Споры возникающие между работником и работодателем рассматриваются. Кем и как рассматриваются индивидуальные трудовые споры

Трудовые споры между сотрудниками и работодателями

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Все трудовые споры делятся на споры из правоотношений: 1) трудовых (их абсолютное большинство); 2) по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор); 3) по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда; 4) по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве; 5) по возмещению материального ущерба работником предприятию; 6) по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; 7) профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) коллектива работников с работодателем; 9) социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

Нередко нерадивые работники, по причине незнания закона или намеренно, создают спорные ситуации, разрешить которые возможно только в суде. Так, например, работник может потребовать предоставить ему дополнительный отпуск при получении второго высшего образования заочно, да еще и попросить оплатить его. Конечно, такой отпуск не положен, не говоря уже об его оплате, но если это не было своевременно обговорено с работодателем, то все может обернуться трудовым спором. И, даже выиграв дело в суде, работодатель вряд ли сможет возместить убытки, связанные с судебным разбирательством. Или другая ситуация: работник не появляется на рабочем месте несколько недель, а после увольнения его за прогул, подает на работодателя в суд, и имеет большие шансы выиграть дело, если работодатель уволил его до того, как получил объяснение о том, где работник находился все это время, и по какому поводу он отсутствовал. Приплюсуйте сюда судебные издержки, и компенсации, связанные с вынужденным прогулом и причинением морального вреда.

Конечно, каждый руководитель находит свои способы борьбы с недобросовестными работниками. Кто-то составляет «черный список», кто-то организует единое кадровое агентство, располагающее данными о деловой репутации того или иного работника. Есть и те, кто выбирает более радикальный метод «профилактических мер», например, просит при приеме на работу сразу же написать заявление об увольнении по собственному желанию с «открытой датой». Естественно, такой подход является не вполне законным и это несложно доказать.

На сегодняшний день наиболее легальным и лояльным способом считается составление срочного трудового договора, по истечении срока которого работодатель имеет право либо прекратить трудовые отношения, либо продолжить их посредством того же срочного или уже бессрочного трудового договора. Согласно ст. 59 ТК срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок, например, сезонная или временная работа. Срочный трудовой договор может послужить альтернативой испытательному сроку.

Но при приеме на работу сотрудников не стоит забывать и о таких документах, как должностная инструкция и правила внутреннего трудового распорядка, так как если вовремя не ознакомить работника с соответствующими положениями данных документов (причем с письменным уведомлением), можно даже не рассчитывать на правомерность применения каких-либо взысканий с недобросовестного персонала. В данном случае незнание закона как раз-таки освобождает от ответственности.

Согласно ТК РФ, трудовой спор может классифицироваться как индивидуальный и коллективный трудовой спор. Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Иными словами, не найдя «общий язык» со своими сотрудниками, работодатель рискует присутствовать на специальной комиссии (а то и в суде).

Коллективными считаются споры, возникающие между работниками и работодателями (их представителями):

  • 1. по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату);
  • 2. по поводу заключения, изменения и исполнения коллективных договоров, соглашений;
  • 3. в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Разрешение трудовых споров может осуществляться как в до юрисдикционном порядке, так и при участии специально создаваемых органов по разрешению споров (юрисдикционный порядок). До юрисдикционый порядок урегулирования трудового конфликта предполагает непосредственное обращение работников (их представителей) к работодателю. К числу юрисдикционных способов разрешения индивидуальных трудовых споров относится их рассмотрение в комиссии по трудовым спорам и (или) суде.

Комиссия по трудовым спорам (далее по тексту - КТС) образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей (ст. 384 ТК РФ). Рассмотрение индивидуального трудового спора в КТС не является обязательной досудебной процедурой, поскольку работник может непосредственно обратиться в суд.

Следует заметить, что в последнее время роль КТС в разрешении индивидуальных трудовых споров заметно снизилась. Во многих организациях КТС не созданы, причиной чему служат не проявление инициативы работников в ее формировании, а также отсутствие заинтересованности работодателей в ее функционировании. В то же время следует признать, что создание КТС упрощает разрешение индивидуальных трудовых споров, учитывая ее территориальную близость к субъектам спора и нахождению доказательств. Рассмотрение спора в КТС осуществляется в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления, а принятое по результатам рассмотрения дела решение должно быть исполнено работодателем в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения работодателем решения КТС в добровольном порядке комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом, на основании которого судебный пристав исполняет решение комиссии в принудительном порядке.

Решение коллективного трудового спора является еще более опасной для работодателя ситуацией, ведь доказать свою правоту перед комиссией придется, выслушивая обвинения не одного, а нескольких работников, причем по ТК именно работодатель обязан использовать любые способы (так называемые «примирительные процедуры»), чтобы предотвратить назревающий конфликт.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, из представителей его сторон на равноправной основе. Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора у конкретного работодателя оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Срок рассмотрения спора примирительной комиссией не может превышать пяти рабочих дней, если стороны не придут к соглашению о его продлении.

При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража. Посредник может быть приглашен сторонами спора в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения), в порядке, определенном спорящими сторонами, и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Определенной спецификой отличается правовая регламентация сроков обращения в суд. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении причиненного работником ущерба в течение одного года со дня его обнаружения (ст. 392 ТК РФ).

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В случае если работник обратился в суд с требованием о выплате заработной платы, суд, признав требования правомерными, должен удовлетворить их в полном объеме.

В случае, когда причиной обращения за судебной защитой явилось незаконное увольнение или перевод, суд обязан восстановить работника на прежней работе, если соответствующее требование заявлено в иске.

По заявлению работника суд может ограничиться взысканием в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула. Кроме того, по просьбе работника суд может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В разрешении трудовых споров следует активизировать защитную функцию профсоюзов на всех уровнях и особенно на уровне организации. Профсоюзы и юридическая служба должны пропагандировать трудовое законодательство, обучать трудящихся «бороться культурно за законность». Они могут участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. трудовой спор забастовка суд

Забастовка -- это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Она -- крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора. Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников. Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсоюзов), утверждается собранием работников.

Работодатель должен быть предупрежден в письменной форме о начале предстоящей забастовки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. В решении об объявлении забастовки указываются: дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах во время забастовки; предложения (перечень) по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на производстве в период проведения забастовки. Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т. д.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения различных примирительных процедур. Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки. Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований Закона, а также забастовки работников, которым Закон ограничивает право на забастовку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайного положения. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. В случае если работник обратился в суд с требованием о выплате заработной платы, суд, признав требования правомерными, должен удовлетворить их в полном объеме. В случае, когда причиной обращения за судебной защитой явилось незаконное увольнение или перевод, суд обязан восстановить работника на прежней работе, если соответствующее требование заявлено в иске. По заявлению работника суд может ограничиться взысканием в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула. Кроме того, по просьбе работника суд может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

Кем рассматриваются индивидуальные споры между работником и работодателем

Внимание

Напомним, в частности, что решение КТС подлежит исполнению в течение 3 календарных дней по истечении 10 календарных дней, которые даются на обжалование (ч.


1 ст. 389 ТК РФ). При пропуске сроков обращения комиссия по трудовым спорам, как и суд, эти сроки может восстановить (ч.
2 ст. 386

ТК РФ). Порядок решения трудовых споров коллективного характера Сущность коллективных трудовых споров, порядок и особенности рассмотрения таких споров раскрываются в гл.

Важно

ТК РФ. Так, в процессе разрешения коллективных споров применяются примирительные процедуры, к которым относятся (ч.


2 ст. 398
  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст.

    402 ТК РФ);

  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст.
    403 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст.

Где рассматриваются трудовые споры

В то же время следует признать, что создание КТС упрощает разрешение индивидуальных трудовых споров, учитывая ее территориальную близость к субъектам спора и нахождению доказательств.
Рассмотрение спора в КТС осуществляется в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления, а принятое по результатам рассмотрения дела решение должно быть исполнено работодателем в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.


В случае неисполнения работодателем решения КТС в добровольном порядке комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом, на основании которого судебный пристав исполняет решение комиссии в принудительном порядке.

Какой суд и в какие сроки рассматривает трудовые споры?

Иными словами, не найдя «общий язык» со своими сотрудниками, работодатель рискует присутствовать на специальной комиссии (а то и в суде).


Коллективными считаются споры, возникающие между работниками и работодателями (их представителями): 1.
по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату); 2. по поводу заключения, изменения и исполнения коллективных договоров, соглашений; 3. в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Инфо

Разрешение трудовых споров может осуществляться как в до юрисдикционном порядке, так и при участии специально создаваемых органов по разрешению споров (юрисдикционный порядок).


До юрисдикционый порядок урегулирования трудового конфликта предполагает непосредственное обращение работников (их представителей) к работодателю.
Все трудовые споры делятся на споры из правоотношений: 1) трудовых (их абсолютное большинство); 2) по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор); 3) по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда; 4) по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве; 5) по возмещению материального ущерба работником предприятию; 6) по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; 7) профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) коллектива работников с работодателем; 9) социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

Трудовые споры между сотрудниками и работодателями

Обращение в суд. Разрешение трудовых споров, рассматриваемых в суде Могут ли работодатели обращаться по трудовым спорам сразу в суд Сроки и порядок рассмотрения трудовых споров Непосредственно в судах рассматриваются следующие трудовые споры Обращение в суд.

Разрешение трудовых споров, рассматриваемых в суде В суд, как известно, может обратиться любой и каждый, кто посчитает это необходимым.

Граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства - каких-либо ограничений не имеется.

От имени несовершеннолетних или иных недееспособных лиц обращаются их официальные представители: родители, опекуны и т. п. Российская судебная система ступенчатая, построена по принципу подсудности и подведомственности. Если смотреть с точки зрения подведомственности, то в п.
1 ст. 22

ГПК РФ указано, что трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Индивидуальные трудовые споры. порядок рассмотрения и решения

Так, в настоящее время особо актуальны вопросы курения – одни работодатели выделяют специальные места, другие вовсе запрещают курение в ходе рабочего процесса.

Другие споры, касающиеся непосредственно одного сотрудника, являются индивидуальными и в них защищаются исключительно его личные законные интересы.

По характеру споры подразделяются на:

  • Споры касательно отказа в приеме на работу либо незаконного увольнения;
  • Споры о применении норм заключенного трудового договора и непосредственно законодательства;
  • Споры про установление или регулирование условий быта и труда, которые не урегулированы договором или законодательством.

Кроме этого можно подразделить трудовые споры и по их источнику происхождения.

В каком суде рассматриваются трудовые споры

Срок рассмотрения спора примирительной комиссией не может превышать пяти рабочих дней, если стороны не придут к соглашению о его продлении.

При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража. Посредник может быть приглашен сторонами спора в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

Трудовые споры и порядок их разрешения

Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т. д.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения различных примирительных процедур.

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.

Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку.

Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

Где рассматриваются индивидуальные трудовые споры между работником и работодателем

  • Если на основание поданных документов, показаний свидетелей (при необходимости), будет доказано, что работник уволен без имеющихся законных оснований, он подлежит немедленному восстановлению в прежней должности.
  • Когда невозможно восстановить человека при незаконном прекращении с ним трудовых отношений вследствие ликвидации организации, ему выплачивается денежная сумма, эквивалентная среднему заработку за все дни вынужденного прогула.

Кроме того, должна быть изменена запись в трудовой книжке о причинах увольнения и отражено, что он уволен именно в связи с ликвидацией предприятия».

Конституция РФ (п. 4 ст. 37) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и такой из них, как забастовка. Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда. Причинами споров могут быть:

1. недостаточная осведомленность работодателей и работников в трудовом законодательстве, в результате чего оно применяется неверно;

2. несовершенство самого законодательства в быстро меняющихся внешних обстоятельствах;

3. разногласия между работниками и работодателем по вопросам установления новых или изменения действующих условий труда, например введения новых норм выработки;

4. разногласия между работодателем и профсоюзом.

Индивидуальные трудовые споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора, рассматриваются:

1. комиссиями по трудовым спорам;

2. судами общей юрисдикции.

1. Комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается общим собранием трудового коллектива и работодателем. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием трудового коллектива. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

Решение КТС подлежит исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения работодателем решения комиссии в установленный срок, работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

2. Трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции в следующих случаях:

· если работник или работодатель не согласны с решением КТС;

· по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;

· если на предприятии комиссии по трудовым спорам не собираются либо не созданы;

· по заявлению работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы;

· по заявлению работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию.

В судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, а также лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством обязан был заключить трудовой договор. По иску о восстановлении на работе работник вправе требовать:

· непосредственного своего восстановления на работе;

· оплаты вынужденного прогула (даже если истец не потребует этого в исковом заявлении, суд обязан поставить данный вопрос перед ответчиком);

· возмещения морального ущерба (суды могут удовлетворять требования о возмещении морального ущерба в размере, пропорциональном стоимости иска).

Иски о восстановлении на работе подаются в суд в месячный срок со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае причинения работником материального ущерба предприятию работодатель вправе обратиться в суд в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

В действующем законодательстве есть четкое определение сторон, рассматривающих трудовые споры, а также непосредственно самого понятия подобных взаимоотношений. Так, общепринятое определение трудового спора заключается в том, что они представляют собой различные разногласия между сотрудником и работодателем, находящиеся в неурегулированном состоянии и возникшие относительно применений нормативов трудового законодательство или просто установления условий работы.

Кем рассматриваются споры

Чтобы лучше разбираться в самом вопросе всех возможных трудовых споров, а также правильно выбирать необходимую инстанцию для разрешения соответствующих проблем, следует разобраться в их разновидностях.

Первоочерёдно споры принято подразделять на следующие категории:

Первые затрагивают полномочия, права и интересы трудового коллектива в целом либо определенной его части, кроме того касаются работы профсоюзных органов. Сами по себе они зачастую возникают по вопросам правоотношений работодателя и трудового коллектива, в особенности, когда подписывается коллективный трудовой контракт – в таком случае большинство вопросов, связанных с этим трудовым договором не могут быть решены в индивидуальном порядке.

Кроме того, на практике часты коллективные споры касательно повседневных задач работоспособности предприятия и коллектива, например, вопросы касательно определения норм рабочего дня и перерывов, вопросы касательно мест отдыха для сотрудников. Так, в настоящее время особо актуальны вопросы курения – одни работодатели выделяют специальные места, другие вовсе запрещают курение в ходе рабочего процесса.

Другие споры, касающиеся непосредственно одного сотрудника, являются индивидуальными и в них защищаются исключительно его личные законные интересы.

По характеру споры подразделяются на:

  • Споры касательно либо ;
  • Споры о применении норм и непосредственно законодательства;
  • Споры про установление или регулирование условий быта и труда, которые не урегулированы договором или законодательством.

Кроме этого можно подразделить трудовые споры и по их источнику происхождения. По правоотношениям, которые породили спор, их можно разделить на:

  • Косвенные споры, связанные с вопросами трудоустройства;
  • Споры, истекающие из контроля и надзора за соблюдением нормативов трудового законодательства;
  • Вопросы подготовки и повышения квалификации;
  • О возмещении предприятием вреда (морального, физического), причиненного сотруднику;
  • Споры между работодателями и профсоюзами;
  • Споры между администрацией организации и трудовым коллективом;
  • Вопросы социально-партнерских соглашений.

В зависимости от каждого из вышеперечисленных обстоятельств, будет зависеть, кто рассматривает трудовой спор в данной ситуации. Решение возлагается на различные органы, из которых субъектами, деятельность которых регулируется законодательно, выступают , или же КТС, а также непосредственно районные или другие суды. Общий порядок применяется к большинству возникающих споров и подразумевает первичное обращение к КТС, а при невозможности решить вопрос с помощью КТС – обжалование решения комиссии в судебном порядке. Тем не менее, существует целый ряд аспектов трудовых взаимоотношений, споры относительно которых проводятся исключительно в судебном порядке, без обращения к комиссии.

О рассмотрении трудовых спорах в КТС

Комиссии по трудовым спорам создаются в соответствии с законодательством как по инициативе сотрудника, так и по желанию работодателя. Количество работников в составе КТС всегда должно быть не менее половины, они должны быть избраны непосредственно сотрудниками предприятия. Остальные участники комиссии могут назначаться работодателем. Действовать комиссии могут как в четко определенные сроки, так и постоянно и имеют право рассматривать определенный перечень споров, указанный в ст. 385 ТК РФ . Так, к полномочиям данных внутренних органов предприятия относятся споры:

  • О соблюдении нормативов оплаты труда и порядка их введения и пересмотра;
  • Про соблюдение работодателем надлежащих условий труда;
  • Об изменении трудовых договоров;
  • Про причины невыполнения установленных договором или внутренними актами нормативов выработки, а также про обеспечение работодателем необходимых условий для труда;
  • Относительно вопросов оплаты труда за бракованную продукцию, неполное выполнение обязанностей или вынужденный простой;
  • Про порядок оплаты сверхурочных, начисление компенсаций за выполнение работы в нерабочие дни, указанные в законодательстве;
  • Об оплате работ, требующих различной квалификации или совмещения специальностей, или же заместительства – данный параграф не относится к компетенции комиссии, если он подразумевает изменение тарификации межразрядной разницы;
  • Про возврат денежных средств, которые были удержаны из заработной платы сотрудника для возмещения причиненного работодателю ущерба;
  • Касательно права получения и непосредственно размера премий;
  • Про предоставление плановых отпусков, их оплату и выплату материальных средств как . Но КТС не рассматривают вопросы неоплачиваемого отпуска, помимо отказа работодателя в предоставлении подобного временного освобождения от обязанностей;
  • О наложенных .

Споры, возникающие по всем вышеперечисленным причинам работник имеет право рассматривать только при обращении в КТС в течение трехмесячного срока с момента возникновения обстоятельств, приведших к спорной ситуации. Если комиссия не рассмотрит обращение сотрудника или отклонит его – спор можно передавать для обжалования решения комиссии или рассмотрения в исковом порядке.

Судебное рассмотрение трудовых споров

В большинстве случаев, срок подачи иска в судебную инстанцию относительно невыполнения норм трудового законодательства составляет три месяца с момента появления спорной ситуации. Исключение – споры касательно незаконного увольнения, по которым обращение в суд должно быть зарегистрировано в месячный срок. Указанные сроки могут быть продлены, если у истца был уважительная причина, обуславливающая невозможность подачи такого заявления – данный аспект касается и срока для обращения в КТС. Также, следует отметить моментальное решение большинства вопросов, связанных с незаконными увольнениями и невыплатой причитающихся средств в качестве зарплаты или компенсации – судебное решение в таких случаях вступает в силу непосредственно на следующий день после его оглашения, вне зависимости от того, будет оно оспариваться в апелляционных или кассационных судах.

Трудовые споры - это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками (коллективом работников структурного подразделения или предприятия в целом ), с одной стороны, и работодателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных, трудовых договоров; правил внутреннего трудового распорядка, нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда.

Классификация трудовых споров - необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. По своей юридической природе все трудовые споры делятся на две основные категории.

Первую категорию составляют споры искового характера. Предметом такого спора является требование работника (или группы работников ) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предположению ) работодателем нарушены. Стороной, спорящей с работодателем, выступает либо отдельный работник, либо несколько конкретных работников. Например, спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", не относится (Определение Верховного Суда РФ по делу № 48Г96-7 от 16 октября 1996 г. ).

Таким образом, можно сделать вывод, что первая категория охватывает все споры, касающиеся применения уже установленных законом (подзаконным актом, договором ) условий труда к конкретным лицам.

Среди причин, порождающих трудовые споры, называются следующие:

  1. причины организационно-правового характера. К ним можно отнести пробелы законодательства, различное толкование отдельных правовых норм и т.п.;
  2. причины субъективного характера. Наиболее часто встречаются такие, как бюрократизм руководителей предприятий, ведомственные интересы, незнание трудового законодательства как представителями администрации, так и работниками;
  3. причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, практике материального и морального стимулирования, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве ).

Органы, занимающиеся разрешением индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в общем порядке: 1. комиссиями по трудовым спорам (КТС ). КТС - это первичный орган по рассмотрению трудовых споров на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Комиссия избирается общим собранием (конференцией ) трудового коллектива предприятия с численностью работающих не менее 15 человек. Избранными в КТС считаются кандидатуры, за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании работников. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием. Далее КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Трудовой спор рассматривается в КТС, если в ходе переговоров с администрацией работник не смог урегулировать возникшие разногласия. Последний имеет право обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявление работника подлежит обязательной регистрации.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, представителей администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или заместителем председателя комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов и других общественных организаций. По требованию комиссии администрация предприятия, учреждения, организации (подразделения ) обязана представлять необходимые расчеты и документы.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В решении указываются: наименование предприятия, учреждения, организации (подразделения ); фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; дата обращения в комиссию, дата рассмотрения спора, существо спора; фамилии членов комиссии, представителей администрации и профсоюзного комитета, присутствовавших на заседании; результаты голосования и мотивированное решение комиссии.

Копии решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия решения вручаются работнику и администрации предприятия.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской ) суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии.

Решение КТС подлежит исполнению в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предоставленных на его обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, которое приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке. Удостоверение не выдается в случае обращения работника или администрации в суд;

2. районными (городскими ) судами (ст. 210-217 КЗоТ РФ ). Непосредственно в районных (городских ) судах рассматриваются споры по заявлениям:

  1. работников предприятий, где КТС не избираются или в силу каких-либо причин не созданы;
  2. работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта );
  3. администрации о возмещении работником материального ущерба, превышающего его среднемесячный заработок.
Также непосредственно в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу:
  1. лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
  2. молодых специалистов, направленных на работу на данное предприятие после окончания высшего или среднего учебного заведения в установленном порядке;
  3. других лиц, с которыми администрация в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор (контракт ). Согласно ст. 170 КЗоТ РФ запрещается отказывать в приеме на работу по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью.
В качестве второй инстанции районные (городские ) суды рассматривают трудовые споры по заявлению:
  1. работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
  2. прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Для обращения с заявлением о рассмотрении трудового спора непосредственно в районный (городской ) суд установлены следующие сроки:
  1. по делам об увольнении - один месяц со дня вручения копии приказа или трудовой книжки работнику;
  2. по делам о взыскании с работников материального ущерба, причиненного предприятию, - один год со дня обнаружения причиненного ущерба.
Заявление о разрешении других категорий трудовых споров подается в районный (городской ) суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Порядок исполнения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор, немедленно. При вынесении решения о восстановлении на работе указанный орган одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. При признании соответствующим органом денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере, но не более чем за три года.

Исходя из утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации № 2 от 22 января 1999 г. Порядка исчисления среднего заработка в 1999 году, этот заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется из расчета последних трех календарных месяцев работы. Для лиц, проработавших на данном предприятии (в организации ) менее трех месяцев, средний заработок определяется из расчета фактически проработанного времени.

В таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 99 КЗоТ РФ ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой оснований увольнения, при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (ст. 215 КЗоТ РФ ).

Исчисление подлежащего взысканию среднего заработка производится с применением соответствующей индексации.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения неправильным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Подлежат также зачету заработная плата за работу в другой организации, если он не работал в ней на день увольнения, а также пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула.

Порядок рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников

Специальную дисциплинарную ответственность несут руководящие работники, избираемые, назначаемые, утверждаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в составе РФ, прокуроры, их заместители и помощники (ст. 218 КЗоТ РФ ). Ответственность указанных лиц регулируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. от 18 февраля 1999 г. ), Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января, 9 августа 1995 г. ), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г. ) и некоторыми др.

Предметом трудовых споров указанных лиц являются споры по вопросам увольнения, изменения формулировки увольнения, перевода на другую работу, оплаты времени вынужденного прогула, наложения дисциплинарных взысканий.

Так, в соответствии с вышеназванным Положением о федеральной государственной службе установлено, что все лица, занимающие государственные должности в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Отнесение к федеральной государственной службе работы на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях осуществляется решениями Президента Российской Федерации по представлению Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 33, а Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации - Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 32.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных Положением ограничений, связанных с государственной службой, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.

Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения в установленном порядке вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей. Порядок проведения при этом служебного расследования, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется актами законодательства Российской Федерации.

На работников прокуратуры могут быть наложены дисциплинарные взыскания помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления ), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Понятие коллективного трудового спора, его субъекты

Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку установлены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и другими нормативными правовыми актами.

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее - стороны ) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату ), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Субъектами коллективных трудовых споров являются:

  1. представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции ) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
  2. представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
К примирительным процедурам в соответствии со ст. 2 вышеназванного Закона относится рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Порядок разрешения коллективного трудового спора

Разрешение коллективного трудового спора условно можно разделить на несколько этапов: 1 этап. Рассмотрение требований работников. На этом этапе проводится общее собрание трудового коллектива, на котором формируются и утверждаются требования работников, направляемые в письменной форме работодателю.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

2 этап. В случае несогласия с решением работодателя по выдвинутым работниками требованиям коллективный трудовой спор подлежит рассмотрению в примирительной комиссии. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11, примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора между работниками и работодателем. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. В качестве представителей сторон могут выступать работники как состоящие, так и не состоящие в штате организации.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др. ).

Представителями работников могут выступать члены профсоюзных комитетов организации, а также юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа или принятия совместного решения о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.

Если согласие сторон не достигнуто, то в протоколе следует отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

З этап. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 марта 1997 г. № 16, посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба ), так и по ее рекомендации.

Служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба действует на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (с изм. от 21 марта 1998 г. ). Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России оформляется протоколом. Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым предоставлены Министерством труда и социального развития Российской Федерации полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 1996 г. № 17 (с изм. от 7 сентября 1999 г. ).

Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России ) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется им по соглашению со сторонами. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником.

Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии - шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж создается по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров. Кандидатуры трудовых арбитров могут быть предложены непосредственно сторонами из числа работников организаций региона или из числа лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

В качестве арбитров могут выступать: хозяйственные руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п. ) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, специалисты по труду органов местной исполнительной власти, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются протоколом, подписанным представителями работодателя, представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются протоколом и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

4 этап. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией ) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

Собрание (конференция ) работников, профсоюзной организации считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции ).

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции ).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

В организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг ), который определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг ) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Основания признания забастовки незаконной

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной:
  1. если создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ );
  2. если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров";
  3. забастовка работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства;
  4. в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 "О чрезвычайном положении" на период чрезвычайного положения может устанавливаться запрет на проведение забастовок.
Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора, которое после вступления в законную силу подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Гарантии, установленные для лиц, участвующих в незапрещенной забастовке

Статьей 18 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" установлены следующие гарантии для работников, участвующих в незапрещенной забастовке:
  1. участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания к расторжению трудового договора;
  2. запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона;
  3. на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
  4. работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг );
  5. работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе перевести этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника ).
2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.