Внутренние рынки труда и занятость персонала организации. Внутренний рынок труда как выражение мобильности работников внутри корпорации

Организационные формы трудовой деятельности в современном обществе таковы, что работники занимают рабочие места в рамках конкретных организаций. Это обусловливает выделение из рынка труда (как правило, регионального) субрынков - рынков труда конкретных организаций (внутренних рынков труда). При этом внутренний рынок труда тесно связан с внешним по отношению к нему - с региональным рынком труда. Организация выступает на региональном рынке труда в двух ролях: во-первых, как покупатель рабочей силы, поскольку именно организация, располагая рабочими местами, определяет спрос на рабочую силу. Кроме того, в организации, где происходит процесс непосредственного потребления рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспечения соответствия цены рабочей силы и стоимости затрат на ее воспроизводство. Во-вторых, организация выступает в качестве поставщика на региональный рынок труда излишней рабочей силы или рабочей силы, не соответствующей по своим качественным характеристикам требованиям производства.

Внутренний рынок труда обеспечивает уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция между работниками в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.

Основными функциями внутреннего рынка труда являются обеспечение сбалансированности спроса и предложения труда внутри организации, корректировка профессионально-квалификационных характеристик работников в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями технологии, организации производства; социальная зашита работников организации и обеспечение гарантий занятости.

Внутренний рынок труда более управляем по сравнению с региональным, он не подвержен серьезным спонтанным колебаниям. Поэтому регулирование соотношения спроса и предложения рабочей силы здесь осуществляется более целенаправленно, а не под воздействием свободной конкуренции. При этом методы, используемые организациями для приведения в соответствие спроса и предложения рабочей силы, достаточно разнообразны (табл. 4.3).

Таким образом, управлению подвергаются как спрос, так и предложение труда со стороны собственной рабочей силы. На расширение предложения оказывают влияние такие действия администрации, как заполнение рабочих мест путем перемещения собственных работников; поощрение освоения работниками других профессий; учет личных интересов работников; поощрение разумной внутриорганизационной текучести.

Воздействие на работника с целью приспособления его к потребностям производства и обеспечения его эффективной занятости осуществляется через требования к качеству рабочей силы, ее квалификации, через мотивацию к труду, активное подключение работника к профессиональной мобильности и т.д.

Только будучи правильно организованным, процесс потребления рабочей силы на внутреннем рынке труда обеспечивает полное использование трудового потенциала работника, его возможностей, личных качеств.

Таблица 4.3

Ситуация на внутреннем рынке труда и возможные реакции организации

Ситуация Возможная реакция организации
1 . Потребность на одних участках производства снижается, а на других остается прежней
2. Потребность в работниках на одних участках снижается, а на других возрастает 1. Высвобождение с одних участков и набор новых работников со стороны 2. Переподготовка и перераспределение высвобождаемых работников, при необходимости - набор со стороны. При наличии излишней численности - увольнение 3. Регулирование режимами найма или рабочего времени
3. Потребность на одних участках возрастает, а на других не изменяется 1. Набор со стороны на тот участок, где потребность возрастает 2. Сочетание передвижения с других участков с набором новых работников 3. Применение сверхурочных работ
4. Потребность возрастает на всех участках 1. Набор со стороны 2. Применение сверхурочных работ
5. Потребность в рабочей силе снижается на всех участках 1. Увольнение работников 2. Перевод на режим неполного рабочего времени

Внутренний рынок труда – механизм установления соответствия между спросом и предложением труда на основе постоянного соединения работников и работодателя и постепенного продвижения работника на все более высокооплачиваемые рабочие места.

Внутренние рынки труда противопоставляются внешним рынкам труда, на которых происходит межфирменная мобильность рабочей силы, а заработная плата и распределение рабочей силы являются результатом действия рыночных сил.

Среди причин образования и формирования внутренних рынков труда выделяют следующие три. Первая: специфическая профессиональная подготовка, основанная на уникальности применяемых на фирмах технологий и уникальности существующих на фирмах рабочих мест. Вторая: совершенство информации, значительные трансакционные издержки, связанные с получением и обработкой информации о возможной производительности потенциального работника. Третья: профессиональная подготовка на рабочем месте, которая неформальна по своей природе и выражается в обучении в процессе работы.

Взаимозависимость характеристик рынков труда показана на рис. 14.

Если взять за основу потребность фирмы в использовании специфической технологии производства, требующей от работников профессиональной специфической подготовки, то из этого последуют все основные характеристики.


Во-первых, подготовка на рабочем месте становится естественным способом предоставления работнику необходимых навыков и знаний, недоступных на внешнем рынке.

Происходит интернализация основной деятельности внутри фирмы.

Внешний наем ограничен рабочими местами “входного уровня”. Ввиду важности обучения на рабочем месте фирмы должны предоставлять стимулы для организации такого обучения как обучающим, так и обучаемым.

Для обучаемого отдача от обучения может быть получена только на данной фирме, поэтому для него важно поддержание занятости именно на этой фирме. Частично это происходит за счет найма сторонних работников только на рабочие места “входного уровня”.

Сохранение занятости важно и для обучающих, но для них еще ограничение конкуренции внешней заработной платы лишь рабочими местами “входного уровня”. Если это не будет, то на заработную плату обучающих может отрицательно повлиять производительность работников, которых они обучали.

Двигаясь по стрелки вправо, отметим, что специфические навыки ведут к малочисленной конкуренции. В экстремальной ситуации возникает двухсторонняя монополия, заработная плата тогда привязывается к рабочим местам, а не работникам, и правая и левая стороны диаграммы сливаются. Система, основанная на профессиональной подготовке на рабочем месте, защищает работника от конкурентных сил. Кроме того, если зарплата зависит от положения работника, а не от его труда, снижаются стимулы к труду. Решение проблемы заключается в замене внешней конкуренции внутренней за продвижение на высокооплачиваемую работу. Однако с учетом интересов обучающих продвижение должно осуществляться со скоростью одной ступени за период, чтобы обучающие не могли обогнать своих учителей.

Стимулирующие функции этой системы основаны на различиях в оплате труда на рабочих местах разных уровней, вся система оплаты становится жесткой внутренне взаимозависимой и одновременно независимой от внешних факторов. Благодаря сохранению занятости и низким уровням добровольных увольнений из-за специфической для фирмы профессиональной подготовки, у работников появляется долгосрочная перспектива продвижения по служебной лестнице.

Контакты с внешним рынком у внутреннего рынка жестоко ограниченны и сводятся в основном к так называемым «входным порта», т.е. тем рабочим местам, на которые фирмы нанимают новых работников на внешнем рынке.

Услуги труда на внешних и внутренних рынках неодинаковы. Внутренние рынки связаны с однородным трудом и карьерной лестницей. Фирмы нанимают на внешнем рынке работников на относительно низкоквалифицированную работу, а вакансии на более высоком уровне заполняют за счет внутреннего рынка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какими показателями определяется специфика внутреннего рынка труда?

2. Каковы основные функции внутреннего рынка труда?

3. Какие преимущества дает внутренний рынок труда работникам предприятий, а какие – работодателям?

4. Какова связь внутренних рынков труда с уровнем эффективности работы предприятия?

5. Какие факторы предопределяют необходимость привлечения рабочей силы с национального (международного) рынка труда.

6. С какими рынками труда может взаимодействовать внутренний рынок труда?

7.Каковы причины и особенности возникновения внутреннего рынка труда функционирующего в пределах предприятия?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Маслозавод выпускает 60 тыс. тонн масла в месяц по цене 4 ден.ед. за килограмм. После повышения цены до 6 ден.ед за 1 кг завод стал изготавливать 80 тыс. тонн масла в месяц. На сколько процентов увеличилась продуктивность труда, если численность работающих не изменялась.

Задача 2. Как изменилась продуктивность труда, если за первый год она выросла на 15%, за второй – на 10%, а за третий год уменьшилась на 9%?

Задача 3. При условии сохранения численности работающих, объём продукции изменялся по годам таким образом:

Продукт Объём выпуска (шт.)
А
В
С

Оценить изменение продуктивности труда при фиксированных ценах: продукт А – 5 ден.ед., продукт В – 20 ден.ед., продукт С – 10 ден.ед.

Задача 4. Выпуск продукции в натуральном виде вырос на 25%, а численность работающих увеличилась на 10%. На сколько процентов изменилась продуктивность труда?

Задача 5. Стоимость товаров и услуг, которые изготовляет компания за день, выросла в конце года в 3 раза. Цены за год выросли в 2 раза, численность работающих каждый день увеличивалась в 1,5 раза. Как изменилась продуктивность труда?

В зависимости от места распространения (поля деятельности) различают внешний и внутренний рынок труда и, соответственно, внешний и внутренний маркетинг персонала.

Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями.

Внешний маркетинг персонала означает, что соответствующий ему подход и инструментарий организация реализует на внешнем рынке рабочей силы.

Основной задачей маркетинга персонала является внешнее профилирование предприятия, что, в свою очередь, означает передачу потенциальным кандидатам на вакансию позитивной настроенности на организацию и обеспечение организации необходимыми, профессионально пригодными сотрудниками.

Анализ внешнего рынка рабочей силы помогает решить 4 задачи:

1) Внешняя демонстрация особой привлекательности организации как места работы и доведение соответствующей информации до целевых групп.

2) Выбор и использование эффективных путей и мероприятий по обеспечению предприятия персоналом, например, профессиональные консультации, лизинг персонала и др.

3) Определение и формулирование конкретных предложений по вхождению новых работников в организацию в зависимости от спроса, целевой группы и своевременности.

4) Анализ заявительных документов и отбор новых, профессионально пригодных работников.

Привлечение работников вне рамок предприятия предоставляет руководителю более широкие возможности выбора и непосредственно покрывает потребность организации в персонале, а также создает новые импульсы для развития. В то же время фирма может потерять возможность использования мотивационного потенциала внутреннего рынка труда.

Внутренний рынок труда - это система трудовых отношений, ограниченных рамками организации.

Внутренний маркетинг персонала сфокусирован на работниках, уже занятых в организации, и подразумевает принятие во внимание и формирование наиболее важных пяти факторов ее привлекательности как места работы:

1. диапазон задач и ответственности работника на конкретном рабочем месте;

2. возможность профессионального роста и реализация карьерных устремлений;

3. возможность обучения, повышения квалификации и переподготовки;

4. производственный климат в коллективе, организационная культура;

5. формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

Основные особенности внутреннего рынка труда :

Ставка заработной платы ряда работников не зависит (или почти не зависит) от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;



Заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;

В фирме существуют служебная (карьерная) лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;

Большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;

Взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер.

Нередко работа требует уникальных знаний и навыков, которые связаны со специальным обучением. Фирме выгодней использовать тех, кто уже овладел ими, чем нанимать работников на внешнем рынке труда. Наем каждого нового работника связан не только с дополнительными издержками, но и с риском, тем большим, чем более ответственны его должностные обязанности.

В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и недостатки. Так, если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице.

Сегментация рынка труда - это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые секторы и зоны, между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы.

Для проведения сегментации рынка труда используются факторы:

Географическое положение (регион, город,район и т.д.);

Экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению, распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и пр.);

Демографические факторы - половозрастной и семейный состав населения;

Социально-экономические - уровень образования;

Профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и пр.

Рынок труда делится на два сектора: первичный (квалифицированный) и вторичный (неквалифицированный).

Критериями распределения работников по секторам служат уровень квалификации работника и сложность его замены для работодателя. Вторичный рынок труда не требует от работников специальной подготовки и особой квалификации (официанты, прислуга, сезонные рабочие и т.п.). На первичном рынке труда работники, напротив, обладают квалификацией, требующей продолжительной подготовки (обучения, опыта).

Внутренний рынок труда (ВРТ) - сложная структура правовых, экономических и информационных взаимоотношений между топ-менеджементом организации и рядовыми сотрудниками.

ВРТ тесно связан с работой крупных организаций и бизнес-структур, ее штатом сотрудников, которые работают в единой системе трудовых отношений. Главенствующую роль в последних всегда занимает работодатель — именно он должен принимать абсолютно все решения, связанные с организацией трудового взаимодействия персонала внутри компании.

Причины образования

Причины образования ВРТ сводятся к следующему:
  • возможность повышения уровня профессиональной квалификации непосредственно во время трудового процесса (при этом его не надо оформлять документально и отправлять сотрудника на обучение в другой город);
  • солидные затраты (причем не только средств, но и времени), связанные с анализом трудоспособности и эффективности будущего сотрудника;
  • серьезные требования к персоналу, который обязан иметь соответствующую узкоспециализированную профессиональную подготовку. Сейчас довольно сложно найти сотрудника, который мог бы полноценно выполнять все свои функциональные обязанности, поэтому довольно часто компании переквалифицируют своих старых работников вместо поиска новых.

Главные особенности

К особенностям ВРТ можно отнести такие моменты:
  1. Огромную роль в формировании ВРТ играют традиции и правила поведения, сложившиеся внутри организации, компаний и бизнес-структур.
  2. Заработная плата специалистов практически не зависит от показателей спроса и предложения на представителей такой же профессии на внешнем рынке.
  3. Существование взаимосвязи между стажем сотрудника и уровнем его зарплаты. На практике это сводится к следующему — чем больше специалист работает в одной компании, тем выше у него заработная плата.
  4. Закрытие вакансий за счет повышения или переквалификации уже работающего персонала, который занимает более низкие или равнозначные должности. Это предоставляет возможность сформировать в организации действительно работающую карьерную лестницу.
  5. Оформление между сотрудниками и работодателями трудовых отношений на длительный срок.

Функции

Основные функции ВРТ — это:
  • содействие как можно более эффективной занятости населения;
  • регулирование адекватных и отвечающих требованиям ВРТ цен на труд;
  • обеспечение стабилизации предложения и спроса на труд (достигается за счет объединения рабочей силы, задействованной в трудовом процессе компании, и капитала);
  • формирование здоровой конкуренции между компаниями-работодателями, стремящимися пополнить свой коллектив высококвалифицированными сотрудниками;
  • повышение заинтересованности рядовых сотрудников к карьерному росту, формирование конкуренции в борьбе за имеющиеся вакантные места.

Сегментация

Сегментация — это деление топ-менеджемента организаций и компаний, а также продавцов труда, на несколько категорий. Благодаря этому возникает несколько сегментов ВРТ, и в каждом из них представлены конкурентоспособные сотрудники.

Продолжающаяся сегментация, а также быстрое развитие ВРТ, обусловили разделение на первичный и вторичный сектор. Процесс сегментирования при этом продолжает играть важнейшую роль в решении нескольких важных задач, в том числе, связанных с анализом рынка, изучением его емкости, конкретизацией дальнейших перспектив и т.д.

В практических условиях сегментация осуществляется по целому набору категорий. Главными из них являются:

  • поведенческие особенности личности и социума;
  • демографические характеристики;
  • психологические нормы;
  • географическая локация.
Отдельного внимания всегда заслуживает категория людей, испытывающих колоссальные трудности с трудоустройством. К ним, как правило, относят женщин, имеющих на руках маленького ребенка, молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, пожилых работников и людей с ограниченными возможностями.

Станут ли профессиональные стандарты посредниками между системой образования и сферой труда?

Кому и почему может быть интересна независимая оценка квалификации?

Каковы современные инструменты социального партнерства в системе подготовки кадров?

Обсуждение вопросов технологического развития, умного производства, цифровой экономики, как правило, не обходится без упоминания о проблеме дефицита квалифицированных специалистов. И такая ситуация характерна не только для нашей страны. Очевидно, что понятия «развитие экономики» и «развитие квалификационного потенциала» страны, по сути, синонимичны.

Ключевыми элементами национальной системы квалификаций в России являются профессиональные стандарты, которых в настоящее время разработано уже более тысячи. Формируются наименования и описания квалификаций, востребованных на рынке труда. Профессиональные стандарты выражают консолидированное представление профессионального сообщества об особенностях того или иного вида профессиональной деятельности и позволяют выстроить диалог двух сторон - системы профессионального образования и работодателей, - которые пока разговаривают на разных языках. В образовании говорят о направлениях подготовки, профессиях и специальностях широкого профиля, а для работодателей за словами «сварщик» или «программист» стоят несколько десятков квалификаций. В образовании часто ссылаются на необходимость фундаментальной подготовки, развития общепрофессиональных компетенций как условия профессиональной мобильности выпускника, а работодатели акцентируют внимание на несамостоятельности молодых специалистов и необходимости их дополнительного обучения. При этом никто не отрицает закономерности адаптационного периода. Речь идет лишь об уменьшении издержек по управлению персоналом (проведению собеседований, идентификации квалификации, ее проверки во время испытательного срока), сокращении времени работы под руководством опытного специалиста, снижении текучести кадров вследствие несоответствия работников требованиям к квалификации и т.д.

Фундаментальность профессионального образования нельзя рассматривать как абсолютную противоположность практикоориентированности. Освоение той или иной конкретной квалификации при наличии хорошего основания не требует значительного времени, поскольку учит применять теоретические и (или) методологические знания и умения при использовании конкретных технологий, выборе средства труда. Сегодня и сами работодатели подчеркивают важность не только профессиональных навыков, но и универсальных компетенций потенциальных работников (идеального сочетания soft skills и hard skills. Задача состоит не в том, чтобы отказаться от одних требований в угоду другим, а в том, чтобы четко определить содержание этих требований, разделить ответственность за процедуру их оценки между разными стейкхолдерами.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и квалификацию. Идея о разделении этих оценок (по формату, требованиям и процедурам) возникла давно. Сейчас созданы необходимые условия для ее постепенной реализации. Решение проблемы связывается с выходом Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. Он предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, качеству которой будут доверять и работодатели, и работники. Координатором системы является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - НСПК). Организацию работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности обеспечивают советы по профессиональным квалификациям (далее - СПК). СПК наделены полномочиями по отбору центров оценки квалификации, которые обеспечивают проведение профессиональных экзаменов. Оценочные средства, используемые в процессе экзамена, должны позволять объективно и достоверно устанавливать соответствие квалификации соискателя требованиям профессиональных стандартов.

Старт и последующее успешное функционирование процедуры независимой оценки квалификации во многом зависят от качества методической базы, продуманности организационных механизмов и наличия оператора, обеспечивающего взаимодействие всех участников. Эта роль принадлежит Национальному агентству развития квалификаций (НАРК), задачами которого, помимо решения организационных вопросов, являются продвижение новой идеологии оценивания, разработка методики проектирования оценочного инструментария, формирование пула экспертов.

Учитывая новизну процедуры независимой оценки квалификации и пока сохраняющуюся в обществе настороженность по отношению к ней, очень важно четко понимать, кому и почему такая оценка может быть интересной.

Доступ к системе независимой оценки квалификаций позволит работодателям:

Снизить период адаптации на рабочем месте при трудоустройстве, перемещении внутри организации, освоении нового функционала за счет более точного подбора и отбора персонала;

Оптимизировать бизнес-процессы предприятия путем рациональной расстановки кадров, четкого определения должностных обязанностей и разработки прозрачной системы стимулирования специалистов с учетом ответственности, сложности и наукоемкости выполняемых ими работ;

Упростить аттестацию персонала, снизить издержки на ее проведение;

Организовывать обучение специалистов с учетом потребностей предприятия и готовности работников к освоению новых компетенций.

Оценка квалификации - процедура добровольная, однако получение подтверждения квалификации может стать серьезной преференцией для любого работника, повысить его защищенность на рынке труда. Даже в случае негативного результата соискатель получает важную информацию о дефицитах профессиональных компетенций, а также рекомендации по перспективам профессионального развития и освоению программ дополнительного профессионального образования. Процедура независимой оценки квалификации, с одной стороны, имеет констатирующий характер, с другой, - обеспечивает возможности для самооценки и обоснованного конструирования образовательной и карьерной траектории.

Свидетельство о квалификации позволяет понять, что конкретно умеет делать тот или иной человек, повышает шансы на трудоустройство и профессиональную мобильность. В перспективе данные о специалистах различной квалификации, хранящиеся в реестре сведений о независимой оценке квалификации, могут быть использованы и рекрутинговыми агентствами, и работодателями для решения задач управления развитием персонала.

Вузы, колледжи и иные организации, осуществляющие подготовку кадров, также потенциально заинтересованы в независимой оценке квалификаций как источнике информации о качестве прикладных образовательных программ. Идея проведения профессиональным сообществом экспертизы профессиональных образовательных программ, не является принципиально новой. Начиная с 1990-х гг. она непрерывно обсуждалась и признавалась одним из оптимальных инструментов преодоления кризисных явлений в системе профессионального образования. Однако до последнего времени не существовало четко оформленных внешних ориентиров, на соответствие которым можно было бы проверять образовательные программы. Появление профессиональных стандартов задало планку для оценки качества профессиональных образовательных программ с точки зрения их ценности для рынка труда, способности сделать выпускника конкурентоспособным в выбранной профессии, гарантировать ему получение квалификации, соответствующей ожиданиям работодателей.

В рамках деятельности НСПК была разработана и внедряется модель профессионально-общественной аккредитации, которая позволяет обеспечить чистоту, прозрачность и качество профессионального обучения. Основная задача - оценить, может ли образовательная программа подготовить выпускника к выполнению тех трудовых функций, которые зафиксированы в профессиональных стандартах и, соответственно, отражают актуальное описание бизнес-процесса, в который ему предстоит включиться. Не случайно одним из ключевых критериев модели профессионально-общественной аккредитации является успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации.

Под влиянием происходящих в системе квалификаций процессов будет последовательно пересматриваться и подход к присвоению квалификаций: наряду с квалификацией по образованию (техник, бакалавр или магистр) можно будет подтвердить и профессиональную квалификацию, содержание которой очевидно для рынка труда и понятно работодателям.

Но оборотная сторона этих новых условий - конфликт результатов, зафиксированных системой образования и установленных при проведении профессионального экзамена. Предсказуем сюжет, когда выпускник, имеющий хороший или даже отличный диплом, не сдает профессиональный экзамен не подтверждает квалификацию. Для того чтобы избежать конфликта между рынком труда и сферой образования и максимально продуктивно использовать в интересах последней новые механизмы оценки квалификаций, необходимо решить вопрос о взаимодействии систем итоговых аттестаций в образовании и профессиональных экзаменов - провести серьезную аналитическую работу по поиску адекватных сценариев сосуществования, а впоследствии - нормативного правового оформления.

Можно апробировать разные модели: развитие двух альтернативных систем, к которым человек обращается на разных этапах своей профессиональной или личностной траектории; частичное взаимовлияние систем, когда, например, по мере накопления фондов оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификаций начнут появляться их демоверсии как ориентир для образовательных организаций. Возможен и сценарий, при котором независимая оценка квалификации станет составляющей промежуточной и (или) итоговой аттестации и выпускник будет получать два документа - об образовании и о квалификации. Жизнеспособность любого из этих сценариев определится по мере становления и развития процедуры независимой оценки квалификации.

Понятно, что соответствие образовательной программы требованиям профессиональных стандартов - это не только и не столько перенос положений стандартов в текст программы, сколько создание условий, обеспечивающих подготовку выпускников в соответствии с требованиями рынка труда. В последние годы немало сделано для совершенствования материально-технического обеспечения профессиональных образовательных организаций. Так, в 2011-2015 гг. в 57 пилотных регионах были реализованы комплексные программы развития профессионального образования с использованием механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей. Не меньшее значение имеет и формирование кадрового потенциала профессионального образования и обучения.

Новые подходы к решению этой задачи связываются с деятельностью базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (далее - Базовый центр), функции которого выполняет НАРК. Базовый центр создан как сетевая структура, интегрирующая потенциал наиболее эффективных отраслевых (учебные центры крупных компаний, предприятий и др.) и территориальных (региональные методические, научные и образовательные структуры) организаций.

Одним из перспективных направлений деятельности Базового центра является повышение квалификации руководителей и педагогов профессионального и среднего профессионального образования (далее - СПО). На первый взгляд, сегодня немало дополнительных профессиональных программ, ориентированных на сегмент СПО (как и провайдеров, их предлагающих), однако при более подробном рассмотрении оказывается, что эти программы часто дублируют друг друга и не охватывают всего круга актуальных для СПО проблем. Повышение квалификации, как правило, входит в компетенцию региональных организаций дополнительного профессионального образования, подведомственных органам управления образованием. Преимущественно они занимаются психолого-педагогической подготовкой и оставляют без внимания профильную технологическую квалификацию, развитие которой не менее, а, возможно, и более необходимо преподавателям и мастерам производственного обучения.

Система повышения квалификации педагогических работников СПО, формируемая Базовым центром, строится на иных принципах. Это:

Прогноз потребности в педагогических кадрах и требованиях к их квалификации, опережающий характер повышения квалификации педагогов;

Образовательная мобильность при выборе мест обучения;

Связь с конкретными производствами, их готовность участвовать в обучении педагогических кадров (организация стажировок);

Методическое сопровождение разработки программ, обеспечивающих педагогическую и профильную технологическую подготовку.

Базовый центр выполняет функции интегратора в создаваемой системе повышения квалификации, формирует пул актуальных дополнительных профессиональных программ, в том числе программ стажировок для мастеров производственного обучения и преподавателей СПО. К проектированию программ и участию в курсах повышения квалификации привлекаются ведущие специалисты (разработчики профессиональных стандартов и оценочных средств), рекомендованные СПК.

Для поддержки системы повышения квалификации и активного использования технологий электронного обучения (e-learning) Базовым центром в сети Интернет создается информационный ресурс, который будет содержать методические материалы, информацию о предприятиях, организациях, межрегиональных центрах компетенций и ресурсных центрах, готовых проводить стажировки по наиболее востребованным и перспективным профессиям (специальностям), а также сведения о программах повышения квалификации, реализуемых в различных субъектах Российской Федерации, и программах, прошедших профессионально-общественную аккредитацию или экспертизу, организованную НАРК.

Оптимальный режим работы сети повышения квалификации Базового центра обеспечивается за счет региональных и межрегиональных координаторов. В рамках апробации модели в 2017 г. Базовым центром при взаимодействии с СПК были отобраны семь пилотных центров в федеральных округах и организовано повышение квалификации 630 мастеров производственного обучения и преподавателей из 39 субъектов Российской Федерации. Для обеспечения подготовки к организации учебно-производственного процесса в соответствии с требованиями профессиональных стандартов дополнительная профессиональная программа предусматривает проведение практикумов по созданию учебных программ и обучению в цифровой образовательной среде. Отдельный модуль - технологический. В настоящее время сформирована база организаций, готовых принять педагогов на стажировку. Это организации-члены Национального агентства контроля сварки, ресурсные центры Национального объединения строителей, учебные центры международной группы КНАУФ и ПАО «КАМАЗ», региональные сервисные центры ПАО «КАМАЗ», структурные подразделения ОАО «РЖД» в регионах, компания «1С-Битрикс» и др.

Традиционным, но не утратившим актуальности инструментом совершенствования системы подготовки кадров (как и в любой другой системы, заинтересованной в развитии) является бенчмаркинг - поиск и анализ наиболее успешного опыта решения проблем с целью его последующей адаптации. Приоритетом деятельности Базового центра стала разработка концепции и проведение конкурса лучших практик подготовки квалифицированных рабочих кадров. Задача конкурса двусторонняя: во-первых, отобрать лучшие практики, реализуемые образовательными организациями и учебными центрами (в том числе корпоративными), и, во-вторых, обеспечить условия для их продвижения и тиражирования.

Несмотря на популярность бенчмаркинга, нельзя с уверенностью говорить о сложившихся, удобных для потенциальных потребителей подходах к описанию того, что мы готовы признать лучшей практикой. Поэтому в рамках конкурса принципиально важно было определить содержание понятия «лучшая практика», критерии, позволяющие ее идентифицировать, а также задать структуру ее представления. Формирование стабильно функционирующей, постоянно обновляемой базы лучших практик как оптимальных способов достижения цели позволит придать устойчивость региональным и отраслевым системам подготовки рабочих кадров в условиях повышенной турбулентности в развитии экономики и, как следствие, профессионального образования.

Изменения, происходящие в системе квалификаций, создали беспрецедентную ситуацию для системы подготовки кадров. Если еще несколько лет назад профессиональное образование могло вполне успешно существовать как закрытая система, цели и приоритеты развития которой устанавливались преимущественно на основании внутренних потребностей и интересов научно-педагогического сообщества, то сегодня такая практика уже невозможна. Утрата связи с экономикой, игнорирование сигналов рынка труда и заказа со стороны работодателей неизбежно приводят к деформации самого предназначения профессионального образования как института кадрового воспроизводства. Интегративным фактором и точкой сопряжения интересов образовательного и профессионального сообщества становится квалификация - главная ценность, «ядро перспективы развития организаций», источник наращивания человеческого капитала страны.

Для создания сильной системы подготовки кадров необходимы социальное партнерство и неформальный диалог между заинтересованными сторонами, формирование коллективного субъекта управления, гармонизация ожиданий различных стейкхолдеров при дифференциации ответственности, задач и полномочий, открытость в обсуждении и решении проблем.

Ольга Фридриховна КЛИНК - кандидат педагогических наук, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций;

Алла Аркадьевна ФАКТОРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, эксперт Национального агентства развития квалификаций

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.