.1. Основные характеристики кризиса профессионального самоопределения 15

2.2. Основные этапы и кризисы развития субъекта профессионального самоопределения 19

Глава 3. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ «АКТИВИЗИРУЮЩЕЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ» 23

3.1. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики 23

3.2. Место активизирующей методики в профконсультационном процессе 25

3.3. Основные модели (схемы) и возможные результаты активизации самоопределяющихся клиентов 26

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 31

4.1. Специфика профконсультационной помощи на разных возрастных этапах развития субъекта профессионального самоопределения 31

4.2. Проблема основных вариантов (схем) планирования субъектом своей карьеры 36

Глава 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТЫ 42

5.1. Основные организационные принципы профориентационной работы. Различные организационные модели профориентационной помощи 42

5.2. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами 45

5.3. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи 47

5.4. Основы составления программ профориентационной помощи 51

5.5. Основы планирования и проведения конкретных профориентационных занятий и консультаций 52

5.6. Концептуальная схема организации профконсультационного взаимодействия психолога и клиента 54

5.7. Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик 59

Глава 6. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 66

6.1. Профориентационные игры с классом 66

6.2. Игровые профориентационные упражнения 67

6.3. Активизирующие профориентационные опросники 68

6.4. Бланковые игры с классом 74

6.5. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 74

6.6. Карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»). Карточные игровые консультационные методики 76

6.7. Настольные игровые профориентационные методики 79

6.8. Бланковые карточные профориентационные игры 81

6.9. Методы принятия профконсультационного решения 82

Заключение 85

Заключение

В данном пособии сделана попытка раскрыть понятие «активизирующая профконсультационная методика» и даны общие рекомендации по планированию и организации профориентационной работы. Также представлен краткий обзор авторских активизирующих профориентационных методик, которые вполне можно использовать в работе со старшеклассниками, а некоторые из них - даже в работе со взрослыми клиентами службы занятости.

Более подробное знакомство с данными методами работы предполагает знакомство студентов-психологов с методиками на лекционных и практических занятиях, а также их интенсивную дополнительную самостоятельную работу по более подробному изучению методик. Опыт показывает, что при желании данные методики вполне можно освоить самостоятельно, а впоследствии постоянно вносить в них какие-то усовершенствования и модификации. Сама идея «активизирующей профконсультации» предполагает, что многие активизирующие методики являются скорее «идеями методик», которые не только можно, но и следует непрерывно совершенствовать, совершенствуясь при этом самим.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен. Формы и направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2016

    Сущность и содержание понятия "профессиональное самоопределение личности". Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников "Взгляд в будущее". Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2011

    Социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства. Социальные последствия и общественная значимость проблемы деформаций профессионального самоопределения учащихся.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Особенности взросления старшеклассников, а также характеристика, технология и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в их самоопределении. Опытно-экспериментальный анализ условий профессионального самоопределения старшеклассников.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2010

    Взаимосвязь профессиональных самоопределения и мобильности учащихся с умственной отсталостью. Определение уровня знаний старшеклассников о профессиях, готовности к ее выбору, их профессиональных интересов. Значение трудового воспитания в развитии детей.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении (Пряжников, 1999, с. 50-51).

Сущность профконсультациониой методики заключается в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы (Пряжников, 1999, с. 21-24).

Активизирующая методика во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсуль- тациониой методики являются следующие.

  • 1. Увлекательность процедуры методики для данных клиентов.
  • 2. Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к ним следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой для обращения к данной, более сложной проблеме).
  • 3. Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).
  • 4. Двуплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профкон- сультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных пространств самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действий, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиями. Заметим, что проф- консультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно только догадываться). Однако ие все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении, и тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к мысленному экспериментированию) профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопами» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.
  • 5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:
    • - выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
    • - использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
    • - обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
    • - в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем, но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес.

Таким образом, активизирующая методика - это не просто интересная для клиента, но прежде всего вооружающая клиента средством для самостоятельных действий методика.

Если сравнивать данную методику с игровыми методами, то активизирующая методика - это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне выраженные положительные эмоции, достаточно яркие внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно скучная процедура.

Отдельно следует сказать о месте активизирующей методики в проф- консулътационном процессе. Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и культурой, а в более простых вариантах - как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т.п. (Пряжников , 1999 , с. 82-85). Но возникает вопрос о том, как, с помощью чего профконсуль- тант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также с культурой, миром профессий и другими пространствами самоопределения. Одним из важных средств построения таких взаимоотношений является активизирующая профконсультационная методика, т.е. методика сама становится своеобразным посредником между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.

Если представить это образно, то активизирующая методика находится между пространством выбора, клиентом и профконсультантом. Понимаемая таким образом методика обеспечивает следующие важные условия организации профконсультационного процесса (Пряжникова , Пряжников , 2010, с. 275-276).

  • 1. Методика становится одинаково доступной как психологу, так и консультируемому клиенту: поскольку она занимает место «между» ними, появляется возможность не только делать ее более понятной для клиента и не только демонстрировать ее клиенту, но и постепенно переводить ее во внутренний план действий клиента, т.е. обучать его использованию методики при решении своих проблем, о чем уже говорилось ранее.
  • 2. Сведение к минимуму возможностей для манипуляции сознанием клиента.
  • 3. Хорошая активизирующая методика должна соотноситься с рассматриваемыми пространствами самоопределения (отражать их), что позволяет рассматривать ее как простую и понятную (для клиента и для профконсультанта) модель этого пространства.
  • 4. Профконсультант также получает дополнительные возможности для более творческой самореализации в своем труде: он может использовать данную методику по-своему (реализуя индивидуальный стиль трудовой деятельности), методика позволяет ему самому лучше осознать те или иные проблемы самоопределения (следует напомнить, что и профконсультант как творческая личность продолжает самоопределяться) и т.п.

При рассмотрении места методики в профконсультационном процессе следует ответить и на вопрос о том, не должен ли сам психолог-консультант превратиться в методику для решения проблем своего клиента. Иногда говорят, что «главным средством работы психолога является его личность». Представленное понимание места активизирующей методики в профконсультационном процессе дает ответ на подобные вопросы: нет, сам психолог не должен превращаться в средство решения чьих-то проблем. Еще Э. Фромм писал о подобных ситуациях, когда человек превращается в средство для решения чужих проблем за деньги, называя таких людей «рыночными личностями» с «отчужденным характером» {Фромм, 1992). По Э. Фромму, главный девиз таких людей: «Я такой, какой я вам нужен для решения ваших проблем»; «Я такой, какой изволите».

В нашем случае средством все-таки является активизирующая методика, которая не только помогает понять и разрешить проблемы клиента, но и способствует профессиональному и личностному росту консультанта, ведь если вспомнить К. Маркса, то главным результатом любого труда (включая и труд психологов-профконсультантов) является не столько произведенный товар, сколько сам человек.

Основные формы (модели) активизации в профориентационной практике. В самом общем плане внешние и внутренние средства активизации могут быть представлены следующим набором:

  • - обаяние самого консультанта;
  • - психотерапевтический (а может быть, и профкопсультационный) миф, создающий основу для доверительных отношений между клиентом и психологом, а также вера клиента (а нередко и самого консультанта) в используемые методы и подходы к решению данных проблем;
  • - информационное воздействие (например, «ошарашивание» клиента впечатляющими фактами или какой-то неожиданной информацией, показывающей осведомленность психолога и его знание своего дела, а также стимулирование клиента к каким-то действиям);
  • - логическое воздействие на клиента (замечено, что такому воздействию чаще подвергаются люди с более развитым интеллектом, т.е. оно не всегда эффективно для всех без исключения клиентов);
  • - конкретная (особенно интригующая клиента) методика (в случае использования активизирующих методик создается реальная основа для подлинного диалога психолога с консультируемым);
  • - приглашение на профориентационные занятия других (авторитетных для данной аудитории) специалистов, например, в нынешней ситуации - тех людей, которые уже добились определенного профессионального и жизненного успеха (только бы у этих успешных людей нашлось время для общения с какими-то школьниками, да еще за чисто символическое «моральное вознаграждение»).

В общем виде можно выделить традиционно используемые формы и методы активизации".

  • - индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.);
  • - тренинговые процедуры (Банков, 2000 ; Лидере, 2009)’,
  • - профориентационные игры и упражнения;
  • - специально организованные дискуссии;
  • - использование элементов дискуссий-экспромтов в рамках лекций и семинаров (для большей эффективности обычно такие экспромты также специально готовятся);
  • - активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);
  • - совместное с клиентом (или с классом) рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения;
  • - использование собственных примеров консультанта или преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для клиентов) и др.

Если исходить из реальности профконсультационной практики, то можно выделить следующие обобщенные схемы (модели) активизирующего воздействия на клиентов и разные аудитории.

  • 1. Вариант «Прелесть». Общая схема активизирующего воздействия примерно следующая: сначала у клиентов вызывается состояние восторга, клиенты просто очарованы таким «прелестным» профконсультантом (консультант обычно демонстрирует свое обаяние, мастерство и эрудицию). После чего очарованные таким образом клиенты с готовностью воспринимают любые рассуждения и рекомендации психолога. К сожалению, достигнутый эффект очарования почти не оставляет возможностей для самостоятельных размышлений и переживаний клиентов, т.е. активизирующий эффект крайне низкий (хотя все при этом очень довольны).
  • 2. Схема «Проблемное обучение» предполагает специально созданные ситуации удивления клиента после того, как ему не удается решить предложенную задачу (внешне такую простую) своим обычным способом. Клиент сам обращается за помощью к консультанту, который с помощью системы небольших подсказок подводит клиента к самостоятельному поиску нового средства решения задачи. При удачной реализации данной схемы активизирующий эффект может быть достаточно высоким. Главная проблема - разработать системы усложняющихся подсказок под конкретные задачи-ситуации.
  • 3. Схема «Незавершенное действие» предполагает первоначальную интригу со стороны психолога и даже начало совместной деятельности по решению данной проблемы (осмыслению ситуации самоопределения). Но в самый интересный момент, когда у клиентов уже возникло ощущение, что они на правильном пути, работа прекращается. Расчет на то, что уже включенные в деятельность клиенты продолжат ее за рамками занятия или консультации. Здесь активизирующий эффект может оказаться значительным. Важно лишь выбрать удачный момент для резкого прекращения совместной работы.
  • 4. Схема «Психолого-педагогический поступок» профконсультанта. Сначала следует заинтриговать клиентов (учащихся) какой-то важной проблемой (обычно ценностно-нравственного плана). Далее преподаватель якобы невзначай начинает размышлять вслух в присутствии аудитории. Предполагается, что такие размышления носят нешаблонный и в чем-то даже парадоксальный характер, что может вызвать у клиентов первоначальное непонимание и, возможно, элементы агрессии (ведь известно, что любое серьезное отклонение от существующих шаблонов и стандартов осуждается, в том числе и в подростковых аудиториях). Поэтому проводить такую работу следует очень осторожно, также рассчитывая при этом на отсроченный эффект. О необходимости включения ценностно-нравственной проблематики в профориентационную работу писали многие авторы (Головаха , 1988; Пряжников , 1999 , с. 76-103; Чистякова , Родичев , 2012 и др.).
  • 5. Схема «Специально организованная дискуссия». Предполагается, что психолог сначала должен заинтриговать учеников определенной проблемой, т.е. спровоцировать желание обсуждать ее. Но, как известно, импровизированное обсуждение часто превращается в хаос (редкие исключения относятся к «культурным» аудиториям). Поэтому очень важным условием реализации такой схемы является совместная выработка правил совместного обсуждения. Другим условием становится выделение наиболее спорных вопросов и разных точек зрения (из-за которых обозначается разногласие). Наконец, важно и такое условие, как специальная подготовка участников дискуссии. Естественно, при проведении таких дискуссий профконсультант не должен открыто поддерживать какую-то из спорящих сторон, позволять себя эмоционально втягивать в спор. Его задача - лишь организовывать процесс совместного размышления. Напомним также, что результат дискуссии - это не столько получение окончательной истины, сколько сам факт совместного размышления над сложной проблемой, прояснение своих позиций и знакомство с иными точками зрения.
  • 6. Схема занятия, близкого к «тусовке». В основе работы лежит создание особой атмосферы элитного (или псевдоэлитного) обсуждения тех или иных проблем самоопределения. Обсуждение обычно организуется со ссылками на популярных в определенной среде авторов, с использованием изысканных (или псевдоизысканных) выражений и интонаций, а также с легким жонглированием сложными научными (или псевдонаучными) терминами и понятиями. Надо быть реалистами и признать факт существования немалой группы клиентов, которым важен не столько результат размышлений над проблемами самоопределения, сколько сам процесс таких размышлений, где наиважнейшим становится внешне эстетическое («тусовочное») оформление подобных обсуждений. Стремление к такой псевдоэлитарности можно объяснять разными причинами (стремление самоутвердиться, недостаток настоящей внутренней культуры и самоуважения и т.п.), но это также может рассматриваться как один из вариантов работы с определенными группами клиентов.
  • 7. «Академическая схема» построения взаимоотношений с аудиториями (или с клиентом) предполагает логически обоснованное и в чем-то даже методичное изложение разных позиций, их обобщение и четкие выводы. Для реализации такой схемы и получения желательных активизирующих эффектов необходима подготовленная аудитория, что в большинстве случаев является редкостью. В гл. 3 уже говорилось о такой характеристике активизирующей методики, как двуплановость действия. Так вот, академическая схема предполагает ярко выраженный план воображения и готовность аудитории работать с научными абстракциями. К сожалению, в большинстве случаев такая схема активизации оказывается непригодной для обычных аудиторий учащихся (хотя иногда бывают и исключения).
  • 8. Схема организации подлинного диалога с клиентом (или с группой). Опыт показывает, что часто для построения такого диалога все-таки требуется определенная подготовительная работа (определение готовности клиента к диалогу, создание мотивационной основы для диалога и т.п.).

В целом возможными эффектами активизации профессионального самоопределения могут быть следующие:

  • - очарованный клиент (несмотря на внутреннюю зависимость такого клиента, он все-таки может проявить определенную активность хотя бы по реализации готовых рекомендаций профконсультанта);
  • - клиент, заинтересовавшийся данной профориентационной проблемой (о которой он раньше, например, вообще не задумывался);
  • - озадаченный клиент (например, если он раньше воспринимал ситуацию самоопределения как более простую и понятную);
  • - клиент, стимулированный на продолжение определенных действий по решению своих проблем (на основе эффекта незавершенного действия);
  • - клиент, вооруженный способом решения проблем определенного типа;
  • - клиент, стремящийся найти (построить) свой индивидуальный способ решения профориентационных проблем (например, все, что ему предлагал профконсультант, вызывало у него ироничное отношение, и он хочет быть лучше психолога и всей психологии; это почти идеальный результат);
  • - клиент, агрессивно настроенный но отношению к данному профкон- сультанту (например, психолог заставил его задуматься о том, что раньше данного клиента не беспокоило, т.е. «задел за живое»; здесь психологу важно хоть как-то контролировать свои взаимоотношения с такими клиентами, хотя главное достигнуто - клиент выведен из состояния равнодушия или излишней успокоенности по отношению к своей собственной судьбе).

Проблема организации внутреннего диалога самоопределяющейся личности. Внутренний диалог - это обращенность человека к своим собственным проблемам, это развитое самосознание, рефлексия личности, своеобразный разговор с самим собой. Если исходить из того, что в основе самосознания лежит конфликтный личностный смысл, когда человек осознает свои проблемы и пытается их решить (Столин , 1983), то для решения проблем самоопределения формирование готовности к такому внутреннему диалогу является важнейшим условием эффективности профкон- сультирования. Развитая рефлексивная позиция личности предполагает внутреннюю активность самоопределяющегося человека, которая может иметься у него изначально, еще до обращения к профконсультанту, либо ее следует специально формировать.

В первом случае, как уже отмечалось, активность может быть неорганизованной (сумбурной, нецеленаправленной), и тогда ее следует дополнительно осмыслить и направить в конструктивное русло. Во втором случае клиента следует активизировать, т.е вызвать у него интерес к себе, спровоцировать на размышления и переживания по поводу своего будущего, но, опять же, помочь клиенту самому направить эти размышления и переживания в конструктивное русло. Все это, так или иначе, предполагает обращение клиента к своему внутреннему опыту и переструктурирование его с ориентацией на решение задач самоопределения.

Еще Аристотель, развивая идеи своего учителя Сократа о внешнем диалоге, одним из первых заговорил об обращенности человека к своему внутреннему опыту, к самому себе. При этом размышления должны были предполагать определенные правила и не быть неумелыми. Е. А. Климов, также размышляя о внутреннем диалоге, писал, что это «как бы взгляд на себя глазами других людей», и выделял важную роль «референтной (эталонной) группы» для самопонимания личности и формирования адекватного «я-образа» (Климов, 1997 , с. 140).

В дополнение к референтной группе, а фактически - к разным референтным группам, влияющим на самопознание самоопределяющегося подростка, не менее важную роль должны играть и педагоги, и психологи, помогающие разобраться подростку в самом себе. Мы считаем, что роль педагогов и психологов будет усиливаться лишь тогда, когда они вместе с самоопределяющимся клиентом (подростком) чаще будут обращаться к проблемам поиска смысла жизни, преодоления внутренних преград на пути к уже обозначенным жизненным и профессиональным целям и преград, осложняющих процесс поиска и уточнения этих целей.

Лучшим способом такой психолого-педагогической помощи является выработка культурного навыка совместных обсуждений и даже дискуссий по проблемам самоопределения. Культурный навык в данном случае предполагает отказ от сумбурных, эмоциональных размышлений и выводов, и, наоборот, использование логики, доказательности, опору на знания, а главное - уважительное отношение к разным точкам зрения. Это, по сути, навык научного размышления. Понятно, что не исключается определенная эмоциональность, проявляющаяся, например, в заинтересованности, увлеченности проблемами самоопределения. В специально организованных дискуссиях важна нс столько непременная победа в споре, сколько сам процесс заинтересованного и грамотного спора. Как известно, «побеждает в дискуссии (больше приобретает) часто не тот, кто переспорил своего оппонента, а тот, кто стал умнее, т.е. тот, кого переспорили». Лишь потом, освоив такой культурный навык, можно рассчитывать, что он будет постепенно интериоризироваться и переводиться во внутренний план действий, т.е. станет основой для самостоятельных культурных размышлений.

Заметим, что формирование готовности к такому внутреннему диалогу слишком деликатное и тонкое дело. К сожалению, слишком много оказывается на подростка и других прямо противоположных воздействий, когда у него формируются навыки бескультурного спора (например, в подростковых компаниях, на экранах телевизора в так называемых дискуссиях- шоу и т.п.). Вполне возможно, что сразу после проведения дискуссий эффект нс будет заметен, и расчет здесь делается на то, что впоследствии подросток все-таки вспомнит свой опыт участия или хотя бы наблюдения за культурным разговором о сложнейших вопросах самоопределения.

Методика профессионального самоопределения

Для формирования групп педагогической направленности использовался тест Голланда «Методика профессионального самоопределения».

Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Типы профессиональной направленности личности

    Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциальный тип Предприимчивый тип Артистичный тип

Отбор в группы педагогической направленности прошли обучающиеся с преобладающими социальным, интеллектуальным и артистическим типом

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Активность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, . Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, шофер и т. д.

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.


Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т. п.

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного , следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.


Результаты диагностики обучающихся 8-9 классов

МОУ СОШ № 28 имени


Важнейший этап в жизни любого школьника. Проверить, готовы ли они к этому шагу, можно при помощи предлагаемого ресурса. Кроме того, с помощью специальных методик (Методика «Матрица выбора профессии» (разработана в Московском областном центре профориентации молодежи), дифференциально-диагностический опросник ) можно помочь ребятам в самоопределении.

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Готов ли ты к выбору профессии? Анкета №1.

А знаешь ли ты:

1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?

3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.

11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

Анкета №2.

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы

способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.

Просмотр содержимого презентации
«Профессиональное самоопределение»


Классный час в 10 и 11 классах

Профессиональное самоопределение

Учитель математики,

классный руководитель

10 и 11 классов

МКОУ «Хотьковская СОШ»

Наталья Николаевна Коломина


Профессиональное самоопределение

Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни.

С.Л. Рубинштейн


Готов ли ты к выбору профессии?

Чтобы проверить, насколько ты готов сделать первые шаги в выборе профессии, заполните анкету № 1.

Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение.

профориентации молодежи)

Инструкция:

  • Какой объект деятельности вас привлекает (сфера труда)?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).


Методика «Матрица выбора профессии»

(разработана в Московском областном центре

профориентации молодежи)

Инструкция: отметьте в каждой предлагаемой группе то утверждение, которое вам нравится, вас привлекает, вами предпочитаемо.

2. Какой вид деятельности вас привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью).

2.2. Облуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности).

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства).

2.6. Производство (изготовление продукции).

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов).

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).

2.9. Защита (охрана от враждебных действий).

2.10. Контроль (проверка и наблюдение).


Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.






(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.

Заполните анкету №2.


Дифференциально-диагностический опросник

(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом».

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом, что в каждом столбце

бланка ответов они относятся к профессиям типа «человек-природа»,

«человек-техника», «человек-другие люди», «человек-знаковые системы»,

«человек-художественный образ», «сам человек» .

Каждый ответ в столбцах бланка ответов оценивается в 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из шести столбцов.

Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:

9-10 баллов: ярко выраженная склонность;

7-8 баллов: выраженная склонность;

4-6 баллов : склонность на среднем уровне;

2-3 балла: склонность не выражена;

0-1 балл: работа с таким предметом труда активно отвергается: «что угодно, только не это».


Дифференциально-диагностический опросник

(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)


Интерпретация результатов

Первая группа профессий – "Человек - природа". Она объединяет все профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (предмет труда – земля, вода, растения и животные). Сюда включены профессии: ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, геолог, полевод, егерь, механизатор. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Их любовь не созерцательная, которой обладают все люди, а деятельная,

связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к мастерской, где Вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность объектов труда этого типа состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям.


Интерпретация результатов

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К типу "Человек - техника" относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик, водитель. Сюда же входят

профессии по производству и обработке металлов: сталевар, токарь, слесарь- механик. В этот же тип включают профессии по обработке неметаллических изделий (ткач, столяр); по переработке продуктов сельского хозяйства (пекарь, кондитер); по добыче и обработке горных пород (проходчик, шахтер). Техника представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успехов в этой области.


Интерпретация результатов

Следующий тип профессий – "Человек – другой человек" . В нем предметом труда специалиста является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость непосредственного воздействия на людей. Круг таких профессий многоаспектен: педагогические – учитель, воспитатель детского сада; медицинские – врач, медсестра; юридические – следователь, судья, адвокат; сфера обслуживания – продавец, проводник, парикмахер; культпросветработники – пианист, аккомпаниатор и т.д. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения и помыслы людей, хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми – вот те личные качества, которые очень важны при работе

по профессии этого типа.

Интерпретация результатов

Четвертая типовая группа – это профессии "Человек – знаковая система". Здесь предметом труда служат не сами явления, а информация о них в знаках (слова, формулы, условные знаки). Представители этих профессий создают, обрабатывают, размножают, анализируют, хранят и передают различные виды информации. Так, с языковой знаковой системой связана работа историка, корректора, нотариуса, паспортистки, почтальона. С графическими изображениями, картами, схемами работают чертежники; штурманы, разметчики. Деятельность математиков, экономистов, операторов ЭВМ, метеорологов связана с математической знаковой системой. Человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных свойств предмета, обозначенных знаками, а с другой – представлять характеристики реальных явлений, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, а учитывая, что знаки сами по себе имеют малозаметные различия, необходимы такие

качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.


Интерпретация результатов

Пятая группа профессий – "Человек - художественный образ" . Создание художественных образов, переработка, тиражирование – на это направлена деятельность представителей этой группы профессий. К ней относятся: художники, скульпторы, писатели, реставраторы, дизайнеры, чеканщики, ювелиры, маляры, артисты.

Последняя группа профессий – "Сам человек" . Деятельность в этой области предполагает совершенствование своей внешности, тренировку различных спортивных навыков, а также осуществление психологической и физической подготовки к соревнованиям, турнирам, выступлениям. К данному направлению деятельности относятся: тренеры, спортсмены, модели. Далее представлены характеристики профессионально важных качеств, необходимых для каждого типа профессий.






Выбор за тобой!

Сделай его правильно!


Источники информации:

  • http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf

Шаблон презентации:

http:// учебныепрезентации.рф / file/2263-shablon-traektorija.html

Изображения:

http:// albaz2000.com/images/11610267.jpg

http:// phavi.kcmclinic.eu/ph/r,710,710/agicon/c/2012/08293507967503e1ce1bf835.jpg

http:// uchistut.ru/images/e11cb44c6a26bd8918b11e727c02c5d1_big.jpg

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.