Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы"

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Елена Солодова
Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по лексической теме «Перелетные птицы »

Цели :

1. Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме , употребление предлогов;

2. Коррекционно-развивающие : развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,

3. Закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.

4. Упражнять в образовании сложных прилагательных.

5. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : Обучающая презентация «Перелетные птицы » , картинки с изображением перелетных птиц , мяч.

Ход занятия

1)Организационный момент

Воспитатель : Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц . Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними ? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим и назовем их : ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.

Опустел скворечник, улетели птицы ,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят….

Видно тоже в теплый край улететь хотят.

(И. Токмакова)

2) Беседа о птицах

Скажите, о чем говорит нам стихотворение? (Ответы детей) .

Как можно назвать одним словом всех этих птиц ? Перелетные .

Почему их так называют? Потому что птицы улетают в теплые края.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно .

Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах . Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице .

Расскажите мне, где живут птицы ?

Без рук, без топоренка построена избенка

Дети : гнездо.

Правильно, ребята, птицы живут в гнезде . Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.

Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.

Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.

Если притронуться к яйцу, то птица , почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

Слайд 12-13

– Как же птицы добирались на юг , как они возвращаются в родные места? (Ответы детей) .

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Ребята, а кто знает, чем питаются птицы ? (Ответы детей) .

Лебедь водоплавающая птица , живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

3) Игра «Назови части тела птицы » .

Воспитатель : У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению , внешнему виду, величине.

Ребята, рассмотрите изображение птиц , скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением :

У птиц есть голова . У птиц есть два крыла .

У птиц есть две лапы . У птиц есть хвост .

У птиц есть клюв . Тело птиц покрыто перьями .

У птиц есть перья и крылья . Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску

4) Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют» ,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

5) Игра с мячом “Назови детеныша»

Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу . Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачонок - грачата) .

Скворец (скворчонок - скворчата) .

Кукушка (кукушонок - кукушата) .

Аист (аистенок – аистята) .

Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .

6) Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами . Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

7) Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

У какой птицы самая длинная шея ? (У лебедя) ;

Какие птицы подражают пению других? (Скворцы) ;

У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста) ;

Какие птицы лучше всех поют ? (Скворцы) ;

Какие птицы не вьют себе гнёзда ? (Кукушка) ;

Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач) ;

Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки) .

8) Игра «Узнай по описанию» (использование мнемотаблиц)

Слайд 15-16

Ребята, сейчас я расскажу вам о птице , а вы постарайтесь догадаться , что это за птица .

Птица небольшого размера . Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Красиво поет. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми Клюв его мощный. На голове черный хохолок. Он делает себе гнезда из веток на деревьях.

Продолжается игра с 2 - 3 детьми.

9) Подведение итога занятия .

Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с перелетными птицами и проводили их в теплые края.

Чем на занятии мы сегодня занимались?

Что нового мы с вами узнали?

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

2.​ Формировать навык работы в коллективе.

Речевой материал:

1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

2​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

3.​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

4.​ Загадки.

Оборудование:

1.​ Картинки с изображениями птиц;

2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

3​. Раздаточный материал по количеству детей:

Маленькие карточки с изображениями;

Пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый);

Трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке);

Клеёнка для лепки;

Образец готовой работы.

Ход занятия

1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

Опадают листья.

Тает снег.

Ветер качает ветви деревьев.

Дети загорают у реки.

Люди убирают урожай на полях.

Птицы улетают на юг.

3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

Воспитатель:

— Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один — много»:

— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –

Кукушка –

Скворец –

Грач –

Синица –

2.​ Игра «Нелепицы»:

— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

— Послушайте внимательно и отгадайте:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

(Грач).

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот…

(Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут…

(Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

— Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

— Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

— На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Какие – зимующие?

Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Здравствуйте, уважаемые посетители блога о творческом развитии детей !

Предлагаю вам провести с детками наше тематическое занятие «Перелётные птицы».

Для удобства я разделила его на две части.

В одной мы будем разбирать кто такие перелётные птицы, куда, как и когда они улетают.

А в другой части приходит весна, и птички возвращаются в родные края.

В этих занятиях вы найдёте игры на развитие речи, внимания, логические игры, игры по географии, творческие задания, физкультминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Для того чтобы ничего не забыть и провести занятие на одном дыхании, я решила всё подробно законспектировать.

Конспект первой части вы найдёте в конце статьи.

Первую часть мы провели, дочурка была в восторге, теперь она хочет стать орнитологом)).

Вот что у нас получилось.

Сначала мы вспоминали, кто такие птицы и чем они отличаются от других животных.

Вспомнили птиц, которые не могут летать, части тела птицы.

Вспомнили, что есть птицы зимующие, а есть перелётные.

Затем к нам в гости прилетели две полярные крачки (хоть это и совята, но мы решили, что быть им крачками).

Они показали нам презентацию о перелётных птицах с загадками и птичьими голосами.

Провели с гостями физкультминутку.

Затем играли в игры на развитие речи и в пальчиковую игру.

После этого занимались творчеством и строили птиц клином.

Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

Затем помогали ласточке найти дорогу к гнёздышку.

Находили каждому колечку пару.

Затем играли в игру «Куда улетают птицы». Птички вылетали в основном из России, и разлетались на зимовку по всему свету.

Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

Ну и напоследок занимались творчеством, делали поделку из бумаги «Аисты летят домой».

Вторую часть тематического занятия «Перелётные птицы» я уже подготовила, и как только проведу его с дочуркой, сразу поделюсь им с вами.

Подробный конспект тематического занятия «Перелётные птицы»:

Часть 1

К деткам в гости прилетает Грач (или любая птица по вашему выбору):

Здравствуйте, ребята!

Я долго летел, устал и решил залететь к вам, отдохнуть. А летел я из дальних тёплых стран, ведь я, Грач — перелётная птица.

А вы, ребята, знаете, почему перелётные птицы так называются?

Правильно! Потому что они перелетают в тёплые края и обратно домой.

Есть птицы зимующие, которые зимой никуда не улетают. А есть перелётные птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, в тёплые страны.

Физкультминутка Перелётные птицы.

Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево).
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг, взявшись за руки).
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу).
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали, (Останавливаются, приседают).
Снова взлетели,
Дальше полетели. (Встают, бегут по кругу, машут крыльями).
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите! (Дети останавливаются, расходятся в разные стороны).

(Волкова Нина Александровна)

А каких вы знаете перелётных птиц?

Загадки о перелётных птицах. (Презентация) Презентацию с аудио-голосами птиц вы сможете найти на этой странице

Дети говорят отгадку, показываем слайд из презентации или картинку птицы и аудио голоса птиц.

И это, конечно, не все перелётные птицы, их очень много.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру!

Игра на развитие речи. (Выберите по вашему усмотрению 1-2 игры, если больше, ребёнок может потерять интерес к игре и занятию).

Игровое упражнение “У кого кто?”

— У грача – грачонок — грачата.

— У утки – утёнок — утята

— У лебедя – лебедёнок — лебедята

— У соловья – соловьёнок — соловьята

— У журавля – журавлёнок — журавлята

— У дрозда – дроздёнок — дроздята

— У чижа – чижонок — чижата.

— У аиста – аистёнок — аистята

— У скворца – скворчонок — скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

— Аист заботится об аистятах.

— Грач заботится о грачатах.

— Журавль заботится о журавлятах.

— Лебедь заботится о лебедятах.

— Чиж заботится о чижатах.

— Соловей заботится о соловьятах.

— Дрозд заботится о дроздятах.

— Утка заботится об утятах.

— Скворец заботится о скворчатах.

— Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

— Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

— Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

— Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

— Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

— Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

— Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

— Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

— Грачонок станет грачом.

— Соловьёнок станет соловьём.

— Скворчонок станет скворцом.

— Лебедёнок станет лебедем.

— Утёнок станет уткой.

— Аистёнок станет аистом.

— Журавлёнок станет журавлём.

________________________

Перелётные птицы прилетают к нам весной, живут здесь всё лето, высиживают птенцов. А осенью снова улетают в тёплые края.

Путь их длинный и нелёгкий, порой некоторым птицам приходится лететь несколько недель, а то и месяцев.

Скажите, ребята, что же заставляет птиц покидать свои родные края, насиженные места и отправляться в такое долгое, а иногда и опасное путешествие?

Правильно ребята, холод, а ещё голод.

Птицы, которые остаются и никуда не улетают зимой, приспособились добывать корм из засохших семян растений, шишек, питаться зерном, оставшимся на полях, замороженными или засохшими ягодами.

Некоторые из них перебираются поближе к жилью человека.

А вот птицы, улетающие с наступлением холодов в тёплые края, питаются, в основном, насекомыми.

Осенью насекомые прячутся и засыпают до весны. Поэтому, многим птицам нечего кушать. Вот и улетают они в тёплые страны, спасаясь от голода и холода.

Пальчиковая игра «Птицы перелётные».

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели! (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

___________________

Стаи перелётных птиц бывают очень большими (например, несколько тысяч у скворцов),

а бывают маленькие — до десяти (у уток).


Некоторые птицы совершают перелёт в одиночку — кукушка, зимородок, удод.

Перед полётом птицы собираются стаями и вместе готовятся к полёту.

Они выстраиваются так:

Клином

Дугой

В линию

Шеренгой

Игра «Как летят перелётные птицы

____________________________________

Некоторые птицы летают ночью, некоторые днём.

Ребята, а вы знаете, как птицы находят дорогу в полёте, ведь у них нет карты и компаса?

Птицы находят дорогу по расположению Солнца, по звёздам, по магнитному полю Земли (как будто у них в голове есть компас).

Игра-диктант по клеточкам «Ласточка летит в гнёздышко

______________________________________

А как люди узнали, куда улетают перелётные птицы?

Учёные, которые занимаются изучением птиц (орнитологи) ловят их и надевают на лапки маленькие колечки. На каждом колечек имеется свой номер.

Когда птица прилетит в другую страну и её там уловят, то по номеру колечка определят, какой путь проделала эта птица, и из какой страны прилетела.

Ребята, а давайте поиграем в орнитологов и найдём птичек с одинаковыми колечками.

А ещё, определим, каких птичек больше, с синими колечками, или красными и на сколько.

Игра на развитие внимания «Колечко для птички»

____________________________________

Некоторые птицы улетают не далеко, где чуть-чуть потеплее и есть корм.

А некоторые улетают на большие расстояния. Давайте поиграем с вами в интересную игру!

Игра «Птица летит на зимовку»

___________________________________

А теперь я предлагаю заняться творчеством, и

сделать поделку, которую мы назовём «Аисты возвращаются домой».

С Уважением.
Елена Медведева.

«Перелётные птицы»(старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах.

коррекционно -образовательные:

Активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»;

Развитие навыка словообразования;

Совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;

Обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

коррекционно -развивающие

Развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); .

коррекционно- воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей .

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Подготовили пальчики для массажа

Солнышко проснулось, лобика коснулось,

Носика коснулось, к щечкам прикоснулось.

Лучиками повело и погладило, и погладило.

Наши ручки потянулось, наши губки улыбнулись.

II. Основная часть. Знакомство с темой :

Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.. птицы, перелётные птицы.

Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….

А теперь загадка: Без рук без топора построена изба….. Что это?

Где птицы вьют свои гнезда?

Ответы – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Загадки

1Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет.

И птенчика не навещает. Кукушка 2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины.Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

3.Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у соловья-соловьята, у стрижа – стрижата, у скворца – скворчата.

4.Упражнение «Закончи предложение

Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)

5.Физминутка

6.Составление описательного рассказа

А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. (Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану)

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми .

Рефлексия

Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.