География и информатика профессии. Какие профессии связаны с географией

Большинство географических кафедр возникло в 60–80-е гг. XIX века. Первым в нашей стране самостоятельным географическим факультетом стал геофак МГУ им. М. В. Ломоносова, открытый в 1938 г. В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов.

Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину – картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии – экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

Методы изучения

В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики (перманентно даже возникает дискуссия, не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с геофака МГУ на физфак), химии и биологии.
А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.
Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.

Геоморфология

Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).
Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.
Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

Биогеография

Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты).
Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.

Гляциология и криолитология

И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан.
Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле – Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.

Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.

Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.
Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.

Метеорология и климатология

Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.

Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику – на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии!
Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию.

Другие возможные места трудоустройства – Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.
Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.

Ландшафтоведение

Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.

Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).

Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.

Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.

Спелеология

Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер.

Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).
Спелеология – для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний!

Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты.
Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации).
Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

Океанология

Старое название океанологии – океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).
В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).

В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!
Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты.

Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.
При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли – Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

Гидрология суши

В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.

Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.
Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.

Перспективное направление у гидрологов России – изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал.
Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.
Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ.

Почвоведение

Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.
Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!

Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.

Политическая география

Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.)

Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами – изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков – не меньше двух.

Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности – процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории – чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых – Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина.

Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.

Экономическая и социальная география

Экономическая география – один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).

Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.

Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).

И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель – например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме – от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту – так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод.

Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека.

Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах – как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.

Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.

Профессии, связанные с географией, отличаются своим многообразием. Освоить их можно в разных образовательных учреждениях. Прямо сейчас в Российской Федерации студенты обучаются на 24 факультетах с географическим уклоном. Это лишь отделения университетов. Помимо этого, существует 41 географический факультет педагогических институтов.

Всё это означает, что профессии, в которых необходимы познания обозначенной науки, востребованы, и их не так мало, как может казаться.

Какими бывают специальности данного направления?

Ниже в тексте приведены не все профессии, но затронуты наиболее актуальные и востребованные из них в наше время. Итак, список выглядит следующим образом:

  • биогеография;
  • ландшафтоведение;
  • гидрология суши;
  • почвоведение.

Исходя из данного перечня, можно сформировать мнение о том, какая профессия нужна студенту, учащемуся на географическом факультете.

Биогеография

Подразумевает под собой изучение фауны и флоры всей Земли. В биогеографии можно выделить два более перспективных «ответвления» – это медицинская география, а также экологическое направление предмета. В свою очередь, первое подразумевает изучение очагов распространения различных заболеваний, и, что самое главное, их первоисточников. Также медицинская отрасль не обходит стороной и очаги возникновения болезней.

Если обозначить область, где трудятся биогеографы, то их рабочим местом чаще всего становятся различные заповедники, парки и дендрарии. Самым частым занятием этих людей ставится поиск диких животных и различного рода растений для их дальнейшего одомашнивания. Также их нанимают для осуществления подбора самых благоприятных мест для будущего построения городов и других населённых пунктов.

Ландшафтоведение является классической специальностью для всех людей, желающих изучить географию. Представители этой области науки занимаются всеми факторами, которые так или иначе относятся к предмету, разбирают взаимосвязь всех природных компонентов: от наименьших элементов (лес, парк, луг, речка, поле, пруд) до самых больших из них – географических оболочек планеты.

Перед людьми данной профессии стоит цель узнать абсолютно всю историю того или иного ландшафта. Им необходимо постараться спрогнозировать развитие почвы, не забывая включать в поле зрения огромное количество всевозможных факторов. По совместительству ландшафтоведам следует разбираться не в одной лишь области географии, а абсолютно во всех научных отраслях, даже в биологии.

Конечно же, эта профессия подразделяется на различные направления, среди которых наиболее востребованными являются:

  • геохимия;
  • геофизика;
  • этнокультурное ландшафтоведение;
  • экологическая оценка территории;

Знатоки геохимии занимаются изучением различных химических процессов, которые тем или иным способом влияют на почву определённой территории. В свою очередь, геофизика анализирует физические явления. Этнокультурное ландшафтоведение изучает то, как люди и растения влияют на почву и, соответственно, как земля влияет на них.

Важно отметить, что профессия требует от людей мобильности, ведь областью изучения её работников является весь земной шар. Чаще всего, конечно, их можно наблюдать на территории России, но знание иностранного языка позволяет отправляться в командировки по всему миру. Примечательно то, что Русская школа, занимающаяся ландшафтом, известна во всём мире как наилучшая. А основана она была ещё в девятнадцатом веке известным географом Докучаевым.

Гидрология суши

К сожалению, в двадцать первом веке человечество столкнулось с огромной нехваткой пресной воды. Доходит до такого, что за обладание ею развязываются целые войны между отдельными государствами. В настоящее время даже разрабатывается проект, который подразумевает различные способы транспортирования ледников с полюсов к засушливым местам Земли. Именно люди, избравшие профессию «Гидрология суши», обязуются рационализировать баланс воды во всём мире, тем самым обеспечить пресной жидкостью все уголки планеты.

Ещё со школьной скамьи все слышали о круговороте воды в природе. Именно это явление и изучают гидрологи. Также они затрагивают влияние самого человека на этот круговорот и анализируют всевозможные режимы водных потоков в различных местах. Кроме того, гидрологи стараются дать прогноз и оценку оптимального потребления всех ресурсов и непосредственно принимают участие в проектах строительства каналов, водохранилищ, дамб, плотин, ГЭС и даже пляжей.

Если появляется вопрос, в какую отрасль географии лучше всего углубиться, чтобы заняться гидрологией суши, то стоит интересоваться:

  • биологией;
  • ихтиологией.
  • гидротехникой;
  • химией.

Озеро Байкал также у гидрологов считается перспективным объектом для исследований. Исходя из некоторых прогнозов, оно станет в будущем настоящим океаном.

Почвоведение впервые начало зарождаться именно в России. Обусловлено это тем, что именно здесь находятся наибольшие массивы самой плодородной земли во всём мире. Данная наука включает в себя познания не только лишь в географии, но и в биологии. Занимается она объективным использованием земельных ресурсов, изучая:

  • динамику;
  • происхождение;
  • развитие;
  • состояние почв.

Почвоведение преподаётся не только лишь на факультетах географии, но и на биологических направлениях. Но люди, закончившие первые, проводят дополнительно:

  • пространственные анализы;
  • оценки почвы;
  • картирование.

Все заметки этих специалистов заносятся непосредственно в базы данных Единого земельного кадастра Российской Федерации.

Задачей почвоведов является изучение таких явлений, как:

  • география почвы;
  • геохимия;
  • биогеохимия;
  • гидрология;
  • генезис;
  • гидрогеология.

Действительно, профессий, связанных с географией, очень много. Отталкиваясь из описаний той или иной специальности, можно сложить свою точку зрения в вопросе, какая из них сейчас нужна людям сильнее всего.

Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области.

В своей работе знания географии используют геологи, археологи, лоцманы, штурманы, метеорологи, геодезисты, гиды, и туроператоры.

Связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород.

Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр.

Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.

Изучают культуру древних цивилизаций с помощью останков и следов их жизнедеятельности. В основном работа состоит в проведении раскопок и нахождении места для осуществления исследований.

Ученые-археологи посвящают целые годы на свое открытие и по частям воссоздают быт и культуру древних цивилизаций. Раскопки памятников археологии помогают узнать о народах, живших тысячи лет назад.

Лоцман является судоводителем. Это древняя морская профессия. Именно от лоцмана, а точнее от его знаний береговых особенностей, фарватера определенной местности и морской географии зависит безопасность судоходства.

Лоцман изучает карты морского дна и ведет судно по оптимальному пути с учетом глубин и особенности морского рельефа.

Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана. Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом.

Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.

Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон.

Занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.

Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг.

Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Вовремя изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.

Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла РТ

XVIII школьная научно-практическая конференция учащих

География в мире профессий

Руководитель: Никитина Н.Л.,

учитель географии

Кызыл,

январь 2017

Содержание

страница

Введение…………………………………………………………………….. 3 – 4

Глава I География в мире профессий ……………………………….……… 4

    1. Агроном……………………………………………………………….. 5

      Эколог…………………………………………………………………. 6

      Лесник…….……………………………………………………….. 6 – 7

      Геоморфолог ……………………………………………………... 7 – 8

      Климатолог …………………………………….…………….………... 8

      Геодезист…………………………………………………………..…… 9

      Метеоролог……………………………………………………………. 9

      Медицинский географ…………………………………………... 9 – 10

      Ландшафтный дизайнер………………………………………… 10 – 11

      Картограф………………………………………………………….... 11

Глава II Практическая часть

2.1. Опрос учащихся.

2.2. Информационные брошюры о профессиях

Заключение………………………………………………………………….…. 11

Список литературы………………………………………………………….... 12

Приложение……………………………………………………………….. 13 – 14

Введение.

При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо, так как духовное богатство, сущность личности, мера сознательности каждого лучше всего проявляются в его трудовых свершениях. Ведь труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности.

Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд человека, нужно, прежде всего, основательно изучить содержание его работы, профессию. Надо многое знать, иметь не только общее, но и профессиональное образование.

Подлинные клады мастерства составляют знания, умение, трудолюбие. Чтобы стать настоящим гражданином своей Родины, каждому надо трудиться изо дня в день, поднимаясь все выше и выше в своем мастерстве. И как важно сразу, в самом начале жизненного пути, без ошибок начать накопление этих величайших человеческих ценностей независимо от того, кем хочешь быть, чтобы, став совершеннолетним, реализовать их с максимальной пользой для общества и для себя. Нужно как следует осмотреться в мире труда и профессий и из множества занятий выбрать работу, которую хотелось бы выполнять с удовольствием. И если чувствуешь призвание к избранной профессии, видишь все ее плюсы и минусы, достоинства и трудности – тогда избирай именно ее.

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика.

В своей работе я хочу рассказать о том, как география стала основой для многих профессий.

Актуальность работы:

Я провела социальный опрос и сделала вывод, что многие не знают, для чего им нужна география.

80% не знает, где в обычных профессиях нужны знания по географии;

65% не знает профессии тесно связанные с географией;

90% захотели узнать.

Поэтому данный проект актуален тем, что он покажет, как география связана с большинством профессий, и поможет нынешним выпускникам определиться с выбором профессии.

Новизна работы: данного научного исследования состоит в том, что я представила многие профессии связанные с географией для успешного влияния на дальнейшую судьбу учащихся путём выбора подходящей профессии.

Цель работы:

Изучение и исследование профессий, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.

Задачи работы:

1) Ознакомиться, где в обычных профессиях нужны знания по географии;

2) Какие профессии непосредственно связаны с ней.

Предмет:

Профессии непосредственно связанные с географией.

Методы:

Опрос;

Работа с печатным материалом;

Работа с фондом библиотеки;

Обработка и систематизация материалов.

Ожидаемый результат:

Я хочу помочь учащимся в профессиональной ориентации, расширить круг представлений о профессиях непосредственно связанных с географией, а так же с одействовать развитию интереса учеников к правильному выбору профессии.

География в мире профессий.

В мире множество профессий, в основе которых лежит география. Исследуя и изучая состав, структуру и назначение той или иной профессии, в основе которых лежат географические знания и законы, для создания своей работы я выделила следующие профессии людей:

Агроном;

Эколог;

Лесник;

Геоморфолог;

Климатолог;

Геодезист;

Картограф;

Метеоролог;

Медицинский географ (эпидемиолог);

Ландшафтный дизайнер.

В каждой выбранной мной для исследования и изучения профессии используются определённые знания и законы географии и других наук. Невозможно выделить профессию, где использовались бы знания только одной отдельно взятой науки. В написании своей работы я сделала акцент на использование именно знаний географии, её законов и закономерностей.

А теперь более подробно я хочу рассказать о профессиях, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.

Агроном

Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелеными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека.

На территории нашей страны земледелие возникло еще в каменном веке.

Перед агрономами стоит задача – увеличить производство твердых и сильных сортов пшеницы с повышенным содержанием белка, клейковины и высокой стекловидностью. Он должен не только уметь их выводить, но и уметь управлять жизнедеятельностью растений. А для этого не обойтись без знаний географии, биологии, химии, физики, математики, геодезии, метеорологии, механики и других наук. Агроном создает условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы, поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Изучив состав почвы и условия климата, в каждом конкретном случае он проектирует технологические приемы обработки почвы, определяет орудия для ее обработки, следит за сроками проведения работ. В зависимости от вида культур агроном определяет систему обработки почвы, высадку растений с учётом вегетационного периода растений.

Под руководством агронома ведется размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяются способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль качества всех посевных работ.

Во время проведения всех видов работ агроному приходится рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную сельскохозяйственную технику, уметь ее практически включать в работу.

Трудности, которые встречаются в деятельности агронома, неблагоприятные погодные условия затрудняют проведение агротехнических мероприятий и требуют от специалиста воли, самообладания, умения преодолевать сложные ситуации.

Добывать из растений различные вещества, превращать их из одного в другое, определять содержание этих веществ в растениях, заставлять служить почву потребностям растений и регулировать их жизнь для создания максимальных урожаев – эти и другие интересные явления находятся в поле деятельности агронома, профессии увлекательной, древней и вечной.

Эколог

Экология – научная основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, так как грамотно общаться с природой можно, только зная все ее сложные взаимосвязи. Именно на основании географических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система создания заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных. Экологические знания необходимы для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека.

Большое место в работе занимает научно–исследовательская деятельность.

В экспериментальной экологии влияние отдельных факторов среды на живые организмы изучается в контролируемых условиях, по определенной схеме опыта. Используются различные лабораторные приборы и установки, фитотроны, а также опытные посадки и посевы растений.

Изучение сложных и многообразных взаимосвязей в природе дает возможность познать и понять красоту и гармонию природных явлений. Специфика экологии – изучение живых организмов в природе, наблюдение животных и растений «у себя дома» - предполагает тесное общение с живым миром, дает возможность побывать в отдаленных и своеобразных уголках нашей страны.

Также в работе эколога есть трудности. Многообразные связи экологии с другими науками требуют от специалиста знаний во многих смежных областях.

Не исключена работа во вредных и опасных условиях. В таких случаях режим регулируется соответствующим трудовым законодательством.

Работа эколога предъявляет определенные требования. Это и хорошая общая подготовка, умение аналитически мыслить, и любовь ко всему живому, готовность его защищать, это и вошедшая в поговорку наблюдательность географа и биолога, столь необходимая для исследований в природе. Эколог должен обладать способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, особенно в деле охраны природы. Полевым экологам требуется хорошее здоровье и выносливость.

Специалисты по экологии и охране природы работают в заповедниках, в учреждениях природоохранного характера, в биологических, географических и природоохранных научных учреждениях, и в вузах. В эти годы экологи требуются на промышленных предприятиях, где они проводят экологическую экспертизу и прогноз, участвуют в экологической оценке различных хозяйственных мероприятий и проектов.

Лесник

Лесник – первая рабочая должность лесной охраны. Он, помимо охраны леса, участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.

Должность лесника требует определенной теоретической подготовки по географическим, биологическим и техническим данным, которые лесники приобретают в лесных школах, школах лесничества, ПТУ и на специальных занятиях в лесхозах. И все же одних теоретических знаний, которые получает человек, решивший стать лесником, мало. Есть таланты, которые проявляются только непосредственно при соприкосновении с делом. И среди них профессия лесника.

Они решают, как усилить процесс выращивания лесов, как усовершенствовать селекцию лесных пород, как создать промышленные плантации высокопродуктивных быстрорастущих лесных культур. Основная цель лесника – добиться с минимума площади максимума продукции.

Лес приходиться знать досконально.

Хороший лесник знает, какие растения и животные живут в лесу, на каких почвах произрастают участки леса, где находятся заболоченные территории или протекают лесные речки и ручьи, и где допускается выпас скота без ущерба для леса. Лесник своевременно назначит вырубку заболевшего дерева, залепит малоприметные прогалины. Он присматривает за птичьими гнездовьями и звериными жилищами, учитывает лесную живность, охраняет ценные растения. Лесник заранее предугадывает, где в сухую жаркую погоду может возникнуть лесной пожар и как вовремя добраться до места, не задохнувшись на полпути от дыма.

Свое стихотворение О. Дмитриев посвятил лесникам и работникам леса:

Я так относился к деревьям как будто умней их, главней.

Ко мне относились деревья, как будто нет друга верней.

Без них я высоким казался, огромным в движеньях своих, -

А кто я б без них оказался и что бы я делал без них?

Наверно, на ровном просторе, который печален и гол,

Стоял бы с тоской во взоре, а, может быть, шел бы и шел,

Искал бы, не зная покоя, в своей и далекой стране –

Меня бы и солнце сжигало, и ветер на землю валил,

И пыль бы мне рот забивала, и воду б я черную пил!

Мне тень бы лишь камни давали, и спал бы я, сдавлен жарой,

В каком-нибудь темном подвале, в какой–нибудь яме сырой.

И только б во сне надо мною шумело легко в вышине

Зеленое и золотое, живое, так нужное мне…

Геоморфолог

В таежной глуши, на тундровых равнинах Заполярья, в горах и пустынях, как, впрочем, и на освоенных человеком ландшафтах, можно встретить экспедиционные отряды геоморфологов – исследователей, изучающих рельеф земной поверхности, результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты: гидросферой, атмосферой, биосферой.

Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и в связи с решением многих народнохозяйственных проблем, и в научных целях: при поисках полезных ископаемых, при строительстве шахт и газопроводов, дорог, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

В гидротехнических изысканиях рельеф является одним из главных факторов, определяющих место сооружения плотин и водохранилищ. Геоморфологи выбирают створ плотины и чащу водохранилища, оценивают условия фильтрации воды, заиления чащи водохранилища и прогнозируют развитие берегов будущего водного бассейна, который оказывает воздействие на рельеф.

В полевых работах – при составлении профилей или детальных геоморфологических схем – они часто используют нивелирование и тахометрическую съемку. Применяют фотографирование и зарисовки форм рельефа. По их заданию иногда выполняются специальные виды аэросъемки.

Геоморфологу необходимы: развитый глазомер, способность различать цвета и их оттенки, зрительная память и развитое воображение.

В камеральный этап геоморфологи обрабатывают фактический материал, изучают результаты анализов, материалы аэрофотосъемки, космические снимки, интерпретируют геофизические исследования. При обработке от него требуется нестандартный подход к его анализу и оценке, умение логически мыслить и четко излагать в итоговом отчете основные положения и выводы.

Профессия геоморфолога требует знаний, геологических дисциплин и дисциплин географического цикла.

Работу геоморфолога может выбрать практически любой здоровый человек.

Климатолог

Климат планеты… Климат государства… Климат востока страны… Климат небольшого городка… Люди давно привыкли к этим словам, и очень интересуются проблемами, поднимающиеся в связи с ними. Как изменяется климат планеты? Что ожидает нас в будущем? Как влияет на климат хозяйственная деятельность человека?

Всеми этими вопросами занимаются климатологи . Они изучают роль климата в природных процессах. Знания особенностей климата важны для многих отраслей народного хозяйства. Рациональный выбор морских путей и авиатрасс, полученный на основе учета климата, улучшает экономику государственных средств, а правильный выбор мест для строительства санаториев позволяет значительно увеличить эффективность лечения.

Широта подхода к проблемам и комплексность проблем климата, объясняющаяся взаимодействием различных природных факторов, – все это привлекает в профессии климатолога. Разве не требует к себе внимания такая типичная комплексная проблема, как переброска избытков воды северных и сибирских рек в засушливые районы. Участие климатолога в этой работе позволит максимально использовать возможности и свести к минимуму нежелательные побочные последствия.

Климатологу необходимы навыки физических и математических исследований, умением ставить исследования и метеорологические наблюдения в экспедиционных условиях. А для этого требуются знания геологии и географии, физики и математики.

Разнообразие направлений и задач климатических исследований позволяет выбирать области работ в соответствии со склонностями, квалификацией и состоянием здоровья специалистов.

Климатологи работают в учреждениях гидрометеорологической службы, в сельскохозяйственных, медицинских и обслуживающих учреждениях, в проектных институтах, в Академии наук России, и республиканских академиях.

Геодезист

«Люди с устройством в виде зрительной трубы на штативе и рейками – геодезисты, за работой которых мы часто наблюдаем на улицах. Они выполняют операцию, которая называется нивелированием». Область геодезических знаний делится на высшую и низшую геодезию. Высшая геодезия занимается изучением Земли в целом, определением ее размеров, формы, гравитационного поля, а также изучение теорий и методов геодезических работ. Предметом низшей геодезии является изучение участка земной поверхности, отображение ее на картах, выполнение измерений на местности в различных целях. В первую очередь они сталкиваются с топографической съемкой для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства с нанесением всех существующих зданий и сооружений, подземных и воздушных коммуникаций.

Работа геодезиста крайне ответственна. Даже незначительные ошибки могут привести к серьезному материальному ущербу.

Метеоролог

Профессия метеоролога относится к числу редких профессий. Метеорологи - непременные участники различных экспедиций. Они зимуют на полярных станциях, работают в малонаселённых районах, на высокогорных плато и перевалах, на борту океанических кораблей, на аэродромах, летают на самолётах и аэростатах. Главной отличительной чертой работы метеоролога, требует пунктуальности, упорства и настойчивости в выполнении будничных, повседневных обязанностей.

Метеоролог должен знать, что происходит и может происходить в атмосфере: передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии и многое другое.

Метеорологи - люди со специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники. В метеорологической службе работают люди и других специальностей - радиотехники, механики, электронщики, программисты и операторы ЭВМ и другие. Без их помощи нельзя представить работу метеорологов.

Существует три основные специальности, по которым готовят кадры метеорологов: метеорологическая, климатологическая и агрометеорологическая.

В последние годы наметилась тенденция к развитию ещё одной специализации - спутниковой метеорологии, что диктуется непрерывно возрастающей потребностью использования информации метеорологических спутников для нужд хозяйства.

Кто такие медицинские географы и чем они занимаются?

Слово «географ» ассоциируется с составлением карт или исследованием экзотических стран. Однако сейчас рамки географии существенно расширились.

Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление о её распространении. Специалисты в области медицинской географии совмещают разнообразную социальную, экономическую и природоохранную информацию с данными эпидемиологов о вспышке заболевания. Снимки из космоса высвечивают происходящее в регионах земного шара и помогают установить, с чем это связано.

Медицинская география – наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения.

Медико-географические карты – карты, отображающие особенности влияния географической среды на здоровье человека, распространение болезней и состояние организации здравоохранения. По содержанию карты подразделяются на 3 группы:

1) Карты, отражающие свойства природной среды, социально-бытовые и производств, условия, влияющие на здоровье населения.

2) Нозогеографические карты показывают географическое распространение болезней и связь их с условиями географической среды, а для инфекционных болезней - степень риска заражения ими.

3) Карты организаций здравоохранения, показывающие обеспеченность населения медицинской помощью, сеть лечебных учреждений, санаториев, курортов и домов отдыха.

Ландшафтный дизайнер

Ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Ландшафтный дизайн – особый вид деятельности, направленный на формирование искусственной среды на участке или в саду путём активного применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. Ландшафтный дизайн дачного участка должен выполняться профессионалами, а сада – специалистом.

Научить умению видеть и понимать прекрасное – важнейшая задача новой образовательной программы в области ландшафтного дизайна. Недавно созданная кафедра Ландшафтного Дизайна ВГУЭС – первая профессиональная школа такого рода на Дальнем Востоке России.

Профессия ландшафтный дизайнер имеет длительную и богатую историю. В 17-19 века в России она уже существовала и называлась не дизайнер, а «устроитель садов и парков».

Специалисты в области ландшафтного дизайна, кандидаты и доктора наук, члены Союза Архитекторов и Союза Дизайнеров России разработали специальную программу, включающую в себя следующие профессиональные дисциплины:

    архитектурную графику и объемно-пространственную композицию;

    рисунок и пейзажную живопись;

    методы пространственного и компьютерного моделирования;

    синтез искусств;

    ландшафтный дизайн;

    дизайн малых форм;

    почвоведение и архитектурную дендрологию;

    историю искусства;

    садово-паркового и градостроительного искусства;

    теорию ландшафтного дизайна;

    цветоводство и фитодизайн;

    основы топосъемки и вертикальной планировки;

    маркетинг и менеджмент в зеленом строительстве.

Данная программа она будет динамично развиваться в соответствии с новейшими тенденциями в ландшафтном дизайне и архитектуре.

Картограф и новейшие технологии.

Картографы занимаются разработкой и созданием различных карт, атласов, глобусов. Картография тесно связана с физической и экономической географией.

К арты используются в научных исследованиях, народном хозяйстве, военном деле, они применяются в качестве учебных пособий в школах и вузах, служат средствами распространения информации. Методы картографии необходимы для решения многих практических задач. По картам осуществляют навигацию судов и самолетов, планируют развитие промышленности и строительства, освоение сельскохозяйственных земель и природоохранные мероприятия, прогнозируют распространение и наличие месторождений полезных ископаемых, предсказывают погоду. Создание и использование карт пронизывает в жизнь современного общества. В настоящее время картографическое производство опирается на материалы космической съемки, на достижения автоматики и вычислительной техники, в нем применяются методы автоматического изготовления карт по космическим снимкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрала наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время широко распространены как в нашей стране, так и за рубежом.

География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде!

Библиография

1) С. Н. Левиева. «Мир профессий». Москва, «Просвещение», 2005г.

2) Б. К. Пергаменщик. «Геодезист». Москва, «Геодезия», 2008г.

3) Г. К. Селевко. «Утверждай себя». Москва, Народное образование, 2006 г.

4) Е. В. Пчёлов. «В мире профессий». Москва. «Русское слово», 2002 г.

5) Г. Иванов, Л. Лямзина. «Сколько профессий в мире?» Москва. «Просвещение», 1999г.

6) Журнал «Мир профессий», 2004г. № 6.

7) Журнал «Мир профессий», 2005г. № 8.

8) Журнал «Мир профессий», 2005г. № 9.

9) Журнал «Мир профессий», 2005г. № 11.

Приложение.

Вывод: по этим данным мы видим, что более востребованными профессиями среди выпускников 9-ых и 11-ых классов в той или иной степени связаны с географией.

Вывод: В Центральной России климат благоприятный, именно поэтому процент сельского хозяйства здесь больше, чем в Сибирь. Но в свою очередь в Сибири развиты многие виды промышленности. Из-за этого в Центральной России более востребованы профессии связанные с сельским хозяйством, а именно такие профессии как агроном, эколог и многие другие.

География помогает видеть мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного пути. Курс “Мир профессий” нацелен на подробное изучение профессий в области энергетики, связи, в горнодобывающей промышленности, океанологии, метеорологии и др. Данный курс поможет школьникам определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать свою будущую профессию.

Данный курс позволит обучить школьников тому, как принимать решения в ситуациях, учебных и реальных.

Курс “Мир профессий” обеспечен учебными и вспомогательными материалами:

  • Подписная научно-популярная серия “Твоя профессия”.
  • Энциклопедии.
  • Справочники для поступающих в учебные заведения.
  • Сборник тестов “Как выбрать профессию”.
  • Максаковский В.П. “Историческая география мира”.
  • Плисецкий Е.Л. “Коммерческая география России”.
  • Кучер Т.В. “Медицинская география”.
  • Кроссворды.
  • Подборки материалов о различных профессиях.
  • Интернет-ресурсы.

На изучение курса потребуется 17 часов учебного времени.

Цель курса: формирование у учащихся более полного представления о профессиях, связанных с географией, подготовка школьников к выбору будущей профессии, углубление знаний по физической и экономической географии.

Задачи курса:

  • дать школьникам систему знаний о профессиях, связанных с географией, чтобы подготовить молодёжь к активному участию в практической деятельности, пониманию необходимости получения знаний;
  • способствовать профессиональной ориентации школьников;
  • формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, воспитания трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости.

Учащиеся должны знать:

1) состав профессий, связанных с географией;

2) качества личности, которые нужно развивать для овладения той или иной профессией;

3) какие знания необходимы для овладения профессиями.

Учащиеся должны уметь:

1) правильно определить свои профессиональные качества и интересы;

2) применить знания, полученные на уроках физической и экономической географии, при изучении курса.

Краткое описание структуры программы

І. Введение (1 час)

Цель: формирование ответственности за самостоятельный выбор, развитие мотивации учебной деятельности.

  • формировать творческие способности, направленные на овладение будущей профессией;
  • воспитывать чувство личной ответственности за своё будущее и будущее нашей цивилизации.

Профессии прошлого, настоящего и будущего.

Как правильно определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать будущую профессию. Требования, предъявляемые к работнику в условиях рынка. Высокая квалификация – важнейшее качество современного работника.

ІІ. Профессии, связанные с физической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с физической географией.

  • актуализаировать знания учащихся по физической географии;
  • повысить интерес учащихся к изучению географии как науки, связанной с возможной будущей профессией;
  • на примере людей, достигших замечательных успехов в своей профессиональной деятельности, формировать лучшие человеческие качества: целеустремлённость, преданность своему делу, трудолюбие, бережное отношение ко всем проявлениям жизни.

Картограф – одна из самых древних профессий. Знакомство с профессией топограф, геодезиста. Особое значение профессии топографа в настоящее время.

Геологоразведчик , гидрогеолог, гидрограф, геофизик, геодезист, морской геолог – профессии, связанные с поиском полезных ископаемых и других природных ресурсов. Горный инженер, горный мастер, маркшейдер, проходчик, буровик, машинисты разнообразных агрегатов и механизмов, обогатитель – профессии, связанные с добычей ресурсов. Профессии, связанные с восстановлением территории в местах добычи полезных ископаемых – эколог, рекультиватор. Успехи российских геологов в раскрытии минерально-сырьевых богатств нашей страны. Новые задачи, стоящие перед современной геологией в связи с необходимостью рационального природопользования.

Метеоролог и гидрометеоролог – профессии, будущего. Где работают метеорологи и гидрометеорологии. Требования, которые предъявляет метеорология и гидрометеорология к специалистам.

Морские профессии – новые и старые: морской геолог, гидрограф, литолог, геофизик, гидрохимик, акванавт, водолаз. Профессии, призванные охранять и беречь океан: фитопланктонолог, ботаник и зоолог, биохимик и физиолог, эколог и эволюционист. Рыбовод и малаколог – морские “огородники и фермеры”.

Охотничье хозяйство и егерская служба. Что такое охрана животных и что такое охота? Охотинспектор, егерь, охотник : особые требования к качествам личности. Общественная значимость этих профессий.

Редкие профессии: пастижер, титестор, змеелов.

Выдающиеся профессионалы: Э.В. Толль, Н.Н. Урванцев, В.И. Ферсман, С.В. Обручев, Ю.А. Билибин, Ф.Н. Чернышев, И.П. Кулибин, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, И.А. Кибель, Козьма Фролов, Жак Ив Кусто, М.М. Кожов, О.М. Кожова и другие.

Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с физической географией.

Где можно получить профессии, связанные с физической географией.

Практическая работа (4 часа)

1. “Как создаётся карта”. Создание карт с использованием компьютерных технологий.

2. “Геологи на Крайнем Севере”. Разработка проектов маршрутов экспедиций для открытия и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

3. Разработка проекта “Путеводитель по профессии”

4. Разработка проекта “Путеводитель по учебным заведениям”.

5. Разработка “Кодекса чести” для людей различных специальностей.

ІІІ. Профессии, связанные с экономической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с экономической географией.

Задачи:

  • актуализировать знаний по экономической географии;
  • подготовить школьников к активному участию в практической экономической деятельности;
  • сформировать у школьников убеждённость в необходимости получения экономических знаний;
  • повысить заинтересованность учащихся в изучении экономической географии;
  • формировать у детей самостоятельность мышления, сознательность, обоснованность суждений, инициативность;
  • формировать активную гражданскую позицию.
  • Материальное производство – основа жизни общества. Краткая характеристика системы экономических наук. Профессии, связанные с экономикой: экономист, бухгалтер, служащий банка. Предприниматель. Как стать предпринимателем. Образование, необходимое для предпринимательской деятельности.

    Энергетик – профессия будущего. Энергия – означает “деятельность”.

    Энергетики ищут энергию. О реках и гидроэнергетике. Атом служит человеку.

    Ветроэнергетика. Геотермическая энергетика. Солнечная энергетика. Энергия океана. Куда пойти учиться.

    “Ты ветра и солнца брат..”. Профессии: геолог, геодезист, мастер-бурильщик . Куда пойти учиться.

    Профессии станкостроителя: конструктор, технолог, токарь, фрезеровщик, расточник, сборщик, токарь. Каким должен быть специалист станкостроения. Куда пойти учиться.

    Им покоряется сталь. Профессия электрометаллурга. Будущее профессии.

    Чаеводы. Кто работает на чайной фабрике. Таинство превращения зелёных листьев в чай. Титестер - дегустатор чая. Специалисты по механизированному завяливанию чая. Сортировщик-разборщик чая, технолог, оператор чаеперерабатывающей линии.. Куда пойти учиться.

    Профессии в лёгкой промышленности: конструктор детской игрушки, дизайнер, часовщик, ювелир и другие.

    Прошлое, настоящее и будущее профессий почтовых р аботников. Достижения различных наук в обеспечении населения быстрой, надёжной, высокоэффективной и многообразной связью. Роль информационных технологий в ХХІ веке. Наша страна на пути к постиндустриальному обществу и особое значение развития связи и информационных сетей. Оператор почтовой связи, фотооператор, электромонтёр линий связи, электромонтёр телевизионного оборудования, оператор электронной почты и другие.

    Важнейшие сельскохозяйственные профессии.

    1. Профессии в растениеводстве: агроном, агрохимик-почвовед, лаборант-агрохимик, полевод, плодоовощевод, лесовод, агроном и другие.

    2. Профессии в животноводстве: ветеринарный врач, ветфельдшер, зоотехник.

    3. Профессии по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин: инженер-механик и техник-механик по земледелию и животноводству, слесарь по ремонту тракторов и автомобилей и другие.

    4. Профессии в экономике и организации сельского хозяйства: экономист по бухгалтерскому учёту, бухгалтер, работники руководства хозяйством.

    Бизнес и предпринимательство в сельском хозяйстве. Каким должен быть предприниматель в аграрном производстве? Знания, необходимые для предпринимательской деятельности в аграрном производстве. Куда пойти учиться.

    Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с экономической географией. Куда пойти учиться?

    Практическая работа (5 часов)

    1. Составление презентации профессий, связанных с экономической географией.

    2. Разработка проекта “Куда пойти учиться”.

    3. Разработка модели “идеального” типа предпринимателя-крестьянина.

    5. Экскурсия на Выставочный комплекс г. Иркутска.

    ІV. Профессия будущего: мой выбор (1 час)

    Защита проектов “Профессия будущего: мой выбор”.

    2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.