Презентация на тему "кадровый аудит и контроллинг персонала". Презентация на тему "кадровый аудит и контроллинг персонала" Все работники делятся на две категории

1. Сущность и основы контроллинга и аудита персонала

Аудит и контроллинг персонала как новое направление деятельности в системе управления персоналом. Контроллинг персонала: сущность, задачи, функции, виды и основные этапы. Стратегический и оперативный контроллинг. Субъекты и объекты контроллинга и аудита персонала. Контрольные критические точки (ККТ): понятие, требования к ККТ. Система контроля в реальном и опережающем времени. Упреждающий контроллинг и обратная связь в управлении персоналом. Управленческий учет как основа контроллинга персонала. Аудит как функция контроллинга персонала, основа оптимизации управления персоналом. Взаимосвязь контроллинга, аудита и мониторинга персонала.

2. Аудит персонала как форма диагностического исследования

Общее понятие об аудите. Понятие, цель и задачи аудита персонала. Связь с известными понятиями: анализ, консультирование, аудиторская деятельность, ревизия, контроль. Классификация видов аудита. Направления аудита персонала и их содержание. Этапы проведения аудита. Диагностика работы с персоналом. Уровни проведения аудита: стратегический, линейный, функциональный. Комплексный, ситуационный и оперативный аудит персонала. Социально-трудовой мониторинг. Методы анализа и основной инструментарий проведения аудита персонала. Алгоритм проведения аудита персонала, диагностическая модель, база данных. Аудиторское заключение и его структура.

3. Бюджетирование в системе управления персоналом.

Бюджетирование как инструмент контроллинга персонала. Цель и задачи бюджетирования в системе управления персоналом. Подходы к бюджетированию. Связь планирования и бюджетирования. Технология кадрового планирования и разработки бюджета расходов на персонал. Структура бюджета на персонал. Отклонение фактических показателей от плановых: методы анализа. Этапы формирования бюджета по управлению персоналом

4. Аудит затрат на персонал

Затраты на персонал: понятие, структура, классификация. Постоянные и переменные затраты, прямые и косвенные затраты, группы затрат по степени их регулирования, центры ответственности в контроллинге персонала. Издержки на персонал - важнейший трудовой показатель, основа формирования всех трудовых показателей. Аудит затрат на персонал: схема аудита, основные показатели анализа. Анализ затрат на персонал, содержание, показатели. Аудит издержек на профессиональное обучение. Абсолютные и относительные показатели, их использование для оценки эффективности системы подготовки кадров и профессионального обучения. Аудит затрат по функциям управления персоналом. Аудит затрат на функционирование службы управления персоналом.



5. Аудит трудового потенциала

Понятие трудового потенциала. Соответствие трудового потенциала фактическому уровню его использования и требованиям производства. Структура трудового потенциала. Методы анализа и основные показатели. Оценка стоимости трудового потенциала. Определение рентабельности использования персонала предприятия. Факторные модели изменения прибыли на одного работника

6. Аудит персонала на основе анализа трудовых показателей

Аудит численности персонала и анализ движения кадров: значение, цели, задачи; анализ работы по планированию и анализу численности, классификация видов планирования численности; анализ обеспеченности организации персоналом, показатели; движение кадров на предприятии: внешнее и внутриорганизационное; внешнее движение кадров (текучесть кадров, основные показатели, и ее влияние на экономическое состояние предприятия); внутрипроизводственная мобильность, основные показатели; анализ экономических последствий изменения численности персонала.

Социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж, образование, здоровье, семейное положение), их содержание; значение, цели и задачи анализа социально-демографических характеристик; использование результатов анализа для формирования кадровой политики и оптимального трудового потенциала.

Аудит качественных характеристик персонала: значение, цели и задачи; оценка профессионально-квалификационного состава рабочих, отклонения, повышение качественных характеристик; оценка профессионально-квалификационного состава специалистов и служащих, основные подходы, показатели.

Аудит рабочего времени, как оценка использования трудового потенциала организации. Значение анализа рабочего времени в повышении эффективности деятельности предприятия и использования трудового потенциала, цели и задачи аудита. Понятие рабочего времени как важной экономической категории. Количественные и качественные характеристики рабочего времени. Структура рабочего времени предприятия. Показатели использования рабочего времени и методика их расчета, интегральный коэффициент фонда рабочего времени, факторный анализ, выводы. Потери рабочего времени как основной источник резервов улучшения его использования. Потери и резервы рабочего времени. Регламентированные нерезервообразующие потери рабочего времени. Нерегламентированные резервообразующие потери рабочего времени. Влияние снижения потерь рабочего времени на повышение интенсивности и напряженности труда. Характеристика потерь рабочего времени, основные показатели.

Аудит производительности труда, значение, цели и задачи; факторный анализ; анализ трудоемкости продукции (нормативной, плановой, фактической, удельной), основные показатели анализа; анализ влияния использования рабочего времени на производительность труда; анализ влияния структуры кадров на производительность труда.

Аудит нормирования труда на основе методики анализа трудовых показателей. Цели и задачи анализа, порядок проведения этой работы, направления анализа. Анализ состояния нормативной базы предприятия, нормативы и нормы, правила производства работ, требования и ограничения. Степень охвата работ нормированием труда, показатели, используемые при анализе. Анализ качества норм труда, показатели, их использование. Анализ организации работы по нормированию труда, порядок пересмотра норм, объем пересмотра норм, составление аналитических таблиц, предложения по улучшению нормирования труда (основные направления улучшения нормирования, обоснование предложений).

План:

7.1 Сущность, цели, задачи и технология организации
аудита персонала
7.2 Сущность, цели, задачи и функции контроллинга
персонала
7.3 Содержательная структура контроллинга
7.4 Роль контроллинга в организации, кадровом
планировании, создании информационной системы,
проведении исследований эффективности планов, ведении
системы кадровой информации, составлении отчетов по
кадрам
7.5 Модель контроллинга персонала

7.1 Сущность, цели, задачи и технология организации аудита персонала

В сегодняшней ситуации практически любой вид бизнеса испытывает
воздействие серьезной конкуренции. Для того чтобы выжить и преуспеть в своей
деятельности организациям необходимо оставаться конкурентоспособными в
этой новой среде. Сохранение компетентности возможно только через
непрерывное развитие человеческих ресурсов. Потенциальным механизмом этого
роста является аудит (оценка) деятельности сотрудника, оценка должна носить
постоянный и всесторонний характер. Поскольку эффективная система аудита
персонала оценивает достижения сотрудника и служит основой создания планов
развития отдельных лиц и коллективов, она ставит новые задачи и цели для
дальнейшего пребывания и функционирования человека в организации.
Аудит персонала - это система консультационной поддержки,
аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала
организации.
Аудит персонала включает в себя целый ряд мероприятий, направленных
на анализ квалифицированности сотрудников.

Цель аудита персонала - является оценка эффективности и
производительности деятельности персонала как одного из важнейших
факторов, обеспечивающих прибыльность организации.
Задачи аудита персонала:
определить соответствие организационного и кадрового потенциала
целям и стратегии развития организации;
выявить соответствие деятельности персонала и структуру
управления организации существующей нормативно-правовой базе;
определить эффективность работы с персоналом по решению задач,
стоящих перед персоналом организации, ее руководством,
отдельными структурными подразделениями;
выявить причины возникающих в организации социальных проблем
и определить возможные пути их разрешения или снижения
негативного воздействия.

Аудит может осуществляться на:
1) Стратегическом уровне (проводится оценка на уровне высшего
руководства).
2) Управленческом уровне (оценка производится на уровне линейных
руководителей).
3) Тактическом уровне (оценка осуществляется на уровне службы
управления персоналом).
В аудите персонала используются типичные для управленческого
аудита инструменты. Каждый инструмент исследования обеспечивает
частичные понимание действий управления персоналом фирмы. Это:
o Интервью
o Анкетные опросы и обзоры
o Анализ официальных документов
o Внешняя информация
o Эксперименты в области управления персоналом

Классификация типов аудита персонала

Признак классификации
Тип аудита персонала
Основные характеристики
Проводится
по
заранее
установленному регламенту за
определенный период времени
Проводится
по
оперативному
распоряжению
руководства
Текущий Оперативный Регулярный
1. Периодичность проведения
Проводится через определенные
Панельный
промежутки времени Проводится с
определенной периодичностью, с
неизменными
методикой
и
инструментарием на тех же
группах людей и тех же объектах
Охватывает
все
объекты
Охватывает отдельно выделенную
2. Полнота охвата изучаемых
Полный Локальный Тематический группу объектов или один объект
объектов
Включает все объекты или по
одной тематике

Продолжение таблицы «Классификация типов аудита персонала»

Признак классификации
3. Методика анализа
4. Уровень проведения
5. Способ проведения проверки
Тип аудита персонала
Основные характеристики
Используется весь арсенал методов
Анализу подвергаются работники,
Комплексный Выборочный
выбранные
по
специальной
методике-выборке
Оценка производится на уровне
высшего
руководства
Оценка
Стратегический Управленческий производится на уровне линейных
Тактический
руководителей
Оценка
производится на уровне службы
управления персоналом
Проводится силами сторонних
Внешний Внутренний
специалистов
Проводится
работниками самой организации

Для выработки и обоснования рекомендаций
в ходе аудиторской проверки должны быть
изучены не только количественные и
качественные характеристики персонала, но
и весь спектр функций управления
персоналом, посредством которых
достигается обеспечение интересов
организации
Основные параметры аудита по функциям
управления персоналом
Основные функции управления персоналом
Содержание аудита
Формирование кадровой политики организации
Оценка текущего состояния кадровой политики, степени
ее согласования с целями организации, стратегией ее
развития; оценка степени связи кадровой политики со
спецификой организации и внешними условиями

Планирование персонала
Использование персонала
Наем и отбор персонала
Деловая оценка персонала
Оценка наличных ресурсов, целей и перспектив развития
организации, будущих потребностей в персонале; анализ
штатного расписания, степени его обоснованности; анализ
изменений кадрового потенциала организации
Анализ уровня занятости персонала; анализ обеспечения
стабильности состава работников; изучение занятости
женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых слоев
населения
Оценка используемых методов найма персонала, источников и
путей покрытия потребностей в персонале, стоимости найма;
оценка результативности найма, обеспеченности вакансий
кандидатами, перспективного списка кандидатов; оценка
результативности
оценочных
процедур;
оценка
взаимодействия организации со службами трудоустройства,
учебными заведениями, местными органами власти,
конкурирующими организациями
Анализ используемых форм деловой оценки персонала,
периодичности ее проведения, представляемых результатов и
решений, принимаемых по ее результатам

Анализ используемых методов профориентации и адаптации,
оценка их эффективности (количество увольняемых
Профориентация и адаптация персонала
работников
среди
вновь
нанятых,
конфликты
в
подразделениях новичков); выявление и диагностика проблем,
возникающих в период адаптации
Анализ целей и используемых форм обучения, их
соответствия целям организации; изучение содержания и
Обучение персонала
продолжительности обучения; оценка персонала, прошедшего
обучение; оценка эффективности обучения, фактических
результатов
Анализ и проектирование управленческой деятельности в
организации; оценка управленческого потенциала и
Работа с кадровым резервом
определение потребности в подготовке кадрового резерва;
оценка методов работы с кадровым резервом
Анализ системы продвижения персонала в организации;
Служебно- профессиональное продвижение, деловая карьера анализ схем замещения должностей; анализ реализации плана
кадрового
роста;
оценка
результативности
методов
персонала
планирования карьеры

Организация трудовой деятельности персонала
Мотивация и стимулирование труда
Трудовые отношения в коллективе
Анализ условий труда, техники безопасности и охраны труда;
анализ состояния нормирования труда в организации; оценка
эффективности организации рабочих мест, распределения
работ; анализ вложений финансовых средств в эту сферу и
оценка полученных результатов
Анализ используемых форм и систем стимулирования, их
связи с мотивацией персонала; анализ уровня и структуры
оплаты труда; оценка соответствия разработанных принципов,
структуры оплаты труда целям организации
Диагностика социально-психологического климата, оценка
уровня
социальной
напряженности
в
организации,
сопротивления переменам; диагностика организационной
культуры, типа управленческой команды, оценка уровня
соответствия целям и специфики организации

Этапы проведения аудита персонала:
1. Подготовительный. На этом этапе определяются цели аудита, осуществляется
подбор персонала для проведения аудиторской проверки, разрабатываются
внутриорганизационные документы (приказ, распоряжение), определяются сроки,
задачи, исполнители и участники проверки, проводится инструктаж исполнителей и
участников, разрабатывается план сбора, предоставления и программы
рассмотрения анализируемой информации.
2. Этап сбора информации. В процессе сбора информации проводится
мониторинг персонала, проверяется документация и отчетность, проводятся
наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, осуществляется предварительная
обработка статистических данных. Компьютерная техника и современные
информационные технологии позволяют ускорить и качественно оформить эти
процедуры.
3. Этап обработки и анализа информации. Полученная информация
обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, а потом
по разработанному алгоритму осуществляются анализ и оценка данных о
деятельности персонала путем сравнения с другими аналогичными организациями
или научно обоснованными нормами.
4. Заключительный этап. На этом этапе готовится отчет о результатах
аудиторской проверки, формулируются выводы и рекомендации по рационализации
труда персонала и совершенствованию службы персонала организации.

7.2 Сущность, цели, задачи и функции контроллинга персонала

В современных экономических условиях, характеризующихся
усилением конкуренции, усложнением производства и инновационным
развитием, все большее значение придается вопросам, связанным с
персоналом организации. При этом в последние десятилетия с
возрастанием понимания роли человека в процессе производства растет
внимание к встраиванию в систему организации функционирования
предприятий тех элементов (механизмов), которые обеспечивают
взаимосвязанное совершенствование социальных, экономических и
технологических аспектов деятельности предприятий (организаций). Это
нашло отражение в формировании особого направления в деятельности
организаций, называемого контроллинг (от англ. to control -
контролировать, управлять). В наиболее общем виде контроллинг - это
система управления достижением целей предприятия.

Контроллинг персонала - система внутрифирменного планирования и
контроля в сфере персонала, которая помогает преобразовывать
стратегические установки в плановые величины и конкретные мероприятия, а
также формировать основные положения по управлению персоналом.
Необходимость появления в системе управления современных
предприятий функции контроллинга специалисты объясняют рядом
факторов:
рост важности прогнозирования и смещение приоритета от контроля
прошлого к анализу будущего;
повышение нестабильности внешней среды, выдвигающее
дополнительные требования к системе управления предприятием;
необходимость увеличения скорости реакции на изменения внешней
среды и повышения гибкости управления предприятием;
необходимость непрерывного отслеживания изменений, происходящих
во внешней и внутренней средах предприятия;
потребность в продуманной системе действий по обеспечению
выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций.

Виды контроллинга персонала:
1. Стратегический
2. Оперативный
3.Количественный
4.КачественныйУстановление целей - это определение качественных и
количественных целей предприятия, а также выбор критериев,
позволяющих проводить оценку степени достижения поставленных
целей.
Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и
планы. Сначала выполняется анализ сильных и слабых сторон
предприятия, возможностей и опасностей, а затем на основании этого
разрабатывают стратегию предприятия и план.
Оперативный управленческий учет - отражение всего процесса
финансово - хозяйственной деятельности предприятия по реализации
плана. Он отличается принципиально от бухгалтерского учета и
ориентирован на информационные потребности руководителей
предприятия и его структурных подразделений, на поддержку принятия
управленческих решений.

Система информационных потоков - важнейший элемент системы
контроллинга на предприятии. Сам процесс управления рассматривается как
процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это
информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня
невозможно. Одна иззадач контроллинга - информационная поддержка
управления, решить ее можно только при условии четкого и слаженного
функционирования системы информационных потоков на предприятии.
Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в
режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах
деятельности предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день,
неделя, месяц); сравнение целевых результатов с практически достигнутыми. На
основании сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах предприятия,
а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних
условий.
Контроль - Контроллинг не тождественен контролю: контроль занимается
фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в процессе деятельности
предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу, выполняя определенные
контрольные функции.

Анализ - Анализировать можно и прошлое, и настоящее, и будущее.
Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой
деятельности предприятия (выявление сопутствующих и
препятствующих достижению цели факторов). Анализ настоящего
помогает определить состояние предприятия в данный момент времени.
А анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться
поставленных целей, какие возможности перед ним в будущем, каким
рискам оно может подвергнуться. Эти виды анализа проводятся в рамках
системы контроллинга.
Рекомендации для принятия управленческих решений - С
учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и
опасностей, контроллинг определяет, какие альтернативные действия
есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с
точки зрения возможности достижения целей предприятия. Используя
полученные рекомендации, руководитель может осмысленно и
целенаправленно принимать решения.

7.4 Роль контроллинга в организации, кадровом планировании, создании информационной системы, проведении исследований

эффективности планов, ведении системы кадровой информации,
составлении отчетов по кадрам
Для эффективного управления трудом необходимо сформировать
систему оперативного учета и анализа кадров, отражающую в
конкретный момент деятельности действительное положение за
определенный промежуток времени на всех уровнях управления на
предприятиях. Получаемая с ее помощью информация позволит
периодически оценивать тенденции изменения состава кадров на
предприятии; разрабатывать научно обоснованные и комплексные
прогнозы и планы потребности в кадрах и на этой основе формировать
кадровую работу, согласующуюся с планами социального развития
каждого предприятия.
При этом кадровый контроллинг следует понимать как сквозную
функцию, которая вносит вклад в планирование, контроль, управление и
информационное обеспечение всех кадрово-экономических мероприятий.

Важнейшими целями кадрового контроллинга являются:
поддержка кадрового планирования;
обеспечение гарантии надежности и повышение качества
информации о персонале;
обеспечение координации в рамках функциональных подсистем
системы управления персоналом, а также по отношению к другим
функциональным подсистемам организации;
повышение гибкости в управлении персоналом посредством
своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой
работы.
В то же время, при формировании системы контроллинга
необходимо помнить, что кадровый контроллинг определяется как
стратегический инструмент планирования и управления, как основанное
на планировании интегративное оценочное мышление и основа для
оценки решений кадровой политики, в особенности для оценки
экономических и социальных последствий.

Постоянный процесс кадрового контроллинга
вносит существенный вклад в достижение целей
предприятия, связанных с качеством продукции и
услуг, их количеством, затратами ресурсов и
временем на производство. Соответственно,
кадровый контроллинг отражает последствия
экономических мер, принимаемых в сфере труда и
трудовых отношений и уточняет тем самым
значение социальных и экономических целей для
лиц, ответственных за принятие решений.
Таким образом, кадровый контроллинг
описывает и одновременно управляет кадровой
политикой, трудовыми отношениями и
экономическими процессами.

Наименование задач
Создание системы кадрового планирования и контроля: - выбор метода и
процедур; - определение порядка проведения планирования; - разработка
основных требований по составлению плана и контроля за ним; - определение
внешних и внутренних предпосылок план
Создание кадровой информационной системы: - определение потребности в
информации; - участие в создании информационной системы о рабочих местах; участие в создании системы оценки кадров; - создание информационной системы
для учета внешних и внутренних изменений, имеющих значение для
планирования; - иерархический анализ потребности в информации; - определение
получателей информации
Координация кадрового планирования: - подготовка заданий по
планированию; - проведение обсуждения плана с руководителями экономических
служб; - проверка выполнения заданий, установленных кадровым планом; обобщение отдельных планов в отраслевые планы; - согласование кадрового
планирования с другими планами организации; - проведение контроля
выполнения планов; - предложение мер по устранению отклонений от планов

Проведение исследований эффективности планов
Выполнение функций кадрового аудита: - проверка
применения в управлении персоналом, методов, моделей
и процессов с точки зрения их экономической
эффективности; - проверка способности руководителей
правильно использовать инструменты кадрового
управления; - проведение внутренних и внешних
сравнительных оценок эффективности работы с кадрами
организации
Введение системы кадровой информации
Составление отчетов по кадрам: - Учет и анализ
трудовых ресурсов; - Выявление потребности в новых
кадрах; - Отслеживание текучести кадров
Детальный перечень задач кадрового контроллинга

7.5 Модель контроллинга персонала

Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в организации
Мероприятие
1.Формулирование
целей системы УП
2. Оценка
организационной
структуры и
диагностика
социальнопсихологического
климата в
организации
Содержание
Цели
Оценить уровень
стратегических
1.Анализ миссии и
организационных
стратегических целей
целей с
организации в целом.
функционирующей
2. Анализ
организационной
конкурентной среды
структурой и
с помощью SWOT- и
кадровым
PEST-анализа
потенциалом
организации.
Оценить
потенциальные
возможности
Диагностика
подсистем системы
организационной
управления
структуры
персоналом по
организации с
формированию
информационной
использованием
базы системы
модели "Дерево
управления по
показателей
эффективности
экономическим,
организационной
технологическим,
системы ДПЭ ОС" социальнопсихологическим и
организационным
параметрам.
Метод анализа
Ожидаемый
результат
Период
Создание
информационной
Сравнительный
основы для
обоснования миссии,
метод, метод
28 дней
ранжирования, метод стратегических и
структуризации
тактических целей и
целей.
параметров в системе
управления
персоналом.
Оценка
эффективности
организационной
структуры
Функциональноуправления с точки
стоимостный анализ, зрения
анкетирование,
результативности
интервьюирование. управляемого
объекта, выявление
социальнопсихологических
несоответствий.
28 дней

Мероприятие
Содержание
1. Разработка
организационнорегламентирующего
обеспечения,
согласованного со
3. Разработка
всеми структурными
организационных
подразделениями.
основ внедрения
Автоматизация
модели кадрового
контроллингового
контроллинга
процесса. 2. Выбор
варианта
формирования
системы
контроллинга
Оценка трудового
потенциала
организации с
4. Анализ внутренней
использованием
эффективности
экспертного метода
системы управления
приведения
персоналом
количественных
показателей к
качественным
Цели
Метод анализа
Ожидаемый
результат
Разработать
нормативно-правовые
основы контроллинга
персонала в
организации, выбрать
вариант
формирования
системы
контроллинга
персонала.
Основной метод
анализа нормативный
(классификация
нормативнометодических
документов).
Разработка
нормативной
документации,
14 дней
позволяющая
автоматизировать
результаты персонала.
Оценить возможности
трудового потенциала
Функциональноорганизации по его
способности
стоимостный анализ,
обеспечить
метод оценки
трудового потенциала
достижение
заявленных целей при организации.
минимальных
затратах.
Период
Оперативная
диагностика
трудового потенциала 14 дней
по достижению
заявленных целей.

Продолжение таблицы «Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в организации»

Цели
Метод анализа
Ожидаемый
результат
5. Разработка
ключевых
показателей
эффективности в
рамках модели
контроллинга
персонала в
соответствии с
целями структуры
организации
Разработка
показателей
(факторов)
структурных
параметров модели
контроллинга
персонала совместно
с представителями
структурных
подразделений,
ответственных за
реализацию аспектов
кадровой политики, с
использованием
экспертного метода
Создать
интегральную,
балльную шкалу
показателей.
ССП, бенч-маркинг
(проводится как
сравнительное
исследование для
проверки
организационных
структур и
производственных
процессов)
Комплексный подход
при разработке
ключевых
показателей
эффективности
14 дней
структурных
подразделений и
ответственных лиц.
Нормативно-правовая
база
6. Мониторинг и
анализ результатов
Составление расчетов
с помощью
рекомендуемых
показателей оценки
эффективности
системы управления
персоналом
Проанализировать на
основе методов
социальноэкономической
статистики ключевые
показатели
эффективности
системы управления
персоналом.
Математический
аппарат, социальноэкономическая
статистика.
Получение
интегрального
результата, анализ
составляющих
Мероприятие
Содержание
Период
6 дней

Продолжение таблицы «Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в организации»

Мероприятие
Содержание
Цели
Метод анализа
Оформить результаты
кадрового
мониторинга и
выработать
Экспертный.
рекомендации по
преодолению
отклонений от
заявленных
показателей.
Разработать
управленческие
Расчет интегральной решения,
эффективности СУП в направленные на
организации, анализ повышение
Ранжирование,
"узких мест" и
эффективности
системный аудит.
выработка
организации путем
анализа интегральной
рекомендаций для
эффективности
преодоления
системы управления
персоналом.
Ожидаемый
результат
Период
Сравнительный
анализ отклонений
7. Сравнительный
для принятия
анализ интегральных
управленческих
результатов и
решений, по
выработка
возможности
рекомендаций
автоматизация всех
процессов
Комплексная оценка
системы управления 5 дней
персоналом
8. Оценка
интегральной
эффективности и
принятие
управленческих
решений
Повышение
эффективности
деятельности
организации во всех
системах управления, 10 дней
достижение
экономической и
социальной
эффективности.

Вопросы для самоконтроля:

1) Раскройте сущность и цели аудита персонала.
2) В чем заключается технология организации
аудита персонала?
3) Определите сущность, цели, задачи и функции
контроллинга персонала.
4) Охарактеризуйте структуру контроллинга
персонала.
5) Каковы основные этапы формирования
модели контроллинга персонала в организации.

Уральский социально-экономический институт

Академии труда и социальных отношений

Контрольная работа по дисциплине:

"Аудит и контроллинг персонала"

вариант № 3

Выполнила

студентка

группы ЭЗ – 504

Воложенина Евгения

Анатольевна

г. Челябинск


Введение

2. Инструментарий проведения аудита персонала

2.1 Интервью

2.2 Анкетные опросы и обзор отношений

2.3 Анализ отчетов

2.4 Внешняя информация

2.5 Эксперименты в области управления персоналом

3. Нормативы прямых затрат труда

Заключение

Список литературы


Введение

Персонал организации - это главная ценность, основное в понимании процесса управления.

Идеи изменений или желаемых целей, возникающие у лидеров организации, могут быть сколь угодно замечательными, но воплощают их в жизнь всегда люди, действующие на основе своих жизненных интересов. С этим процессом напрямую связаны сложнейшие вопросы мотивации, лидерства, столкновения интересов и разрешения проблем. Однако, как это ни парадоксально, изучение работающего персонала - наиболее слабое звено управленческого аудита предприятия, проводя который акцентируют внимание на проблемах юридического сопровождения деятельности экономического субъекта, бизнес проектах, характере и направленности финансовых потоков, стандартизации и автоматизации системы управления, но не работе персонала.

Индикатором успешности в управлении персоналом являются итоговые экономические показатели, стабильность работы всей организации, ее устойчивость и положение на рынке, конкурентоспособность и т.п. Но существуют и специфические показатели:

· результативность (эффективность) деятельности структурных подразделений и отдельных работников;

· удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации;

· текучесть кадров;

· соблюдение трудовой дисциплины;

· наличие конфликтов на всех уровнях отношений;

· характер социально-психологического климата и особенности организационной культуры в организации. Все вышеупомянутые проблемы призваны раскрыть новый для нашей страны вид управленческого (организационного) аудита - аудит персонала. В данном случае термин "аудит" означает "экспертизу соответствия организационной, функциональной и информационной структуры, кадрового потенциала целям, задачам и стратегии развития организации и разработку на этой основе программы организационных изменений".

Аудит персонала - это "система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации".

Главная функция управления персоналом - это обеспечение выживаемости организации путем формирования и развития ее кадрового потенциала более высокими темпами, чем изменяется внешняя среда этой организации

Объект - система персонал (труд) организации, как социотехнической системы. Конкретизируется объект аудита персонала в форме системы управления персоналом.

Предмет - эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом.

Цель аудита персонала - повышение эффективности функционирования системы управления персоналом.


1. Объект, предмет, цели и задач аудита персонала

Аудит персонала занимает особое место в рамках управленческого аудита. Являясь системным, он несопоставим с диагностикой отдельных сторон деятельности организации. Отражая интегрирующую роль управления персоналом, аудит персонала исследует вопросы: управления организацией в целом (подконтрольные высшему уровню управления организацией); линейного управления подчиненными организационными функциями (трудовыми коллективами) в разрезе его объектов и функциональной (технической) работы организационных функций (в том, числе подразделения по управлению персоналом). Уровни управленческого аудита, взаимосвязанные с аудитом персонала, могут соответственно быть названы аудитом управления организацией, аудитом линейного управления и аудитом организационных функций (аудит организационной функции "управление персоналом").

Аудит персонала может применяться в качестве метода, определяющего эффективность системы принятия управленческих решений и контроля эффективности системы управления персоналом. С последней целью целесообразно регулярно осуществлять внутренний аудит персонала.

Объектами аудита в этом случае являются персонал, принципы организации его работы, управления и деятельности, т.е. результаты работы.

Аудит дает представление линейным менеджерам о вкладе их подразделений в успех фирмы, формирует профессиональный образ менеджеров и специалистов службы УП, помогает прояснить роль службы управления персоналом, что приводит к большей стабильности внутри фирмы. Наиболее важно, что он раскрывает проблемы и гарантирует согласие с многообразием законов. Этим объясняется увеличение интереса к аудиту персонала во многих странах в последние годы.

Итак, аудит персонала:

· показывает вклад кадровой службы в достижение конечных целей организации;

· повышает профессиональный имидж службы УП;

· стимулирует рост ответственности и профессионализма работников службы УП;

· уточняет права и обязанности службы УП;

· обеспечивает соответствие стратегии, кадровой политики и практики ее реализации;

· выявляет основные кадровые проблемы;

· гарантирует постоянное соблюдение трудового законодательства;

· обеспечивает оптимизацию затрат на осуществление кадровых мероприятий и содержание службы управления персоналом;

· стимулирует прогрессивные нововведения в области управления персоналом;

· осуществляет оценку системы информационного обеспечения кадровой работы организации.

Внутрифирменное управление персоналом - это совокупность форм и методов воздействия на интересы, поведение и деятельность персонала (индивидов и групп) в целях максимального использования их интеллектуального и физического потенциала для получения эффективного результата.

Управление персоналом, его поведением, межличностными и групповыми отношениями специальная и специфическая деятельность в системе управления организацией. Участниками процесса управления персоналом выступают: служба управления персоналом, руководители, сотрудники, совет предприятия (совет акционеров в случае акционерного общества).

Каждый из этих участников вносит свой вклад в менеджмент персонала, являясь либо субъектом, либо объектом управления или тем и другим одновременно. Каждый выполняет определенные задачи, как в деловой сфере, так и в сфере взаимоотношений.

Концепция управления персоналом - это концентрированное выражение методологии менеджмента в той ее части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку. Таким образом, УП используется в аспектах:

· функций, которые специальная группа людей (работники службы управления персоналом) выполняет внутри организации;

· управленческой силы организации, включающей как аппарат управления ею, так и линейных менеджеров.

Главная функция руководства персоналом - непосредственное повседневное руководство людьми в процессе достижения основных, стратегических целей организации. Этой области управления персоналом присущи следующие особенности:

· постоянство и непосредственность общения с работниками. В течение всего рабочего времени сотрудники находятся в поле действия руководителя, несущего ответственность за их деятельность;

· основополагающий характер управленческих функций. Деятельность руководителей непосредственно направлена на реализацию главных целей организации;

· относительно большой объем властных полномочий. Власть линейных руководителей по отношению к подчиненным намного превосходит права функциональных менеджеров.

Субъект руководства персоналом - линейные руководители всех уровней. Линейный руководитель может эффективно выполнять свою работу по распределению и умелому использованию человеческих ресурсов, находящихся в его распоряжении, если его функции четко описаны и хорошо воспринимаются персоналом. Если его новая работа существенно отличается от предыдущих занятий, вполне вероятно, что некоторые линейные руководители будут обеспокоены той ответственностью, которая возлагается на них.

Основные функции, выполняемые менеджерами: планирование, организация, управление персоналом, руководство, контроль. Вместе эти функции представляют собой процесс управления.

· Планирование: постановка целей и стандартов, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем.

· Организация: постановка определенных задач перед каждым подчиненным, разделение на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передачи информации, координация работы подчиненных.

· Управление персоналом: решение вопроса об Определении стандарта для подходящих кандидатов, подбор подходящих работников, отбор работников, установка стандартов работы, компенсации работникам, оценка выполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие работников.

· Руководство: решение вопроса, как заставить работников выполнять свою работу, оказание моральной поддержки, мотивация подчиненных.

· Контроль: установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности, проверка соответствия выполнения работ этим стандартам, их корректировка при необходимости.

74. Аудит персонала: понятие, цели, задачи, методология

Аудит персонала - сущность данной процедуры заключается в оценке соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития, а также диагностика причин возникновения проблем по вине персонала с формулированием конкретных рекомендаций для руководства.

Аудит персонала:

Оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития;

Диагностика причин возникновения проблем по вине персонала;

Аудит персонала - незаменимый инструмент управления кадровым ресурсом компании, который позволяет решать следующие задачи в СМИ и медиа-холдингах:

Оценка соответствия кандидата требованиям вакансии;

Оценка готовности сотрудника к продвижению на новую должность;

Аудит профессиональных характеристик сотрудников (в том числе управленческий аудит, аудит в области продаж, аудит административно-технического персонала);

Выявление сильных и слабых сторон сотрудников и кандидатов;

Оценка совместимости сотрудников;

Определение потребности персонала в тренингах и обучении;

Формулирование должностных обязанностей и требований;

Оценка интеллектуального потенциала сотрудников и кандидатов;

Формирование эффективной команды.

Аудит персонала - это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации, которая наряду с финансово-хозяйственным аудитом позволяет выявить соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно-правовой базе; эффективность кадровой работы по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями; причины возникающих в организации социальных проблем (рисков) и возможные пути их разрешения или снижения их негативного воздействия. При этом главной, глобальной целью аудита персонала является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.



Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой аудиторской проверки принципов: профессионализм, независимость, достоверность, честность и объективность, сопоставимость с международным правом.

Такой принцип, как независимость аудиторской проверки, в основном присущ внешним аудиторам, не зависящим от руководства организации.

Объект аудита персонала - трудовой коллектив организации, различные стороны его производственной деятельности, принципы и методы управления персоналом в организации. Аудиторская проверка в области персонала должна осуществляться по следующим направлениям:

оценка кадрового потенциала организации, качественных и количественных характеристик персонала;

диагностика кадровых процессов и процедур управления, оценка их эффективности.

Целью аудита кадрового потенциала является выявление того, обладает ли организация человеческими ресурсами, необходимым и достаточными для ее функционирования и развития; способен ли персонал работать эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав работающих, а также особенности самого персонала, наличие у работников профессионально важных качеств и характеристик.

Оценка кадрового потенциала должна включать:

анализ списочного состава работников по возрастному, образовательному, половому и другим признакам, естественной убыли и его соответствие организации;

оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченности персона лом технологического процесса;

оценку соответствия образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала, степени его подготовленности требованиям производственной деятельности;

анализ структуры кадрового состава на соответствие требованиям технологии и классификатору должностей;



проверку и анализ данных об использовании рабочего времени;

оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, динамики, причин движения рабочей силы, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисциплины труда;

определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;

исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста,

семейного положения, обеспеченности жильем и др.);

сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, бытовок, мест общественного питания);

диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организации, его способности к обучению.

Для выработки и обоснования рекомендаций в ходе аудиторской проверки должны быть изучены не только количественные и качественные характеристики персонала, но и весь спектр функций управления персоналом, посредством которых достигается обеспечение интересов организации.

75. Контроллинг персонала: основные понятия, цели и задачи

Под контроллингом персонала понимают систему внутрифирменного планирования и контроля в сфере персонала, которая помогает преобразовывать стратегические установки в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом.

В сферу деятельности контроллинга персонала входят разработка и предоставление инструментов для обеспечения стратегического и оперативного потенциала поддержания необходимой производительности труда на предприятии. Цели контроллинга на предприятии можно разделить на общие и специальные. Общие цели, как направление деятельности, всегда совпадают с целями организации, так как по своей сути они ими и определяются. Общие цели контроллинга выражаются преимущественно в количественных экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации, в гарантированном обеспечении заданного уровня ликвидности, в минимизации затрат предприятия (точнее говоря, в оптимизации затрат) и т.п. Общие цели контроллинга не дают понимания его уникальности и отличия от обычного управления предприятием. Поэтому, следует пристальное внимание уделить рассмотрению именно специальных целей и задач контроллинга на предприятии.

Основная цель контроллинга персонала состоит в создании механизма по координации и оптимизации деятельности в рамках системы управления персоналом в изменяющихся условиях среды, направленного на развитие управления человеческими ресурсами для достижения целей организации, повышения ее экономической и социальной эффективности. Как видно из предложенного определения, эта цель направлена на достижение определенного результата в управлении персоналом организации. В зависимости от уровня развития организации и ее целевых потребностей экономическими целями контроллинга организации и подсистемы управления персоналом могут быть: увеличение объемов производства или продаж, повышение прибыльности, рост конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса.

Главная задача КП - осуществлять постоянную обратную связь между планированием и анализом отклонений от планов. Обычно выделяют следующие основные функции КП:

1.Информационно-обеспечивающая - построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т. д. Эта функция реализуется, как правило, посредством создания на предприятии базы данных персонала, с возможностью формирования отчетов.

2.Плановая - получение прогнозной, целевой и нормативной информации, например, определение потребности в сотрудниках (количество, уровень квалификации) для выпуска новой продукции.

3.Управляющая - разработка предложений по устранению негативных тенденций. Например, если возникает отклонение между плановыми и фак-тическими затратами на обучение на одного работника в год, то служба КП дает рекомендации отделу кадров и финансовому департаменту о корректировке соответствующих планов и бюджетов.

4.Контрольно-аналитическая - измерение степени достижения цели, ана-лиз запланированных и фактических показателей по персоналу. Если отклонения не выходят за рамки интервала, рассчитанного подразделением контроллинга, то управляющие воздействия не нужны. Например, если текучесть кадров остается в пределах допустимых значений (4-5 %), но при этом отмечается тенденция к ее росту, то об этом необходимо сигнализировать управлению кадров.

Для реализации перечисленных функций контроллинга персонала служба КП должна решать следующие задачи:

Предоставлять информацию, сервис и услуги начальнику кадрового отдела;

Проверять эффективность использования персонала за отчетный период (как правило, раз в год). Оценка производится руководством предприятия на основе методик и инструментов, разрабатываемых службой КП;

Определять потребность в кадрах в стратегическом, тактическом и оперативном аспектах. Эти расчеты проводятся службой КП на основании следующих данных: стратегический и оперативный план, виды выпускаемой продукции (услуг), их количество, сегменты рынка;

Осуществлять развитие, подбор, стимулирование и увольнение сотрудников, а также менеджмент затрат на персонал.

В КП, который представляет собой часть контроллинга предприятия в целом, выделяют оперативное и стратегическое направления (см. табл. 1).

Стратегический КП увязывает перспективы в области работы с персоналом со стратегией управления компанией. Например, если предполагается выход на новые рынки и повышение качества продукции, то должны планироваться мероприятия по привлечению (обучению) высококвалифицированных специалистов.

Оперативный КП реализует тактические мероприятия, ориентируясь на стратегические цели. На оперативном уровне на первом плане стоит задача достижения экономической эффективности использования кадров. К примеру, измеряются и оцениваются такие показатели, как выработка на одного человека в рублях или натуральных величинах (тоннах, метрах и т. п.), затраты на персонал в структуре производственной или полной себестоимости, денежный поток на одного сотрудника и т. п.

76. Аудит функций управления персоналом

Аудит функции (системы) управления персоналом - это процесс анализа системы управления персоналом компании с целью выявления проблем и определения путей их решения, поиска возможностей повышения результативности и эффективности работы компании.

Цели аудита:

  1. Определить соответствие системы управления персоналом целям компании - способствует ли система достижению целей?
  2. Определить оптимальность работы системы - не тратим ли мы слишком много времени, денег и усилий на достижение этих целей? Есть ли проблемы, ошибки, злоупотребления?
  3. Оценить работу функции и отдельных исполнителей - да-да, и нас тоже!
  4. Найти пути оптимизации системы управления персоналом и определить перспективы развития.

Критерии оценки работы

  • Организационная эффективность - если компания достигает целей, успешно работает и не имеет проблем - значит, и мы работаем хорошо, если же компания не успешна и в работе много проблем - значит и наша работа тоже неэффективна;
  • Денежный критерий - вписываемся ли мы в рамки утвержденных бюджетов, экономим ли мы для компании деньги, оптимально ли мы расходуем деньги компании (в сравнении с компаниями-бенчмарками);
  • Временной критерий - "все ли мы делаем вовремя" - выполняем ли мы наши планы, а также сколько времени у нас уходит на выполнение той или иной работы. Здесь нас тоже можно сравнить с предприятиями-бенчмарками;
  • Подробный количественный критерий - нашу работу тоже можно измерять количеством обслуженных внутренних клиентов, количеством принятых на работу или уволенных, количеством проведенных интервью, опубликованных мемо, проведенных тренингов или совещаний, показателями текучести кадров. Иногда количественные критерии показывают эффективность работы - например, соотношение количества проведенных интервью и количеством принятых на работу;
  • Бенчмаркинговый критерий - просто сравниваем себя с компанией-бенчмарком - ТАК ли мы выполняем функции и лучше мы или хуже их по выбранным количественным показателям;
  • Достижение поставленных целей - если перед нами ставятся или мы перед собой ставим цели, соответствующие критериям "СМАРТ", значит, цель является измеримой, то есть уже содержит в себе какую-то меру, по которой можно оценивать достижение цели. Например, если мы должны были принять на работу 10 человек и приняли 10, мы достигли цели, а если приняли 8, то мы достигли цели на 80%;
  • Оценка эффекта - даже если не была сформулирована СМАРТ-цель, все наши действия имеют какой-то результат, по которому они могут оцениваться. Если в результате проведенного тренинга для торговых агентов объем продаж компании вырос на 1,5%, мы можем оценить эффект от обучения, если в результате изменения системы стимулирования текучесть персонала уменьшилась с 22% в год до 3%, мы тоже можем оценить эффект от нашей работы;
  • Реакция или оценка стейкхолдеров - наверное, самый важный критерий, так как все мы работаем с внутренними клиентами. С помощью этого критерия мы оцениваем нашу работу по ее восприятию нашими внутренними клиентами (работниками, менеджерами), по их удовлетворенности, наличию жалоб, отзывам и т.п.

Антикризисное управление

77. Сущность и классификация кризисов в социально-экономической системе. Причины возникновения, последствия, стратегии выхода.

Антикризисное управление - управление, направленное на преодоление уже существующих кризисов.

Понятие кризис связано с понятием риск. Любая соц-экономическая система в любом своем виде и любой форме имеет 2 тенденции существования:

1. функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ценность системы, ее качественная определенность и сущностные характеристики.

2. развитие - это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование сдерживает развитие, и в тоже время является его питательной средой. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает более хорошие условия для его устойчивого существования.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в соц-экономической системе.

Типология:

1.по масштабам проявления:

Общие - охватывают всю соц-экономическую систему.

Локальные - только часть.

2.по проблематике кризиса:

Макрокризисы - присущи большие объемы и масштабы проблематики.

Микрокризисы - 1 проблема.

3.по структуре отношений в соц-экономической системе (по дифференциации проблематики ее развития):

Экономические - кризисы, отражающие острые противоречия в экономике предприятия (производства и реализации товара). Финансовые кризисы выделяются отдельно - финансовые противоречия в экономике предприятия.

Социальные - возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных групп. Отдельно выделяют политические - кризис политического устройства.

Организационные - проявляются как кризисы распределения функций, регламентации отдельных подразделений.

Психологические - кризисы психологического состояния человека.

Технологические - возникают как кризисы новых технологических идей, в условиях явно выраженных потребностей, технологическая несовместимость и т.д.

4.по непосредственным причинам возникновения:

Природные - вызваны природными условиями (землетрясение, ураганы, пожары).

Общественные

Экологические - это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окр. среды).

5.по закономерности возникновения:

Предсказуемые (закономерные)

Неожиданные (случайные)

предсказуемые могут прогнозироваться, вызываются объективными причинами. Их разновидность - циклические кризисы.

6.- явные - которые протекают заметно.

Латентные (скрытые)

7.- глубокие кризисы (острые)

Легкие кризисы

8.- затяжные

Кратковременные.

ке. При этом центр трансфера технологий обязуется также вести юридическое, финансовоэкономическое и информационно-аналитическое сопровождение проектов коммерциализации научных разработок.

В Южном федеральном округе шесть подобных центров. Помимо Краснодара - в Ставрополе, Владикавказе, Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске и Волгограде. При поддержке Роснауки ЦТТ округа организовали сетевую структуру, координацию работы которой осуществляет Волгоградский центр. С каждым из центров здесь заключают договор о продаже инновационных технологий, получая при этом 6 процентов от суммы контракта, остальной же доход идет в распоряжение участников сети. Деньги центры получают также за составление бизнес-планов и консалтинг по вопросам получения финансирования из Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника).

Однако, несмотря на наличие различных вариантов продвижении проектов коммерциализации технологий, одной из главных групп поддержки коммерциализации технологий должны стать государственные структуры. Важная роль структур государственной поддержки коммерциализации технологий заключается в формировании благоприятного инновационного и инвестиционного климата, разработке и принятии законов, регулирующих и стимулирующих деятельность, связанную с развитием инноваций. Государственные структуры могут быть активно вовлечены в процессы трансфера технологий, выступая в качестве поставщиков информации об интересных и перспективных инновационных проектах федерального, регионального и местного уровней. Государственные структуры могут играть роль посредника между финансовыми институтами и авторами инноваций, выступая в качестве организаторов переговоров и гарантов сделок по коммерциализации технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голотвина С. Экономика знаний - от планов к реальности // Вести образования. 30.09.2006.

2. Звягин Ю. Риски гарантируем, доходы - под вопросом. Как стимулировать венчурный бизнес // Российская Бизнес-газета. 2004. № 484.

3. Катешова М. Как продвигать проекты коммерциализации технологий // Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий». 2006.

4. Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций) // Центр стратегических разработок. 2002.

5. Немкович Е.Г. Маркетинг малого и среднего бизнеса // Информационный портал «Karelia. ш» (http://www.kicbi.karelia.ru/smb/).

ЮСУПОВА С.Я.

КОНТРОЛЛИНг И АУДИТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

Контроллинг представляет собой сравнительно новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижения оперативных и стратегических целей.

Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга. В этом можно убедиться, рассмотрев в следующей таблице краткие характеристики основных концепций контроллинга.

Эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной 1970-1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.

В России интерес к контроллингу начал появляться в начале 90-х годов, когда закрепились рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающего сектора рыночной экономики России. К числу приоритетных задач были отнесены: создание системы управленческого учёта; разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

Отсюда можно сделать вывод о имеющимся значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического применения. Основная конечная цель любого предприятия - получение прибыли. Контроллинг также можно назвать системой управления прибылью предприятия, однако в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов. Здесь контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель остается той же получение прибыли. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело, комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределённости и неполной информации, особенно в кризисных условиях.

Основная цель контроллинга ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций: координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; обеспечение рациональности управленческого процесса.

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами: повышение нестабильности внешней среды; наличие кризисных явлений; требования к системе управления предприятием; смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости в кризисных ситуациях; усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления; информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Итак, концепция контроллинга первоначально предусматривает определение целей. Далее в основе контроллинга лежит стратегическое планирование, предвидение реального положения предприятия на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического менеджмента. Менеджер обязан: определить философию предприятия, имидж, миссию; установить конкретные цели, качественные показатели (доходы не инвестированный капитал, наличные деньги, источники покрытия). Конкретизация целей контроллинга позволяет уточнить всю деятельность предприятия на перспективу, установить будущие изменения его обязательств перед партнерами, сотрудниками, инвесторами, обеспечить ликвидность, добиться выполнения запланированных показателей. Управлять целями, находится постоянно в поиске «узких мест» - в работе предприятия анализировать отклонения от намеченной

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

стратегической программы; осуществлять своевременную корректировку целей в соответствии с изменениями на рынке. Эти функции должен осуществлять контроллер (служба контроллинга) на основе анализа плановых показателей, установленных в оперативных и стратегических планах, фактически достигнутых результатов.

Сотрудники предприятия, которым поручена реализация контроллинга на практике, обычно тесно взаимодействуют с теми работниками, которые осуществляют внутренний аудит на предприятии. В ряде случаев в компаниях, банках создаются объединенные подразделения контроллинга и аудита. Такой симбиоз очень полезен, поскольку работа в общих областях взаимно дополняют друг друга, и обеспечивает отличные результаты. Во многих российских предприятиях особое значение придается сейчас организации и совершенствованию внутреннего аудита. Нехватка специалистов по менеджменту, ориентация на то, что проблемы финансовой стратегии должен решать главный бухгалтер, нередко приводит к негативным последствиям.

Если на предприятии с простой организационной структурой управления учетная служба в состоянии выполнять наряду и информационной и функции внутрихозяйственного контроля, экономической диагностики, то более крупное предприятие, имеющее дочерние компании, филиалы, т.е. со сложным организационным построением, объективно нуждается в стройной системе служб, представленных профессионалами, обладающими способностью и возможностью принятия оптимальных решений в области управления. Внутренний аудит, безусловно, является неотъемлемым очень важным элементом управленческого контроля и контроллинга. Такого рода аудит необходим, главным образом, для предотвращения потерь ресурсов и осуществления необходимых и своевременных преобразований. Функции внутреннего аудита, как правило, включает в себя: контроль за состоянием активов и недопущение убытков, подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений; подтверждение качественного выполнения внутрисистемных контрольных процедур; анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации; оценка качества информации, предоставляемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляет только детальный контроль за сохранностью активов, но и за качеством менеджмента. При этом функции внутреннего аудита могут выполнять как работники предприятия, так и приглашенные независимые аудиторы. Большое значение для расширения рамок аудита его качества имеет создание эффективно функционирующий системы внутреннего аудита контроля. Главное условие эффективного функционирования аудита это независимость. Она должна быть связана с чётким определением прав полномочий аудиторов, согласованных с правлением или советом директоров компании. Объём работы. Объекты контроля и финансирование службы внутреннего аудита не должны определять сотрудники подразделений, деятельность которых будет проверять аудитор, тем более нельзя ограничиваться действующим на многих предприятиях внутрихозяйственным контролем, который осуществляет главный бухгалтер или бухгалтерия. Можно констатировать, что большинство руководителей российских предприятий пока особого внимания созданию внутреннего аудита не уделяют, хотя такая система хорошо налаженная, несомненно, способна облегчить проведение аудиторской проверки и снизить риск. Внутренний аудит предназначен для улучшения оперативного учета, обеспечения достоверности документов, сохранности ценностей и повышения эффективности проводимых мероприятий, улучшению оперативного управления предприятием.

Опыт показывает, что система внутреннего аудита может быть построена по следующей схеме:

Отдел первичного учёта призван: осуществлять первичный учет в течение установленного времени; помимо обязанностей учета сотрудники отдела должны иметь матрицу лимитов, контролировать её соблюдение и в случае их нарушения немедленно информировать своего руководителя; подчиняться непосредственно высшему руководству.

Отдел внутреннего аудита обязан: хорошо знать систему заключения сделок, их технологию, порядок, содержание инструкций, схему налогообложения и требования законодательства; чётко предоставлять схему взаимодействия отделов и подразделений предприятия, и обязанности; регулярно осуществлять проверку работы всех звеньев предприятия.

Контрольные действия призваны осуществлять также сотрудники планово-экономического и других отделов с акцентом на эффективность операций и уровня прибыли, уровня налогообложения и разработки систем налогового планирования с учётом изменений в законодательстве и возможностей новых финансовых инструментов. Отдел контроля обязан оценивать также целесообразность лимитов и степени риска по операциям в зависимости от финансового состояния компании и нормы прибыли подразделения. Контроллинг, следовательно, подразумевает не только построение системы контроля, но и анализа всей системы управления, учета, аудита и самого производства.

В любой организации, независимо от типа, размера или формы собственности, менеджеры и бухгалтера обязаны знать все элементы используемой бухгалтерской системы и контроля. Спектр предоставляемых бухгалтерских услуг меняется в зависимости от решаемой задачи. Однако главная их цель - оказание помощи менеджерам в эффективности управления организацией. Поэтому внутренний аудит, реализуя внутрихозяйственный контроль, является средством снижения риска банкротства предприятия.

Контроллинг, как известно, является инновацией для многих российских предприятий, для его широкого внедрения в российскую практику есть все предпосылки.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости предприятия в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли в долгосрочной перспективе - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.

Контроллинг - такая совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа, контроля и аудита на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей предприятия.

Внутренний аудит, выступая органической частью общей системы менеджмента и контроллинга на предприятии, осуществляет по существу внутренний контроль, целью которого является выяснение степени соответствия получаемых доходов и структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производств, продаж.

Необходимость во внутреннем аудите возникает обычно из-за того, что высшее звено руководства предприятия испытывает потребность в соответствующей информации или нуждается в подтверждении достоверности отчетов менеджеров более низких уровней управления.

Внутренний аудит органически входит в систему контроллинга на предприятии.

Основная причина внедрения контроллинга на современных предприятиях - это выживание предприятий и избежание ими кризисных ситуаций. Основная же цель предприятия - это получение прибыли, всё это говорит о том, что внедрение контроллинга и аудита занимает особое место в современном управлении предприятием.

КУЗИНА Е.Л.

ВЛИЯНИЕ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ

и конкурентоспособности

РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

В России проблемы обеспечения социально-экономической устойчивости и конкурентоспособности отечественных компаний, фирм и предприятий в современных условиях особенно актуальны, поскольку рыночная среда характеризуется высокой степенью неопределенности, технологической неоднородностью и нестабильностью социально-экономических процессов, несовершенным законодательством, неразвитой рыночной и информационной инфраструктурой. Кроме этого, научное обеспечение отстаёт от потребностей в технологическом преобразовании экономики.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.