В.Чаплина " Хитрые вороны". «Вера Чаплина «Хитрые вороны Выразительные средства языка в рассказе хитрые вороны

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;

развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;

воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.

Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

Словесное обозначение книги или текста.

Описание своей жизни.

Ответы:

ВОШЕБНАЯ СКАЗКА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

НАЗВАНИЕ

АВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

В. Чаплиной.

4. Получение изображения.

А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:

Описание города, где жили дети;

В какой город переехала семья?

Почему ребятам негде было играть?

Описание пустыря, где дети играли;

Что находилось рядом с домом?

Что росло по краям пустыря?

Описание ореховых деревьев;

Какими были деревья грецкого ореха?

Что нужно было иметь, чтобы получить орех?

Описание ворон;

Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?

Как прилетали вороны?

Описание «кузниц»;

Как вороны добывали себе вкусную мякоть?

Где были устроены «кузницы» ворон?

Описание запасов ворон.

Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)

Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:

Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.

План:

Принятое решение.

Наша хитрость.

Большая добыча.

Догадка ворон.

Хитрость ворон.

(появление второй части изображения на доске)

В) Работа в группах:

Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

Домики ___________________

Улицы____________________

Заборы______

(появление третьей части изображения)

5. Чтение сообщений о воронах.

Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.

Внешний вид.

Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте

Ворона - всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.

Гнездование.

Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.

6. Беседа о природе.

Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?

Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?

Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!

7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Стр. 222 вопрос 3.Ф

Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.

Домики ___________________

Улицы____________________

ХИТРАЯ ВОРОНА

Тощая растрёпанная Ворона сидела на дереве, свесив лапы с ветки, и сквозь цветное стёклышко, словно в лорнет, высокомерно разглядывала двор.

Двор был большой, но совсем бестолковый. Разные пристройки, сарайчики, будки, клетушки, заборчики.

Ворона меняла стёклышки, и всё, что было во дворе, окрашивалось в разные цвеета. Вот важно прошёл, весь голубой, здоровенный бездомный Пёс с медалью на ошейнике - зубчатой крышкой от консервной банки. Вот промелькнуло зеленоватое солнце. А вот пробежали ярко-жёлтые ребятишки.

Карр-тинки, - хмыкнула Ворона.

И, не раскрывая крыльев, лихо свалилась в своё гнездо - одной веткой ниже.

Гнездо у неё было необыкновенное. Многоугольное. А на хворостинки навешены всякие цветные тряпочки и ленточки.

Снизу донёсся какой-то скрежет. Ворона выглянула. Это Пёс-медалист, удобно устроившись под деревом, с наслаждением грыз большую кость.

Порра и мне под-карр-миться, - пробормотала Ворона и, пошарив под куском поролона на днище гнезда, выудила оттуда селёдочную голову.

Поглядела на неё, поглядела и пинком послала прочь.

Её тут же заглотил на лету толстый рыжий Кот, который скучал на подоконнике у приоткрытого окна возле большой тарелки с жареными рыбками.

Капрриза, - усмехнулась Ворона.

Подслеповатая пожилая Хозяйка в круглых очках возникла в окне и ласково взяла Кота на руки.

Давно уже вырос, а всё притворяюсь котёнком, - тяжело вздохнул Кот.

Ворона с интересом косилась на то, как угрюмый Кот лениво играет в комнате с большим клубком вязанья, как неохотно гоняется за игрушечными заводными мышками, как, отчаянно зевая, раскачивается на шторах.

Игррунчик, - процедила Ворона.

Кот, ласкаясь, вспрыгнул на колени Хозяйки, задремавшей в кресле, и потёрся бочком о её руку.

Прритворра, - пробурчала Ворона.

Худенький какой, - растроганно проговорила Хозяйка, выливая из пакета сливки в миску на детском столике. И повязала своему любимцу салфетку вокруг шеи, чтоб не запачкался.

Кот, недовольно морщась, стал хлебать сливки.

Ворона облизнулась и, спланировав на землю, напилась из лужи.

Тяжело переваливаясь, Кот отошел от миски и с трудом вскочил на подоконник. Но Хозяйка всплеснула руками:

Упадёшь! - И поспешно закрыла окно.

Кот уныло развёл лапами за стеклом: разве, мол, это жизнь?!

Ворона, снова взлетевшая в гнездо, только привычно хмыкнула:

Живут же… коты!

Задумчиво посмотрел Кот на Ворону. Размечтался Кот: эх, если б он был Вороной!.. Летал бы он, Кот, над двором, растопырив лапы и подруливая хвостом. Дразнил бы огромного Пса с его сосисочной медалью. Спал бы в гнезде, а над ним на веревочке висели бы сушёные рыбьи головы. Живи - не хочу!

А Ворона завистливо глядела на Кота. Ей бы кошачью жизнь!.. Гонялась бы за клубком вязанья, качалась бы себе на шторах. Сидела бы гордо вон за тем столиком в чёрном фраке своего оперения с белой салфеткой на шее - жареную рыбку бы кушала. Сливками бы запивала. И никаких вороньих забот!

На другое утро, когда хмурый Кот опять появился на подоконнике, Ворона раздражённо сказала:

Всё стррадаешь? Взял и удррал бы!

Жалко её, - оглянулся Кот на дремлющую в кресле Хозяйку. - Пропадёт. Она одинокая.

И Ворона вдруг, затаив дыхание, предложила:

Ну, хочешь, я… Котом буду?

Виляя телом, она прошлась кошачьей походкой по толстой ветке и игриво взмахнула хвостом.

Карряу! - взвыла она, прокричав что-то среднее между «карр» и «мяу». - Я тобой стану, а?

А я - тобой, - быстро согласился Кот.

И спикировал с подоконника прямо на дерево. С ветки на ветку переползал, а считал, что перелетает. «Мяурр!» - вопил, подражая вороньему крику. Раскинув передние лапы, словно крылья, по толстой ветке перед Вороной ходил, шеей и носом на ходу дёргал. Ну словно птица!

Норрмально, - похвалила его Ворона. - Кррасиво!

А он настолько в раж вошёл, что у неё даже перо большое из хвоста выдернул.

Карраул, больно! - вскричала Ворона.

Кот вставил себе перо за ухо.

А-а, - понимающе протянула она. - Теперь ты совсем как я!

А она скучать не будет? - внезапно засомневался Кот, вновь оглянувшись на дремлющую за окном Хозяйку.

Со мной - не соскучится, - пообещала Ворона.

Так они и обменялись судьбой: Кот в гнездо забрался, а Ворона в квартиру влетела.

Перво-наперво Ворона мгновенно заглотила всех жареных рыбок и вылакала все сливки.

Затем запустила по паркету двух заводных мышек и игриво погналась за ними. Она закогтила обеих мышек лапами и с весёлым треском понеслась вокруг стола, как на роликовых коньках.

Хозяйка в кресле приоткрыла глаза.

Карряу! - прыгнула ей на колени Ворона.

У Хозяйки очки с носа упали от удивления.

Цепляясь когтями за рукав, Ворона взобралась к ней на плечо и нежно потёрлась клювом о её нос.

Хозяйка, оробев, уронила клубок вязанья.

Карряу! - жизнерадостно погналась за ним Ворона.

Запутавшись в пряже, носилась она по квартире. Нитки, словно дремучая паутина, перекрестили всю комнату, от люстры до ручек дверей.

А в довершение всего Ворона принялась грациозно на шторах качаться. Туда-сюда, туда-сюда!

Кис-кис-кис… - очнувшись, слабо сказала Хозяйка.

Карряу! - ещё веселее возопила Ворона. А ниток-то, ниток на ней!

Кокетливо улыбнулась Ворона Хозяйке и хвостом по полу заюлила, ласково так. И ещё больше в пряже запуталась. Только несвязанные крылья торчат.

Схватила Хозяйка очки, надела их. И сразу увидала: это не Кот. А что-то такое - непонятное!

Словно подменили, - ахнула она. И начала поспешно подматывать нить, чтобы подтянуть странное существо поближе.

Ещё ближе… Ближе!

Быстро перекусила Ворона клювом нитку. Ринулась испуганно прочь в открытое окно.

Вся в длинных нитках, ухнула она в своё гнездо, прямо на спящего Кота! Он взвыл спросонок. Гнездо рассыпалось! Уцепился Кот за нитки!..

Летит над двором, тяжело хлопая крыльями, Ворона. Кот за пряжу держится - под нею висит.

А внизу Пёс громадный гонится за Котом, которого Ворона низко над землёй несёт. Кот уже асфальт метёт хвостом перед носом Пса. Спасаясь от него, Кот по ниткам вверх карабкается, к Вороне.

Изо всех сил поднажала Ворона, и… Кот вдруг оказался на спине Пса.

Взревел Пёс!

Так и помчались они втроём: внизу очумелый Пёс, а Кот верхом на нём, подвешенный к летящей Вороне.

1

Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Вскоре из воробьиного жилья послышался громкий писк птенцов. Они начинали пищать каждый раз, когда прилетали с кормом родители, а так как те кормили своё прожорливое потомство беспрерывно в течение всего дня, то до самого вечера и слышался писк из гнезда.

В этот год я жила на даче одна, и с шумливыми птенцами было как-то веселее. Сколько было за карнизом воробьят, я не знала, но шумели они основательно. Судя по писку, гнездо находилось в стороне от лаза, и, несмотря на все мои старания, увидеть птенцов я никак не могла.

Увидела я своих пернатых соседей лишь после того, как они достаточно подросли, полностью оперились и начали сами выглядывать из гнезда. Скандаля и отталкивая друг друга, тянулись они навстречу родителям, жадно открывая свои клювы. И забавно было смотреть, как подлетевший воробей, кое-как уцепившись за краешек доски, сразу не мог решить, в какой из широко открытых клювиков надо сунуть мошку или гусеницу. Да, нелегко в это время приходилось воробьям!

Но вот настала пора вылетать птенцам из гнезда. Меня очень интересовало, как же это они проделают в первый раз? Как будут эти несмышлёныши овладевать воробьиной наукой и как будут их учить уму-разуму родители? Поэтому целые дни я буквально не спускала глаз с воробьиного семейства. И всё-таки за вылетом первых птенцов из гнезда я не уследила. Лишь последний, очевидно самый ленивый или трусишка, ещё продолжал сидеть на самом краю карниза, готовый вот-вот слететь, и никак не мог на это решиться. Громким криком он призывал родителей, прося у них еду, а они, занятые уже вылетевшими птенцами, не обращали на него внимания. Впрочем, нет, время от времени они к нему подлетали с полным клювом лакомых гусениц, но корм не давали, а старательно пытались выманить трусишку за собой. Они то подлетали к птенцу, то садились на ближнюю ветку и всем своим видом показывали, что кормить лентяя в гнезде не намерены.

Наконец голодный воробьишка не выдержал. Взобрался на самый-самый край карниза, неловко взмахнул крылышками и… камушком упал вниз. Он сидел на земле испуганный и растерянный своим неожиданным полётом, похожим скорее на падение. Но к птенцу тут же подлетела воробьиха, села рядом с ним, и птенец сразу успокоился. Потом, очевидно вспомнив, что голоден, он вдруг затрепыхал крыльями, широко раскрыл клюв и потянулся к воробьихе. Сунув в раскрытый клюв птенца еду, та взлетела на дерево, а воробьишка остался на земле. Он сидел в траве и старательно перекликался с матерью. Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.

«Что они говорят?» - подумала я и, дождавшись, когда воробьиха улетела за едой, стала осторожно подходить к птенцу. А он, глупый, сидел, чирикал и совсем не обращал на меня внимания, - видно, родители ещё не успели его научить опасаться людей. Я подошла к нему совсем близко, встала рядом, протянула руку, а птенец всё сидел и чирикал. Тут вдруг подлетела мать. Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! Нетрудно было догадаться, что это она меня старается от птенца отвести, а его об опасности предупреждает.

Смотрю, и птенец сразу чирикать перестал. Затаился в траве, не шелохнётся, только глаза-бусинки поблёскивают. Хотела я его взять, нагнулась, да раздумала - зачем пугать малыша! Отошла я в сторону, села на скамейку и гляжу, что же он дальше делать будет. А малыш по-прежнему затаился и голоса не подаёт - наверное, ждёт, когда ему мать разрешит.

Долго он так сидел, а я делала вид, будто в другую сторону гляжу, а сама незаметно за воробьями наблюдала. Воробьиха сначала волновалась, кричала, а потом, увидев, что опасность её птенцу не грозит, сразу поведение изменила. Сперва замолчала, потом немного по веткам попрыгала, потом чуть ниже спустилась и совсем другим голосом что-то чирикнула. Птенец встрепенулся. Тут же ей ответил, а мать уже на самую нижнюю ветку слетела, чирикает, за собой несмышлёныша птенца манит. Только он к ней, она на другую ветку, что повыше, перелетит… ещё повыше… ещё на другую… Так и увела за собой птенца.

Интересно мне стало, как теперь, после полученного урока, поведёт себя птенец, если я к нему подойду. Дождалась, когда воробьиха улетела, и снова пошла к птенцу. Так же осторожно, так же тихо ступала, только на этот раз он уже меня к себе не подпустил, сразу замолчал и повыше перепорхнул, да так затаился среди густой листвы дерева, что не скоро и разглядишь. Хоть и мал птенец, а, видно, пошла ему впрок воробьиная наука.

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка открытого урока для 3 класса на тему: "В. Чаплина «Хитрые вороны»"

Разработку открытого урока выполнила: Мусабекова С.В., учитель начальных классов, email: [email protected]

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;
  • развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;
  • воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Оборудование: учебник, портрет В. Чаплиной, кроссворд, иллюстрации к тексту, сообщения о птицах, сообщение о природе, карточки.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа, дедуктивный, индуктивный.

Ход:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

  1. Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.
  2. Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.
  3. Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
  4. Это оценка автором того, что он изображает в произведении. Чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.
  5. Словесное обозначение книги или текста.
  6. Описание своей жизни.

Ответы:

В ОШЕБНАЯ СКАЗКА

О ЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Р АССКАЗ

О СНОВНАЯ МЫСЛЬ

Н АЗВАНИЕ

А ВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.