Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные. Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура этики Основные вопроса этики что делать почему как

Изучением поведения людей и их взаимоотношений друг с другом занимались еще философы древности. Уже тогда появилось такое понятие, как этос ("ethos" на древнегреческом языке), означающее совместное проживание в доме. Позже им стали обозначать устойчивое явление или признак, например характер, обычай.

Предмет этики как философской категории впервые применил Аристотель, придав ему значение человеческих добродетелей.

История возникновения этики

Уже 2500 лет назад великие философы определили основные черты характера человека, его темперамента и душевных качеств, которые называли этическими добродетелями. Цицерон, ознакомившись с работами Аристотеля, ввел новый термин «мораль», которому придал то же значение.

Последующее развитие философии привело к тому, что в ней выделилась отдельная дисциплина - этика. Предмет (определение), изучаемый этой наукой, - мораль и нравственность. Достаточно долгое время этим категориям придавали одинаковые значения, но некоторые философы их отличали. Например, Гегель считал, что мораль - это субъективное восприятие поступков, а нравственность - сами поступки и их объективная природа.

В зависимости от исторических процессов, происходящих в мире, и изменений в социальном развитии общества, предмет этики постоянно менял свое значение и содержание. То, что было присуще первобытным людям, становилось несвойственно жителям античного периода, а их этические нормы подвергались критике средневековых философов.

Доантичная этика

Задолго до того, как сформировался предмет этики как науки, существовал длительный период, который принято называть «предэтикой».

Одним из самых ярких представителей того времени можно назвать Гомера, герои которого обладали набором положительных и отрицательных качеств. Но общая концепция, какие поступки относятся к добродетели, а какие нет, у него еще не сформировалась. Ни «Одиссея», ни «Илиада» не имеют поучительного характера, а являются просто повествованием о событиях, людях, героях и богах, живших в то время.

Впервые основные человеческие ценности как мерило этической добродетели были озвучены в произведениях Гесиода, жившего в начале классового разделения общества. Основными качествами человека он считал честный труд, справедливость и законность действий как основу того, что ведет к сохранению и приумножению собственности.

Первыми постулатами нравственности и морали стали высказывания пяти мудрецов древности:

  1. уважай старших (Хилон);
  2. избегай неправды (Клеобул);
  3. богам слава, а родителям почет (Солон);
  4. соблюдай меру (Фалес);
  5. усмиряй гнев (Хилон);
  6. распущенность - это изъян (Фалес).

Данные критерии требовали от людей определенного поведения, а потому стали первыми для людей того времени. Этика как и задачи которой - это изучение человека и его качеств, в этот период только зарождалась.

Софисты и античные мудрецы

С 5 века до нашей эры во многих странах началось стремительное развитие наук, искусств и архитектуры. Еще никогда до этого времени не рождалось такого большого количества философов, образовывались различные школы и течения, уделявшие большое внимание проблемам человека, его духовным и моральным качествам.

Наиболее значимой в то время была философия Древней Греции, представленная двумя направлениями:

  1. Аморалисты и софисты, которые отрицали создание обязательных для всех нравственных требований. Например, софист Протагор считал, что предмет и объект этики - мораль, категория непостоянная, меняющаяся под влиянием времени. Она относится к разряду относительного, так как у каждого народа в определенный период времени свои нравственные устои.
  2. Им противостояли такие великие умы, как Сократ, Платон, Аристотель, создавший предмет этики как науки о морали и Эпикур. Они считали, что в основе добродетели лежит гармония между разумом и эмоциями. По их мнению, она не была дана богами, а значит, является инструментом, позволяющим отделять добрые поступки от злых.

Именно Аристотель в своем труде «Этика» разделил нравственные качества человека на 2 вида:

  • этический, то есть связанный с нравом и темпераментом;
  • дианоэтический - относящийся к умственному развитию человека и умению воздействовать на страсти с помощью разума.

По мнению Аристотеля, предметом этики является 3 учения - о высшем благе, о добродетелях в целом и в частном, а объектом изучения - человек. Именно он ввел в обод, что нравственность (этика) - это приобретенные свойства души. Им была разработана концепция добродетельного человека.

Эпикур и стоики

В противовес Аристотелю Эпикур выдвинул свою гипотезу морали, по которой счастливой и добродетельной является только та жизнь, которая ведет к удовлетворению основных потребностей и желаний, ибо они легко достигаются, а значит, делают человека безмятежным и всем довольным.

Самый глубокий след после Аристотеля в развитии этики оставили стоики. Они считали, что все добродетели (добро и зло) заложены в человеке так же, как и в окружающем мире. Цель людей - развивать в себе качества, соотносящиеся с добром, и устранять злое начало. Самыми яркими представителями стоиков был Зенон в Греции, Сенека и в Риме.

Средневековая этика

В этот период предметом этики является продвижение христианских догматов, так как миром стала править религиозная мораль. Высшая цель человека в средневековую эпоху - это служение Богу, которая трактовалась через учение Христа о любви к нему.

Если античные философы считали, что добродетели - это свойство любого человека и его задача их приумножать на стороне добра, чтобы быть в гармонии с собой и миром, то с развитием христианства они стали божественной милостью, которой Творец наделяет людей или нет.

Самыми известными философами того времени являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. По мнению первого, заповеди изначально совершенны, так как они исходили от Бога. Тот, кто живет по ним и славит Творца, попадет к нему на небеса, а остальным уготован ад. Также Августин Блаженный утверждал, что такой категории, как зло, в природе не существует. Его совершают люди и ангелы, отвернувшиеся от Создателя ради собственного бытия.

Фома Аквинский пошел еще дальше, объявив, что блаженство при жизни невозможно - оно является основой загробного мира. Таким образом, предмет этики в эпоху средневековья утратил связь с человеком и его качествами, уступив место церковным представлениям о мире и месте в нем людей.

Новая этика

Новый виток развития философии и этики начинается с отрицания морали как божественной воли, данной человеку в десяти заповедях. Например, Спиноза утверждал, что Творец - это природа, причина всего сущего, действующая по своим законам. Он считал, что в окружающем мире нет абсолютного добра и зла, есть только ситуации, в которых человек поступает тем или иным образом. Именно понимание того, что полезно, а что вредно для сохранения жизни, определяет природу людей и их нравственные качества.

По мнению Спинозы, предмет и задачи этики - изучение человеческих недостатков и добродетелей в процессе поиска счастья, причем в их основе лежит стремление к самосохранению.

Напротив, считал, что ядром всего является свободная воля, которая является частью морального долга. Его первый закон нравственности гласит: «Поступай так, чтобы всегда в себе и других признавать разумную волю не средством для достижения, а целью».

Изначально заложенное в человеке зло (эгоизм) является центром всех поступков и целей. Чтобы подняться над ним, люди должны проявлять полное уважение как к своей, так и к чужой личности. Именно Кант раскрыл предмет этики кратко и доступно как философскую науку, стоявшую обособленно от других ее видов, создав формулы этических взглядов на мир, государство и политику.

Современная этика

В 20 веке предметом этики как науки является мораль, основанная на ненасилии и благоговении перед жизнью. Проявление добра начало рассматриваться с позиции неумножения зла. Особенно хорошо эту сторону этического восприятия мира через призму блага раскрыл Лев Толстой.

Насилие порождает насилие и преумножает страдания и боль - это основной мотив данной этики. Ее также придерживался М. Ганди, который стремился сделать Индию свободной без применения насилия. По его мнению, любовь - самое сильное оружие, действующее с такой же силой и точностью, как и основные законы природы, например, гравитация.

В наше время многие страны пришли к пониманию, что этика ненасилия дает более действенные результаты при разрешении конфликтов, хотя пассивной ее назвать нельзя. У нее две формы протеста: несотрудничество и гражданское неповиновение.

Этические ценности

Одной из основ современных нравственных ценностей является философия Альберта Швейцера - основоположника этики благоговения перед жизнью. Его концепция заключалась в уважении к любой жизни без деления ее на полезную, высшую или низшую, ценную или никчемную.

При этом он признавал, что в силу обстоятельств люди могут сохранять себе жизнь, забирая чужую. В основе его философии сознательный выбор человека в сторону оберегания жизни, если ситуация это позволяет, а не бездумное ее отнятие. Главными критериями недопущения зла Швейцер считал самоотречение, прощение и служение людям.

В современном мире этика как наука не диктует правила поведения, а изучает и систематизирует единые идеалы и нормы, общее понимание морали и ее значение в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Понятие нравственности

Мораль (нравственность) - это социокультурное явление, образующее основополагающую сущность человечества. Вся деятельность людей основана на этических нормах, признанных в том обществе, в котором они проживают.

Знания моральных правил и этики поведения помогают индивидуумам адаптироваться среди других. Нравственность - это также показатель степени ответственности человека за свои поступки.

Этические и духовные качества воспитываются с детства. Из теории, благодаря правильным поступкам по отношению к другим, они становятся практической и повседневной стороной человеческого бытия, а их нарушение порицается общественностью.

Задачи этики

Так как этика изучает и ее место в жизни общества, она решает следующие задачи:

  • описывает мораль начиная с истории формирования в древности до принципов и норм, свойственных современному обществу;
  • дает характеристику морали с позиции ее «должного» и «сущего» варианта;
  • обучает людей основным дает знания о добре и зле, помогает самосовершенствоваться при выборе собственного понимания «правильной жизни».

Благодаря этой науке, этическая оценка поступков людей и их отношений строится с ориентацией на понимание, достигается добро или зло.

Виды этики

В современном обществе деятельность людей в многочисленных сферах жизни очень тесно связана, поэтому предмет этики рассматривает и изучает различные ее виды:

  • семейная этика занимается взаимоотношением людей в браке;
  • деловая этика - нормы и правила ведения бизнеса;
  • корпоративная изучает взаимоотношения в коллективе;
  • обучает и изучает поведение людей на их рабочем месте.

Сегодня многие страны внедряют этические законы, касающиеся смертной казни, эвтаназии и пересадки донорских органов. Так как человеческое общество продолжает развиваться, вместе с ним видоизменяется и этика.


План лекции:

1. Как появилась этика?

1. Как появилась этика?

Прежде чем обозначить предметную область этики, рассмотрим её происхождение.

Этика возникает вместе с философией и является её разделом. Философия как отрасль культуры возникла в Древней Греции. Этому способствовало то обстоятельство, что в Древней Греции существовала традиция свободных дискуссий, умение спорить, развившееся в эпоху демократии, когда все свободные граждане древнегреческих городов собирались на главной площади и совместно обсуждали свои дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов.

Конечно же, люди могли мыслить со времени обретения разума (т.е. миллионы лет назад). Но как дисциплина с определённой системой понятий философия зародилась в середине первого тысячелетия до н.э. Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлечённых понятиях.

В Древней Греции философия стала подразделяться на три основные части: логику, метафизику и этику. Как часть философии, этика также стремится сформировать понятия, но не обо всём мире, а о наиболее общих формах поведения человека. Предметом этики является изучение поступков людей с целью выявления закономерностей поведения. В то же время этика предстаёт как искусство правильно жить, пытаясь ответить на вопросы: в чём счастье, что такое добро и зло, почему надо поступать так, а не иначе, и каковы мотивы и цели поступков людей.

Также этика является не только составной частью философии, но, по сути, каркасом культуры. На всех исторических этапах развития культуры этические нормы выражали основное её содержание, а отрыв культуры от этики всегда сопровождался её упадком.

2. Содержание терминов: этика, мораль, нравственность

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» (этос). Первоначально под «этосом» понималось место проживания, дом, жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический», для того чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей и для выделения знания о них как особой науки Аристотель ввёл термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, обычаи.

Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль) как аналог греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие то же, что и термины «этика» и «мораль». В русском языке это – «нравственность».

В первоначальном значении этика, мораль, нравственность обозначают одно и то же. Со временем ситуация меняется, и за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

Можно дать следующее определение этики.


Этика – это особое гуманитарное учение (наука), предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло.

Цель этики – создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики: определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Следовательно, в самой простой формулировке: мораль и нравственность – это представления общества и индивида о добре и зле, о том, как поступать хорошо и как – плохо.

Можно ли дать единое научное определение морали?

Данный вопрос является исходным в этике на протяжении всей истории этой науки. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали. И это вовсе не случайно. Мораль – не просто то, что есть. Она, скорее, есть то, что должно быть. И для разных народов и даже для одного и того же народа в разные времена это «должно быть» существенно различается. К примеру, «око за око и зуб за зуб» Моисея со временем заменяется на «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую» Христа.

В современном обществе существует два подхода в понимании терминов мораль и нравственность. В первом случае они означают одно и то же, во втором мораль относится к социуму, а нравственность – к личности.

В соответствии с разделением на мораль и нравственность в этике можно выделить два направления: социальную этику, изучающую основы и развитие морали в обществе, и индивидуальную, которую больше интересуют источники внутреннего нравственного чувства.

При этом представления человека могут не совпадать с представлениями общества. Так, человек, одержимый страстями, может игнорировать запреты и предписания, принятые в обществе. И наоборот, то, что допустимо в обществе, у высоконравственного человека может вызывать неприятие (например, употребление алкоголя, курение, охота на животных и т.п.).

Таким образом, этика – это сфера объективных представлений науки; мораль – сфера общественных предписаний, обычаев; нравственность – сфера внутренних установок, прошедших через внутренний регулятор – совесть человека. Однако мы можем употребить слова нравственный и моральный в одном и том же значении, например: «нравственный поступок» и «моральный поступок»; «нравственное правило» и «моральное правило».

И хотя до сих пор не существует единой формулировки понятия «мораль», в обобщённом виде мы можем дать такую краткую и ёмкую формулировку:

«Мораль (нравственность) – это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры».

Почему так важно быть моральным? Ответ прост. Представим двух людей с одинаковым багажом знаний, одинаково развитым интеллектом и одинаковым уровнем богатства. Куда употребят они свои ценности: на добрые или злые деяния? Только тот из двоих, кто нравственен, направит всё нажитое им на благие цели. И чем выше его уровень нравственности, тем более высоким целям он посвятит не только свои богатства, но и свою жизнь.

3. Мораль с Божественной точки зрения.

Всё, о чём мы говорили выше о морали, относится к сфере взглядов человеческого сообщества и отдельных его представителей. Но существует высшая точка зрения на мораль – мораль Божественная. В чём она заключается?


Бог создавал наш мир по своим Законам. И люди, как создания Божественные, должны следовать этим Законам, добровольно подчиняться Божественному Замыслу. Значит, чем ближе внутренние установки человека к Божественным Заповедям, тем более морален человек. Следование Божественным Законам ведёт человечество по эволюционному пути, неследование им – сбрасывает его на обочину эволюционного потока, и затем такой «непослушный материал» подлежит переработке.

Можем ли мы сказать, что человечество целенаправленно и устремлённо эволюционирует, следуя законам своего Создателя? Та моральная ситуация, которая сейчас сложилась в обществе, заставляет нас глубоко сомневаться в этом.

Для выправления ситуации и помощи человечеству Бог постоянно посылал и продолжает посылать в мир своих Помощников. Во все времена эту высшую Мораль приносили на Землю пророки и посланники Бога в виде Заповедей и Заветов. Со временем эти Заповеди оформлялись в религии и философские учения. Выполняя Божественные Заветы, человечество постепенно эволюционировало, улучшая себя как индивидуально, так и создавая традиции, которые улучшали человеческое сообщество в целом.

В следующей теме мы сделаем исторический экскурс и рассмотрим нравственные заветы в религиях и учениях мира. Мы обнаружим их единство и проследим их развитие.

Цикл лекций об этике подготовила Е.Ю. Ильина


Вопросы для закрепления:

1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?

2. Какое обобщающее определение можно дать морали?

3. В чём, повашему, заключается высшая мораль?

«ОРКСЭ «Светская этика»» - Добродетель и порок. Что такое этикет. Ценности. Особенности морали. Дружба. Золотое правило нравственности. Моральный долг. Россия – наша Родина. Образцы нравственности. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Свобода и моральный выбор. Совесть. Стыд, вина и извинения. Род и семья. Семейные праздники. Культура и мораль.

«Этическая мораль» - Тема 2 Этика товароведной деятельности. Понятие этики. Высшие нравственные ценности. Этическая культура. Понятие морали. Задача этики. Цель этики. Нормы морали. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Особенности морали. Этическая культура сервиса.

«Курс этики» - Предмет. История морали. Этика политической деятельности. Ключевые понятия. Требования к знаниям. Структура. Политическая этика. Гуманистическая этика. Этика. Учебный материал. Презентационные материалы по курсу «Этика». Учение о моральных нормах общества. Задания для самопроверки. Основы гуманистической этики.

«Этика в школе» - Нравственность. Ожидаемые результаты. Нравственное воспитание. Педагогические направления воспитательного влияния. Обращение педагога к знаниям. Педагогические принципы этического воспитания. Воспитательный потенциал. Курс светской этики. Этический урок. Партнерское взаимодействие. Возрастные особенности младших подростков.

«Этика» - Ожидание от конкретной роли. Организационная этика. ОЖИДАНИЯЭкспектации. Социо-культурные факторы. Какими должны быть работник, руководитель? Совершенствоваться. Субъект. Формирование моральной компетенции. Этическая инфраструктура. Три смысла понятия «этика»: Как индивид, как личность субъективно. Этика заботы.

«Светская этика» - Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Подготовка к беседе с членами семьи. Б) Как развивается человек? Культура –уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Всего в теме 15 презентаций

Многие интересуются, что такое этика и чем она может помочь современному человеку, так как не многие соблюдают законы и правила этики, изученные еще в школе. Многие даже и не помнят всех правил этики, так как она преподавалась в школе теоретическим путем, без практических примеров. Этика должна быть изучена каждый человеком от ребенка до пожилого человека практическим путем. Детей не должны заставлять учить термины, которые не имеют смысла и не применяются на практике.

В статье вы узнаете, что такое этика и чем она может помочь современному человеку, так как именно этика способа научить людей правильному поведению и общению друг с другом. Наш эгоизм дошел до пика развития, так как сегодня люди часто общаются из-за выгоды.

Этика – это наука и предмет, изучающий правильное поведение человека, манеру общения и полезные привычки. Без изучения этики практическим путем, люди становятся не образованными, даже если у них были хорошие оценки по данным предметам. Этика нужна всем, но не как научное пособие, а как реальная инструкция о том, как правильно себя вести и общаться.

Этика делового общения – этика деловых отношений

Также существует этика делового общения , этика деловых отношений, где рассказывается о том, как правильно общаться с другими людьми. Самое главное – это научиться внимательно, слушать собеседника и поддерживать разговор. Когда вы поддержите общение, то вас будут уважать и доверять вам. Если же вы перебиваете и начинает много говорить и мало слушать, вы ничего не получаете и не развиваетесь. Самый быстрый и лучший источник информации – это общение.

Этика и эстетика – этика общения

Самое главное изучать этику и сразу же применять ее знания на практике. Так вы быстрее усвоите материал и научитесь жить правильно и обрести уверенность в себе. Так как именно те люди, которые живут правильно, умеют общаться и вести себя, становятся уверенными, общительными и успешными людьми.

psyh - olog . r u

(от греч. ethos - привычка, нрав, обычай, характер,нравственный характер, образ мысли; лат. ethica; греч. ethika; англ. ethics; нем. Ethik)

1. Действия человека, предпринимаемые им по отношению к самому себе для того, чтобы исправить что-то в своём поведении или справиться с ситуацией, в которую он вовлечён и которая противоречит идеалам и высшим интересам его группы.

2. Здравомыслие.

3. Здравый смысл и намерение, направленные на оптимальное выживание.

4. Изучение обшей природы моральных норм и определенных моральных выборов, которые делаются личностью в её взаимоотношениях с другими.

5. Исследование первопричин морали.

6. Кодекс взаимного соглашения людей о том, что они будут вести себя таким образом, чтобы достичь оптимального решения своих проблем.

7. Моральный кодекс человека или общества.

8. Наука о должном поведении человека и о том, каковы должны, быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует.

9. Наука (учение) о должном.

10. Научная и учебная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к философии.

11. Область философских исследований, где определяют, что является добром в его отличии от зла, какие поступки человека нравственно оправданы и каковы исходные принципы, позволяющие сформулировать критерии этических оценок.

12. Обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д.

13. (Практическая, философская, нормативная) наука о морали (нравственности).

14. Проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность.

15. Раздел философии, определяющий, как необходимо действовать, чтобы быть нравственным.

16. Рациональность, направленная к высшему уровню выживания индивидуума, будущей расы, группы и человечества.

17. Рефлексия над моральными основаниями человеческого существования (понимая под рефлексией обращённость сознания на самого себя).

18. Синоним понятий мораль и нравственность.

19. Система научных знаний, доказуемых, обоснованных, объективных и всеобщих, о морали и нравственности.

20. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом.

21. Система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

22. Сознание сознания жизни.

23. Теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.

24. Теория нравственного сознания, и само нравственное сознание в теоретической форме.

25. То, как человек представляет себе оптимальное выживание.

26. То, что человек сам налагает на себя (вводится самостоятельно), через личную уверенность в собственной чести и в здравом рассудке, (оптимальное решение).

27. Учение о морали, её сущности, структуре, функциях, законах, её историческом развитии и роли в общественной жизни.

28. Учение (философская дисциплина) о нравственности, морали.

29. Философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования, основания этих систем и логическая структура понятий, описывающих моральные феномены и ситуации.

30. Философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Пояснения:
Этика относится к философии, а в рамках философии она составляет её нормативно-практическую часть.
Основу её предмета составляет учение о природе морали как особого социального явления и форме общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей, о классовом характере морали.

Центральная проблема Этики как науки - проблема добра и зла. К проблемам Этики относятся также:
- проблема соотношения блага и должного (решения которой варьируются в диапазоне от трактовки долга как служения благу - до понимания блага как соответствия должному);
- проблема соотношения мотивации нравственного поступка и его последствий (если этика консеквенциальная полагает анализ мотивов исчерпывающим для оценки нравственного поступка, то альтернативная позиция сосредоточивает внимание на оценке его объективных последствий, возлагая ответственность за них на субъекта поступка);
- проблема целесообразности морали (решения которой варьируются от артикуляции нравственного поступка в качестве целерационального до признания его сугубо ценностно-рациональным) и т.п.

Целью Этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с небесной идеей блага, а с осуществимым благом.
Задачи Этики не только в том, чтобы описывать и объяснять мораль, но, прежде всего в том, чтобы научить морали - предложить идеальную модель межчеловеческих отношений, в которой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром. Её основная задача - ответить на вопрос, в чем заключается смысл жизни.

Этика исследует:
- происхождение моральных категорий, норм, принципов, законов;
- различные конкретно-исторические системы моральных (нравственных) ценностей и их связь с общечеловеческими ценностями;
- роль морали в обществе и в жизни человека;
- социальный механизм морали и её сторон - природу нравственной деятельности моральных отношений и морального сознания.
При этом, Этика рассматривает моральные качества (духовный мир) безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям (законам), дает им положительную или отрицательную оценку.

Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы, осмысляет их содержание. Во всей предшествующей истории человечества моральные представления людей формировались стихийно и выступали перед ними как неизвестно кем сформулированные законы, происхождение которых теоретики пытались объяснить лишь задним числом (приписывали их авторство богу или выводили из естественной «природы человека»).

Существенным своеобразием Этики является её нормативность. Она не только отражает свой предмет, но в определенной мере также формирует его. Этика имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя является пространством человеческой свободы. Нормативность Этики нельзя путать с моралистикой, подобно тому, как научные знания нельзя путать с их зубрежкой.

Результаты исследований Этики формулируются в форме учений о назначении и смысле жизни человека, идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения.
Этика настаивает на объективном характере своих принципов и норм, на недостаточности просто «жить как все» или же «быть в согласии с самим собой» в нравственных вопросах и руководствоваться только личным вкусом, разумением и интуицией.
Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Она учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки, помогает людям сознательно и целенаправленно вырабатывать те моральные представления, которые отвечают их историческим потребностям.
Этика определяет, на что, в конечном счёте, направлена человеческая деятельность и в чём состоит её совершенство (добродетельность, добротность). Она должна формировать волю к добру без обещаний награды за доброту поступков и действий в земной жизни и за её пределами.

В зависимости от содержания и обоснования Этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения) или материальной (устанавливающей нравственные ценности), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека).

В современной философии преобладают три основных типа этических систем: Этика ценностей, Этика социальная и Этика христианская. Этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую Этику.

В зависимости от понимания сущности морали, способов её истолкования и описания различают автономную и гетерономную Этику, альтруистическую и эгоистическую, аскетическую и гедонистическую (Этика удовольствия), ригористическую и эвдемонистскую (Этика счастья), религиозную и светскую.

Всякая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. В зависимости от цели, воли и поведения можно выделить следующие разновидности Этики: Этика аналитическая, Этика внутренней стойкости, Этика героизма, Этика диалога, Этика любви, Этика опрощения (кинизм), Этикаперфекционистская, Этика прагматизма, Этика разумного эгоизма, Этика сентиментализма, Этика созерцания, Этика сострадания, Этика скептицизма, Этика феноменологическая, Этика экзистенциализма, Этика эмотивная как выражение презумпций позитивизма и др.

Этика состоит из действий, которые человек предпринимает сам (в отношении самого себя). Этика - личное дело человека. Если человек этичен, то есть придерживается этических норм (соблюдает свою Этику), это происходит вследствие его собственного решения, и он делает это сам. При этом Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу.

Согласно Этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (например, самоотверженность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может выбирать.

Противоречие между претензиями Этики на роль практической философии и практической невозможностью реализации выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в новое время. Этика оказалась перед необходимостью выбора между возвышенными, но лишенными жизненных соков моральными идеалами и реальной, но лишенной моральных достоинств жизнью. Со 2-й половины 19 в. этическая мысль совершает решительный поворот в сторону антинормативизма, подвергнув критике существующую мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания.

Все уровни системной организации Этики как теоретической дисциплины построены на принципе бинаризма: парные категории (добро/зло, должное/сущее, добродетель/порок и т.д.), альтернативные моральные принципы (аскетизм/гедонизм, эгоизм/коллективизм, альтруизм/утилитаризм и т.д.), противоположные оценки и т.п. - вплоть до необходимой для конституирования Этики презумпции возможности бинарной оппозиции добра и зла.
Культурная ситуация постмодерна характеризуется программным отказом от самой идеи бинарных оппозиций, в силу чего в ментальном пространстве постмодерна в принципе немыслимы дуализм или дихотомия, даже в примитивной форме добра и зла.

Этика традиционная интерпретирует регуляцию человеческого поведения как должную быть организованной по сугубо дедуктивному принципу. Этика постмодернизма ориентируется на радикально альтернативные стратегии. Она предлагает модель самоорганизации человеческой субъективности как автохтонного процесса - вне навязываемых ей извне регламентации и ограничений со стороны тех или иных моральных кодексов. Речь идет об образовании себя через разного рода техники жизни, а не о подавлении при помощи запрета и закона. Возникает вопрос, какие коды (нравы, социальные соглашения) должны быть разрушены, чтобы, пусть на время и с ясным осознанием того, что сюда привлекается, дать простор свободной игре отрицательности.

Наивысшим уровнем Этики будут идеи, дающие долговременное выживание с наименьшим разрушением.

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.