Положение об отделе внутреннего аудита. Положение об отделе внутреннего финансового аудита Положение об отделе внутреннего аудита

Положение

об отделе внутреннего контроля и аудита

I . Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Управление), утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316, приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. № 130 «Об организационно – штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».

1.2. В своей деятельности отдел внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее – Отдел) руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, приказами руководителя Управления и настоящим Положением.

1.3. Отдел организует свою работу в соответствии с Планами деятельности Управления, Годовым планом внутреннего контроля и внутреннего аудита Управления и планами работы Отдела.

II . Задачи

2.1. Задачами Отдела являются:

осуществление в установленном порядке внутреннего контроля и внутреннего аудита деятельности структурных подразделений Управления;

организация внутреннего контроля в Управлении;

формирование отчетности о контрольной и аудиторской деятельности Управления;

организация управления внутренними (операционными) казначейскими рисками;

проведение анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

III . Структура и организация деятельности

3.1. Отдел является самостоятельным структурным подразделением Управления и подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Управления.

3.2. Руководство Отделом осуществляется начальником Отдела. Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказом Федерального казначейства от 1 сентября 2015 г. № 227 «Об утверждении Схемы рассмотрения Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства кандидатур на должность начальника отдела внутреннего контроля и аудита территориального органа Федерального казначейства, федерального казенного учреждения «Центр по обслуживанию деятельности Казначейства России».

В отсутствие начальника Отдела (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) общее руководство Отделом осуществляет заместитель начальника Отдела или сотрудник Отдела на основании приказа Управления.

3.3. Штатная численность сотрудников Отдела утверждается руководителем Управления.

3.4. Заместитель начальника Отдела, а также сотрудники Отдела назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

IV . Функции

4.1. В рамках поставленных задач Отдел выполняет следующие функции:

4.1.1. организует и осуществляет в установленном порядке внутренний контроль соответствиядеятельности структурных подразделений Управления по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность Управления, и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности (далее – внутренний последующий контроль), а также внутренний аудит эффективности и надежности внутреннего контроля, осуществляемого методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль» достоверности отчетности, включая бюджетную, том числе:

осуществляет планирование контрольной и аудиторской деятельности в Управлении, за исключением деятельности по внутреннему контролю, осуществляемому методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль»;

организует и осуществляет проверки деятельности структурных подразделений Управления;

обеспечивает в установленном порядке формирование и направление руководству Управления отчетности о контрольной и аудиторской деятельности;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности структурных подразделений Управления;

4.1.2. в пределах своей компетенции готовит в установленном порядке и по итогам проведенных контрольных и аудиторских мероприятий предложения и рекомендации:

по устранению и/или предупреждению в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации;

по совершенствованию функциональной структуры и технологического процесса обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Управлении, по совершенствованию деятельности Управления и его структурных подразделений по исполнению установленных полномочий, по повышению экономности и результативности деятельности в Управлении;

по совершенствованию систем внутреннего последующего контроля и внутреннего аудита, по повышению эффективности внутреннего контроля, осуществляемого методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль», управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

по повышению эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества;

4.1.3. осуществляет в пределах своей компетенции организацию управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

4.1.4. проводит в установленном порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций);

4.1.5. осуществляет в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях подготовку процессуальных и иных документов, а также составление протоколов об административных правонарушениях;

4.1.6. осуществляет в установленном порядке оценку эффективности функционирования системы управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

4.1.7. осуществляет в установленном порядке сбор, обобщение информации, полученной от других структурных подразделений Управления о выявленных внутренних (операционных) казначейских рисках, подготовку и направление в Федеральное казначейство отчетности по управлению внутренними (операционными) казначейскими рисками, а также предложений по актуализации классификаторов внутренних (операционных) казначейских рисков;

4.1.8. осуществляет в пределах своей компетенции организацию внутреннего контроля в Управлении;

4.1.9. обеспечивает в установленном порядке формирование и направление в Федеральное казначейство отчетности о контрольных и аудиторских мероприятиях, проводимых в Управлении, информации о результатах деятельности Отдела, иной запрашиваемой Федеральным казначейством информации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

4.1.10. осуществляет в установленном порядке координацию взаимодействия Управления с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (контрольно-счетными органами муниципальных образований), правоохранительными органами, а также с иными органами и организациями в установленной сфере деятельности;

4.1.11. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан в пределах компетенции Отдела и в соответствии с поручением руководителя Управления (заместителей руководителя Управления), подготовку проектов ответов заявителям по указанным обращениям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

4.1.12. осуществляет в пределах компетенции Отдела ведение делопроизводства;

4.1.13. осуществляет внутренний контроль соответствия деятельности Отдела по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность Управления, а также принятых управленческих решений в пределах компетенции Отдела;

4.1.14. осуществляет взаимодействие в пределах компетенции со структурными подразделениями Управления, центрального аппарата Федерального казначейства, Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

4.1.15. осуществляет организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям Отдела;

4.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, образовавшихся в ходе деятельности Отдела;

4.1.17. обеспечивает в пределах компетенции Отдела выполнение норм и требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, сведений ограниченного доступа, не составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения, в случае, если предполагается защищать также и информацию ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования»;

4.1.18. обеспечивает исполнение технологических регламентов Федерального казначейства, относящихся к функциям Отдела;

4.1.19. участвует в тестировании и внедрении прикладного программного обеспечения, используемого при реализации функций Отдела;

4.1.20. участвует в мероприятиях мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления;

4.1.21. обеспечивает соблюдение требований охраны труда и правил противопожарного режима в пределах компетенции Отдела;

4.1.22. осуществляет поддержание контента сайта Управления в сети Интернет в актуальном состоянии в пределах компетенции Отдела;

4.1.23. участвует в подготовке проектов правовых актов, регламентирующих деятельность Управления по работе сайта Управления в сети Интернет;

4.1.24. участвует в информационном обеспечении работы сайта Управления в сети Интернет в части соблюдения процедур и сроков публикации информации и размещении информации в разделах «Анонсы», «Новости», «Публикации»;

4.1.25. осуществляет управление в установленном порядке внутренними (операционными) казначейскими рисками в пределах компетенции Отдела;

4.1.26. осуществляет иные функции в пределах компетенции Отдела.

V . Права

5.1. Отдел имеет право:

5.1.1. представлять в установленном порядке Управление в других организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела ;

5.1.2. вести служебную переписку, оказывать устные и письменные консультации и разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела ;

5.1.3. принимать в рамках установленных полномочий самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Отдела ;

5.1.4. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Управления необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках структурных подразделений Управления ;

5.1.5. требовать от структурных подразделений Управления выполнения предложений (рекомендаций) по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, соблюдения сроков представления Плана мероприятий, направленных на устранение нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки и Отчета о его выполнении ;

5.1.6. привлекать в установленном порядке и с согласия руководителя Управления сотрудников структурных подразделений Управления для участия в проведении контрольных мероприятий, а также для подготовки проектов документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, и необходимых для выполнения возложенных на Отдел задач и функций;

5.1.7. работать со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании оформленных в установленном порядке допусков ;

5.1.8. принимать участие при поручении Федерального казначейства в комплексных и тематических проверках деятельности территориальных органов Федерального казначейства;

5.1.9. с согласия руководителя Управления использовать служебный автотранспорт для выполнения возложенных на Отдел задач;

5.2. Начальник Отдела, осуществляя руководство Отделом, вправе:

5.2.1. давать поручения (по согласованию с руководителем Управления) структурным подразделениям Управления и получать информацию от структурных подразделений Управления по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

5.2.2. проводить совещания по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

5.2.3. принимать участие в совещаниях, проводимых руководством Управления, при обсуждении на них вопросов, касающихся вопросов относящихся к компетенции Отдела;

5.2.4. вносить на рассмотрение руководству Управления предложения по совершенствованию деятельности Отдела, численности Отдела, по вопросам стимулирования и наложения на сотрудников Отдела дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них должностных обязанностей и иным вопросам, касающимся деятельности Отдела.

VI . Взаимоотношения и связи со структурными подразделениями

Управления и другими структурами

6.1. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

6.1.1. со структурными подразделениями Управления;

6.1.2. с Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;

6.1.3. с Контрольно-счетной палатой Вологодской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований в соответствии с Соглашениями об информационном взаимодействии;

6.1.4. с правоохранительными органами и иными органами и организациями по вопросам входящим в компетенцию Отдела.

VII . Ответственность

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на Отдел задач и функций несет начальник Отдела.

7.2. Начальник и сотрудники Отдела несут ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших им известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

7.3. Все сотрудники Отдела несут персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных лично на них, при этом степень ответственности устанавливается должностными регламентами сотрудников Отдела.

Утверждено

Решением Совета директоров

Протокол № 26 от 01.01.2001 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о Департаменте внутреннего аудита

(редакция 4)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, функции, общую организацию работы, полномочия Департамента внутреннего аудита Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» (далее Общество).

1.2. Департамент внутреннего аудита является структурным подразделением Общества, осуществляющим функции внутреннего аудита.

1.3. Под внутренним аудитом понимается организованная Обществом в интересах органов управления регламентированная внутренними документами деятельность по превентивному и последующему контролю различных направлений деятельности Общества.

1.4. Департамент внутреннего аудита функционально подчиняется Совету директоров Общества. Особенности функционального подчинения подразделений в составе Департамента внутреннего аудита определены в разделе IV настоящего Положения.

1.5. Департамент внутреннего аудита административно подчиняется Генеральному директору Общества, в его отсутствие лицу, исполняющему его обязанности.

1.6. Под функциональной подчиненностью в целях настоящего Положения понимается подчиненность в рамках возложенных на Департамент внутреннего аудита функций, определенных разделом III настоящего Положения. Под административной подчиненностью в целях настоящего Положения понимается подчиненность в рамках трудового законодательства.

1.7. Руководство работой Департамента внутреннего аудита осуществляет Директор Департамента внутреннего аудита.


1.8. Департамент внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется:

Уставом Общества;

Решениями Совета директоров Общества;

Настоящим Положением;

Решениями Правления Общества, приказами и распоряжениями Генерального директора в части, не противоречащей настоящему Положению;

Иными локальными актами Общества в части, не противоречащей настоящему положению.

1.9. Если условия административной подчиненности, предусмотренные п.1.5 настоящего Положения, не позволяют Департаменту внутреннего аудита выполнять функции, предусмотренные разделом III настоящего Положения, директор Департамента внутреннего аудита организует вынесение бюджета Департамента внутреннего аудита на утверждение Совета директоров.

II. Цель и основные задачи Департамента внутреннего аудита

2.1. Основной целью Департамента внутреннего аудита является содействие аппарату управления Общества в достижении поставленных целей Общества, в обеспечении его эффективного функционирования, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления ; достижение прозрачности экономики Общества для собственников.

2.2. Под системой внутреннего контроля в целях настоящего Положения понимается совокупность структуры, методик и процедур, принятых в Обществе в качестве средств упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая обеспечивает достижение производственных, финансовых, информационных, комплаенс-целей и иных целей Общества, в том числе:

1) Производственно-финансовую эффективность деятельности Общества, а именно:

Эффективность и продуктивность управления активами и другими ресурсами;

Следование интересам Общества;

Сохранность активов и других ресурсов Общества;

2) Надежность, полноту и своевременность финансовой и управленческой информации, а именно:

Подготовку полной, своевременной достоверной и адекватной отчетности и иной информации, необходимой органам управления Общества для принятия решений;

Удовлетворительное качество и точность;

3) Соблюдение действующих законодательных и нормативных актов , а также внутренних документов, в том числе:

Соблюдение положений действующего законодательства;

Соблюдение требований надзорных органов;

Соблюдение документов, определяющих внутреннюю политику, стратегии и процедуры Общества.

2.3. Основными задачами Департамента внутреннего аудита являются:

Осуществление последующего контроля над деятельностью;

Осуществление превентивного контроля;

Организация и поддержка процесса по управлению рисками Общества;

Оценка и повышение эффективности системы управления рисками Общества.

2.4. Департамент внутреннего аудита осуществляет превентивный и последующий контроль в порядке, установленном организационно-распорядительными и регламентирующими документами.

2.4.1. Превентивный контроль предполагает проведение контрольных мероприятий в отношении операций, предполагаемых к совершению, на предмет:

Эффективности использования и сохранности активов и других ресурсов Общества;


Эффективности операций;

Соблюдения законодательных и иных нормативных актов (включая локальные нормативные акты), регулирующих деятельность Общества;

Наличия необходимых контрольных процедур;

Выявления существенных рисков и выработки рекомендаций по управлению и контролю над ними.

2.4.2. Последующий контроль предполагает проведение контрольных мероприятий в отношении деятельности на предмет:

Соответствия операций интересам Общества;

Эффективности использования и сохранности активов;

Эффективности операций;

Эффективности системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления и наличия необходимых контрольных процедур;

Соблюдения порядка, закрепленного организационной структурой Общества, в части разграничения сфер ответственности, полномочий и отчетности;

Соблюдения норм и стандартов профессиональной деятельности , правил корпоративной культуры в части функционирования системы внутреннего контроля;

Эффективности функционирования информационных систем , охватывающих основные виды деятельности компании;

Соответствия порядка ведения бухгалтерского, налогового, управленческого и иного учета требованиям законодательства и локальным актам Общества;

Достоверности бухгалтерской, налоговой, управленческой, иной отчетности и информации;

Соблюдения законодательных и иных нормативных актов (включая локальные акты Общества), регулирующих деятельность Общества;

Исполнения Решений Общего собрания акционеров Общества, Совета директоров Общества, единоличного и коллегиального исполнительных органов Общества в отношении филиала, решений принятых на уровне филиала;

Выявления, оценки и отслеживания существенных рисков, и выработки рекомендаций по организации управления указанными рисками и контроля над ними.

Последующий контроль направлен на выявление проблем (потерь), связанных с ними рисков, а также имеющихся возможностей (резервов, выгод).

2.5. Организация и поддержка процесса управления рисками в Обществе осуществляется на основе Программы управления рисками Общества и иных регламентирующих документов.

III. Функции Департамента внутреннего аудита

В целях выполнения возложенных задач Департамент внутреннего аудита осуществляет следующие функции:

3.1. В рамках последующего контроля:

3.1.1. Проведение аудиторских проверок.

3.1.2. Организация и участие в комплексных проверках.

3.1.3. Осуществление экспертизы документов.

3.1.4. Участие в комиссиях, рабочих группах, совещаниях.

3.1.5. Осуществление мониторинга мероприятий, принятых и реализованных менеджментом Общества по результатам проверок с целью снижения уровня выявленных рисков и устранения выявленных нарушений, контроль их эффективности.

3.1.6. Осуществление оценки эффективности и результативности процесса управления рисками, предоставление необходимых рекомендаций.

3.1.7. Осуществление оценки эффективности СУР по итогам года и предоставление в виде отчета на рассмотрение Совета директоров и Комитета Совета директоров по аудиту.

3.2. В рамках превентивного контроля:

3.2.1. Осуществление экспертизы документов.

3.2.2. Участие в комиссиях, рабочих группах, совещаниях.


3.3. Иные функции:

3.3.1. Подготовка планов работы Департамента внутреннего аудита, включая годовой план проведения контрольных мероприятий, и исполнение планов работы Департамента внутреннего аудита.

3.3.2. Подготовка и представление отчетов об итогах выполнения планов работы Департамента внутреннего аудита, включая годовой план проведения проверок, а также информации о деятельности Департамента.

3.3.3. Разработка методологического обеспечения процесса внутреннего аудита.

3.3.4. Планирование и проведение мероприятий по повышению и поддержанию профессионального уровня работников Департамента внутреннего аудита.

3.3.5. Проведение работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в объеме и содержании, необходимом для исполнения возложенных функций в порядке, установленном для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

3.3.6. Участие в рассмотрении и обсуждении с внешним аудитором результатов аудита, а также всех сведений и данных, содержащихся в аудите, перед их вынесением на рассмотрение Совета директоров.

3.4. В рамках организации и поддержки процесса управления рисками:

3.4.1. Разработка документов, регламентирующих процессы управления рисками.

3.4.2. Организация процесса выявления и оценки рисков.

3.4.3. Обеспечение процесса обмена информацией и отчетами между участниками системы управления рисками Общества.

3.4.4. Контроль выполнения процедур по управлению рисками в Обществе.

3.4.5. Методическое сопровождение процессов управления рисками в Обществе.

3.4.6. Разработка предложений по совершенствованию системы управления рисками.

3.4.7. Консолидация информации по управлению рисками и подготовка документов для Комиссии по управлению рисками, Правления, Комитета по аудиту Совета директоров и Совета директоров.

3.4.8. Организация работы Комиссии по рискам, подготовка решений Комиссии и доведение их до сведения необходимого круга руководителей и сотрудников Компании.

3.4.9. Проведение обучающих семинаров и тренингов для участников процесса управления рисками.

Подробный перечень функций, осуществляемых в рамках процесса по управлению рисками, устанавливается Программой по управлению рисками в Обществе, а также Положением об отделе методологии и контроля рисков.

IV. Структура и штатная численность Департамента внутреннего аудита

4.1. Структура Департамента внутреннего аудита, включая все его структурные подразделения, входит в состав структуры Общества, и утверждается в общеустановленном порядке.

4.2. Департамент внутреннего аудита состоит из следующих подразделений:

Отдела внутреннего контроля;

Отдела методологии внутреннего контроля;

Отдела методологии и контроля рисков;

Служб внутреннего аудита филиалов Общества.

4.3. Отдел внутреннего контроля, отдел методологии внутреннего контроля функционально подчиняются Директору Департамента внутреннего аудита. Отдел методологии и контроля рисков функционально подчиняется Первому заместителю Генерального директора Общества – директору по экономике и финансам, в его отсутствие - лицу, исполняющему его обязанности.

4.4. Службы внутреннего аудита территориально располагаются в филиалах Общества.

4.5. Службы внутреннего аудита функционально подчиняются Департаменту внутреннего аудита Общества, административно – заместителям Генерального директора Общества – директорам филиалов.

4.6. Отдел внутреннего контроля, отдел методологии внутреннего контроля, отдел методологии и контроля рисков, службы внутреннего аудита филиалов Общества действуют на основании настоящего Положения, Положений об отделах и Положений о службах, утверждаемых Генеральным директором Общества.

4.7. В структуре Департамента внутреннего аудита выделяются следующие штатные должности:

Директор Департамента;

Заместитель директора Департамента;

Начальник отдела;

Начальник службы внутреннего аудита;

Главный специалист;

Ведущий специалист.

4.8. Отдел внутреннего контроля и отдел методологии и рисков возглавляют начальники отделов. Службу внутреннего аудита возглавляет начальник службы.

4.9. Отдел внутреннего контроля либо отдел методологии внутреннего контроля Департамента внутреннего аудита может возглавлять заместитель директора Департамента.

4.10. Численность сотрудников Департамента внутреннего аудита составляет 24 штатные единицы .

4.11. Отбор претендентов на замещение соответствующих должностей в Департамент внутреннего аудита, осуществляет директор Департамента внутреннего аудита (в части отдела методологии и контроля рисков – Первый заместитель Генерального директора – директор по экономике и финансам, с участием директора Департамента внутреннего аудита) совместно с Департаментом управления человеческими ресурсами. Приём на работу, перемещение и увольнение сотрудников Департамента внутреннего аудита осуществляет Генеральный директор Общества на основании представления заместителя Генерального директора - директора по работе с персоналом по согласованию с директором Департамента внутреннего аудита (в части отдела методологии и контроля рисков – с Первым заместителем Генерального директора – директором по экономике и финансам, с участием директора Департамента внутреннего аудита).

4.12. Отбор претендентов на замещение соответствующих должностей, прием на работу, перемещение и увольнение сотрудников служб внутреннего аудита филиалов Общества производится в соответствии с Положением о службах внутреннего аудита.

4.13. Работники Департамента внутреннего аудита осуществляют свои функции на основе должностных инструкций , утверждаемых Генеральным директором по согласованию с Департаментом правового обеспечения, Департаментом управления человеческими ресурсами.

4.14. Принципы компенсации и мотивации работников Департамента внутреннего аудита устанавливаются локальным актом, утверждаемым Советом директоров Общества.

4.15. Работники Департамента внутреннего аудита обязаны иметь высшее экономическое (финансовое) образование и квалификационный аттестат аудитора или возможность его получения в соответствии с установленными требованиями.

Работники Департамента внутреннего аудита, осуществляющие в соответствии со своими должностными обязанностями аудит в области технологий, должны иметь высшее образование по профилю осуществляемых функций, а также стаж работы в данной области не менее трех лет.

V. Взаимодействие с другими структурными подразделениями Общества

5.1. Для выполнения поставленных задач и реализации возложенных функций Департамент внутреннего аудита взаимодействует со всеми подразделениями Генеральной дирекции и филиалами Общества: запрашивает, получает и обменивается документами, письмами и материалами, необходимыми для его деятельности.

5.2. Взаимодействие осуществляется в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Общества.

VI. Директор Департамента внутреннего аудита

6.1. Руководство работой Департамента внутреннего аудита осуществляет Директор Департамента внутреннего аудита.

6.2. Директор Департамента внутреннего аудита назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Общества по согласованию с Советом директоров Общества.

6.3. Кандидатура директора Департамента внутреннего аудита предлагается Генеральным директором Общества на согласование Совету директоров. Совет директоров Общества имеет право отклонить предлагаемую кандидатуру. В случае непредставления Генеральным директором Общества кандидатуры на должность директора Департамента внутреннего аудита в течение трех месяцев с момента возникновения соответствующей вакансии или в случае, если предложенные Генеральным директором Общества кандидатуры на должность директора Департамента внутреннего аудита были дважды отклонены Советом директоров, Совет директоров Общества вправе самостоятельно определить кандидатуру директора Департамента внутреннего аудита.

6.4. Отношения между Обществом и директором Департамента внутреннего аудита регулируются договором, подписываемым от имени Общества Генеральным директором Общества. Условия данного договора утверждаются Советом директоров Общества.

Получения копий документов, подписанных соответствующим лицом и заверенных печатью;

Копирования отдельных документов, в том числе получения копий файлов, любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получения расшифровки этих записей. Данное право в отношении информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;

По согласованию с руководителем проверки требовать проведения (или проводить лично с участием привлеченных лиц) полной или частичной инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета ;

Получать от работников проверяемых участков устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

Получать отчеты о результатах аудиторской проверки внешних аудиторов, заключений Ревизионной комиссии, актов налоговых проверок Общества.

7.3. Работникам Департамента внутреннего аудита компенсируются все подтвержденные расходы, связанные с осуществлением контрольных мероприятий.

7.4. Работники Департамента внутреннего аудита обязаны:

Придерживаться этических принципов внутреннего аудита. К таким принципам относятся независимость, объективность, ответственность, конфиденциальность;

Руководствоваться в своей работе действующим законодательством, настоящим Положением, внутренними документами Общества;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Обеспечивать надлежащее документирование процесса внутреннего аудита в соответствии с требованиями локальных нормативных актов, регулирующих деятельность Департамента внутреннего аудита.

Права и обязанности работников отдела методологии и контроля рисков определяются Положением об отделе методологии и контроля рисков.

VIII. Ответственность работников Департамента внутреннего аудита

8.1. Работники Департамента внутреннего аудита несут ответственность:

За ущерб, причиненный Обществу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций, разглашения конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну , или иные действия, противоречащие действующему законодательству, Уставу Общества, настоящему Положению;

Искажение либо сокрытие существенных нарушений, которые могут повлечь за собой или повлекли материальный ущерб Обществу;

Использование служебного положения в корыстных целях;

Недобросовестное исполнение служебных обязанностей.

8.2. Ответственность за организацию и поддержку процесса управления рисками несет Первый заместитель Генерального директора – директор по экономике и финансам.

IX. Организация работы Департамента внутреннего аудита

9.1. Департамент внутреннего аудита выполняет свою работу на основе планов.

План проведения контрольных мероприятий утверждается Советом директоров Общества по представлению директора департамента внутреннего аудита, и направляется для уведомления в Ревизионную комиссию Общества.

9.2. Обучение и повышение квалификации осуществляется на основе годового плана обучения и повышения квалификации сотрудников Департамента, являющегося составной частью плана обучения и повышения квалификации сотрудников Общества.

9.3. Общий порядок проведения контрольных мероприятий и методика их проведения регламентируется отдельными документами, подготавливаемыми департаментом внутреннего аудита.

9.4. Коррективы в утвержденный план контрольных мероприятий могут вноситься Советом директоров Общества.

9.5. Результаты контрольных мероприятий предоставляются Совету директоров (по требованию), Генеральному директору Общества, руководителю проверяемого объекта. Ревизионной комиссии Общества результаты контрольных мероприятий предоставляются вместе с материалами проверки.

9.6. Департамент внутреннего аудита представляет:

Комитету по аудиту Совета директоров Общества - ежеквартально, в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана проведения контрольных мероприятий;

Совету директоров Общества – ежегодно, в срок не позднее последнего числа квартала, следующего за отчетным годом, предварительно рассмотренный Комитетом по аудиту отчет о деятельности Департамента внутреннего аудита, включающий отчет о выполнении плана проведения контрольных мероприятий.

9.7. Отдел методологии и контроля рисков:

Выполняет свои функции на основе Программы управления рисками, ежегодно формируемой при участии Комиссии по управлению рисками и утверждаемой Советом директоров Общества. Общий порядок формирования Программы управления рисками регламентируется отдельными документами Общества.

Участвует в подготовке отчетов и принятии решений Комиссии по рискам и доводит принятые решения до сведения необходимого круга участников системы управления рисками на всех уровнях;

Совместно с Первым заместителем Генерального директора – директором по экономике и финансам подготавливает регулярные отчеты для Генерального директора, Совета директоров Компании, Комитета Совета директоров по Аудиту о ходе и результатах управления отдельными существенными рисками. При этом такие отчеты могут представляться либо в составе аналогичных отчетов Комиссии по рискам, либо отдельно от отчетов Комиссии по рискам.

X. Ограничения деятельности Департамента внутреннего аудита

10.1. Текущий контроль за соблюдением исполнительной и служебной дисциплины в функциональных подразделениях Общества, филиалах Общества, структурных подразделениях филиалов Общества не может возлагаться на работников Департамента внутреннего аудита.

10.2. Работники Департамента внутреннего аудита не могут быть привлечены к исполнению функций, прямо не предусмотренных настоящим Положением.

10.3. Работники Департамента внутреннего аудита не несут ответственности за невыполнение данных ими рекомендаций по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.

XI. Заключительные положения

11.1. Работники Департамента внутреннего аудита подчиняются Правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в Обществе.

11.2. Предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение разрабатываются по мере необходимости директором Департамента внутреннего аудита и выносятся на решение Совета директоров Общества.

11.3. Реорганизация и ликвидация Департамента внутреннего аудита проводится на основании решения Совета директоров Общества.

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Настоящее Положение о Службе внутреннего аудита Общества, является локальным нормативным документом, определяющим правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность Службы внутреннего аудита. Положение также определяет конкретные трудовые функции начальника Службы внутреннего аудита по организации выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита в пределах предоставленных прав и установленной ответственности в соответствии с заключенным с начальником Службы внутреннего аудита трудовым договором.
  • 1.2. Под внутренним аудитом понимается организованная и регламентированная внутренними документами деятельность Общества по оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информационных систем и информационной безопасности, а также оказанию внутренних консультаций, направленных на совершенствование деятельности Общества по перечисленным выше вопросам.
  • 1.3. Результатом деятельности Службы внутреннего аудита является объективная и независимая оценка (мнение аудитора) по вопросам, относящимся к компетенции внутреннего аудита, выраженная в форме отчетов, актов проверок, аналитических справок, в частности:
  • 1.3.1. Об эффективности системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информации и коммуникаций, управления рисками;
  • 1.3.2. Об эффективности деятельности подразделений Общества, с точки зрения достижения поставленных задач;
  • 1.3.3. О степени и характере рисков, сопутствующих реализуемым проектам;
  • 1.3.4. О сохранности и ликвидности имущества и иных активов;
  • 1.3.5. О достоверности предоставляемой отчетности;
  • 1.3.6. Об эффективности бизнеса;
  • 1.3.7 О состоянии имиджа Общества и т. д.
  • 1.4. Потребителями результатов деятельности внутреннего аудита являются:
  • 1.4.1. Совет директоров Общества, Комитеты Совета директоров Общества;
  • 1.4.2. Высший менеджмент, менеджмент среднего звена и сотрудники Общества (в части получения консультаций);
  • 1.4.3. Внешние аудиторы (в части информации, необходимой при проведении аудита либо снижающей объем аудиторских процедур).
  • 1.5. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением Общества.
  • 1.6. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется:
  • 1.6.1. Действующим законодательством РФ;
  • 1.6.2. Уставом Общества;
  • 1.6.3. Решениями Совета директоров Общества;
  • 1.6.4. Положением о системе внутреннего контроля;
  • 1.6.5. Настоящим Положением;
  • 1.6.6 Решениями Правления Общества, приказами и распоряжениями Генерального директора в части, не противоречащей настоящему Положению.
  • 1.6.7 Стандартами профессиональной деятельности Института внутренних аудиторов, Кодексом этики внутренних аудиторов, иными регулирующими и нормативными актами, лучшей мировой практикой в области внутреннего аудита (в части, не противоречащей настоящему Положению);
  • 1.6.8. Стандартами системы управления качеством, разработанными Международной организацией по стандартизации.
  • 1.7. Служба внутреннего аудита имеет план работы и бюджет, утверждаемый Комитетом по аудиту.
  • 2. Задачи подразделения.
  • 2.1. Основными задачами внутреннего контроля и аудита Общества являются:
  • 2.2. Обеспечение эффективной и прозрачной системы управления Обществом, контроль за надлежащим выполнением решений органов управления Общества;
  • 2.3. Принятие своевременных и эффективных мер, направленных на предупреждение и устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Общества, злоупотреблений со стороны органов управления и должностных лиц Общества;
  • 2.4. Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Общества;
  • 2.5. Принятие мер по минимизации рисков, обусловленных финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • 2.6. Обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой Обществом;
  • 2.7. Подбор и оценка кандидатур независимого аудитора Общества, выработка основных условий договора, заключаемого с независимым аудитором Общества.
  • 3. Структура подразделения.
  • 3.1. Служба внутреннего аудита возглавляет Руководитель Службы внутреннего аудита (далее по тексту - «Руководитель СВА»).
  • 3.2. На время отсутствия Руководителя СВА его функции исполняет лицо, назначаемое Руководителем СВА из числа сотрудников Отдела.
  • 3.3. В целях обеспечения объективности и независимости своей деятельности Руководитель СВА функционально подчиняется Комитету по аудиту, административно - Генеральному директору Общества.
  • 3.4. Функциональная подчиненность Руководителя СВА Комитету по аудиту является главным основанием его независимости и полномочий.
  • 3.5. Административная подчиненность Руководителя СВА Генеральному директору Общества имеет целью обеспечение текущей деятельности Отдела
  • 3.6. Руководитель Службы внутреннего аудита обязан иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
  • 3.7. Подбор сотрудников в Службу внутреннего аудита проводит руководитель Службы внутреннего аудита, согласно утвержденной структуре и штату Службы внутреннего аудита.
  • 3.8. Руководители структурных подразделений Службы внутреннего аудита обязаны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
  • 3.9. Специалистам Службы внутреннего аудита рекомендуется иметь высшее образование или опыт работы в области аудиторской деятельности 5-6 лет.
  • 4. Функции подразделения.
  • 4.1. Основными функциями Службы внутреннего аудита являются:
  • 4.1. Контроль за соответствием совершенных в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях финансовых и хозяйственных операций интересам Общества с целью защиты активов Общества.
  • 4.2. Проверка бухгалтерской и оперативной информации, предоставляемой подразделениями исполнительного аппарата, филиалами и представительствами Общества, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составление на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам.
  • 4.3. Проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества Общества, включая оценку организации процессов учета, эффективности использования, исполнения решений органов управления Общества, в отношении использования активов, оценку текущей ликвидности активов.
  • 4.4. Независимая оценка и анализ финансового состояния Общества в целом, его филиалов и структурных подразделений.
  • 4.5. Контроль за сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и крупными сделками.
  • 4.6. Контроль за исполнением процедур внутреннего контроля и анализ эффективности системы внутреннего контроля в целом, а также и эффективности контроля отдельных стратегических проектов и направлений деятельности Общества.
  • 4.7. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества.
  • 4.8. Разработка методологий по организации системы внутреннего контроля в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях и оказание консультаций по их внедрению.
  • 4.9. Активное содействие Совету директоров Общества, Комитету по аудиту и менеджменту Обществу, путем оказания соответствующих консультаций.
  • 4.10. Выявление, классификация и анализ рисков в сфере финансово-экономической деятельности в ходе внутренних аудиторских проверок, разработка предложений по их снижении.
  • 4.11. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества.
  • 4.12. Взаимодействие с Ревизионной комиссией Общества и внешними аудиторами, осуществляемое при посредстве Комитета по аудиту Общества.
  • 4.13. Обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе.
  • 4.14. Своевременное информирование Комитета по аудиту и генерального директора о выявленных отклонениях и нарушениях в деятельности Общества, а также представление предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок и мониторинга нарушений, недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
  • 4.15. Анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов Общества, оценка применяемости стандартов, регламентов и методик, утвержденных и действующих в Обществе.
  • 4.16. Оценка соответствия действий сотрудников Общества, принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.
  • 4.17. Подтверждение достоверности данных финансовой отчетности, входящих в состав информации, которая подлежит раскрытию Обществом.
  • 4.18. Осуществление внутреннего контроля в дочерних и зависимых компаниях (Д3О) Общества через избранных в состав Ревизионных комиссий Д3О представителей Общества.
  • 4.19. Обеспечение эффективных коммуникаций, в рамках своих функций, с Советом директоров Общества, Комитетом по аудиту, в целях обеспечения Совета директоров Общества и Комитета по аудиту объективной, своевременной, полной и качественной информацией для принятия решений и получения обоснованной уверенности в оценке степени достижении Обществом поставленных целей.
  • 4.20. Оказание консультаций менеджменту Общества, по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита, при условии сохранения независимости и объективности внутреннего аудита.
  • 4.21. Оценка соответствия действующих в Обществе, внутренних организационно-распорядительных документов действующему законодательству, требованиям регулирующих организаций, лучшей мировой практике, решениям органов управления, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.
  • 4.22. Оценка размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного Обществу, действиями сотрудников и третьих лиц.
  • 5. Компетенция подразделения.
  • 5.1. В компетенцию Службы внутреннего контроля и аудита Общества входят следующие вопросы:
  • 5.1.1. Ежедневный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • 5.1.2. Предварительный контроль за совершением Обществом нестандартных операций (сделок), т.е. операций, не предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
  • 5.1.3. Последующий контроль за совершением Обществом операций (сделок), предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
  • 5.1.4. Проведение проверок соблюдения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества;
  • 5.1.5. Выявление фактов нарушения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества, а также предложение мер по их устранению;
  • 5.1.6. Информирование Совета директоров Общества о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, о фактах незаконного использования информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, инсайдерской информации, а также о нарушениях прав акционеров (инвесторов) Общества;
  • 5.1.7. Предварительный анализ содержания отчетности либо финансовой документации, предоставляемой Обществом в соответствии с действующим законодательством государственным органам и акционерам на предмет полноты и достоверности содержащейся в ней информации;
  • 5.1.8. Оценка предложений по кандидатурам внешних независимых аудиторов, исходя из анализа профессиональной деятельности различных аудиторов, их предложений по сфере аудита и планам аудита, содержания и условий предоставления ими услуг, контроль за проведением тендера (в случае проведения тендера) с целью подбора и вынесения на рассмотрение Совета директоров кандидатуры аудитора для дальнейшего утверждения на Общем собрании акционеров. Выработка рекомендаций по основным условиям договора, заключаемого с внешним независимым аудитором;
  • 5.1.9. Формирование и представление Совету директоров мнения о независимости внешнего аудитора Общества;
  • 5.1.10. Заслушивание и обсуждение мнения внешнего независимого аудитора о возможности возникновения существенных рисков для Общества и адекватности действий менеджмента Общества по их контролю и минимизации;
  • 5.1.11. Рассмотрение отчетов внешнего независимого аудитора об оценке финансово-хозяйственной деятельности Общества;
  • 5.1.12. Рассмотрение отчетов структурного подразделения Общества, осуществляющего функции финансового контроля, о выполнении финансового плана Общества;
  • 5.1.13. Заслушивание точки зрения внешнего независимого аудитора об адекватности учетной политики Общества в отношении доходов Общества, активов и признания обязательств Общества;
  • 5.1.14. Рассмотрение и обсуждение с привлечением структурных подразделений бухгалтерского учета и менеджмента Общества с аудиторами результатов аудита, всех сведений и данных, содержащихся в аудиторском заключении (отчете) перед их вынесением на рассмотрение Совету директоров, а также надзор за учетом рекомендаций аудитора менеджментом Общества.
  • 5.2. В целях осуществления своей деятельности сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита имеют право:
  • 5.2.1. Получать от должностных лиц и работников Общества, в том числе от исполнительного органа Общества, все необходимые документы, включая:
    • - протоколы заседаний органов управления Обществом, приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителем Общества;
    • - договоры, акты, контракты и иные документы, связанные с заключаемыми Обществом сделками;
    • - бухгалтерскую отчетность, финансовые, учредительные, правоустанавливающие документы;
    • - жалобы, заявления, обращения акционеров и иных лиц, а также ответы на них.
  • 5.2.2. Получать информацию от работников, должностных лиц и членов исполнительного органа Общества, связанную с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей;
  • 5.2.3. Привлекать при необходимости, с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения Общества, работников структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля;
  • 5.2.4. Получать от работников проверяемых структурных подразделений, должностных лиц, членов исполнительного органа Общества письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проводимой проверки;
  • 5.2.5. В случае обнаружения нарушений должностными лицами и работниками Общества при осуществлении ими трудовых (должностных) обязанностей законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, выдавать письменные предписания об устранении обнаруженных нарушений с указанием срока выполнения предписания, а также уведомлять Совет директоров Общества обо всех выявленных нарушениях;
  • 5.2.6. Осуществлять иные права, необходимые им для выполнения возложенных на них функций.
  • 5.3. Сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита обязаны:
  • 5.3.1. Осуществлять последующий контроль за каждой финансово-хозяйственной операцией Общества, а также предварительный контроль за нестандартными операциями путем проведения анализа документов и материалов, содержащих сведения о финансово-хозяйственных операциях Общества;
  • 5.3.2. Самостоятельно или совместно с должностными лицами Общества проверять факты нарушения должностными лицами и работниками Общества законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
  • 5.3.3. В пределах своей компетенции разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;
  • 5.3.4. Обеспечивать полное документирование каждого факта нарушений и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарной и иной ответственности;
  • 5.3.5. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений Общества документов;
  • 5.3.6. Представлять заключения и отчеты по итогам проверок Совету директоров Общества и руководителям соответствующих структурных подразделений для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных работников и должностных лиц Общества;
  • 5.3.7. Способствовать изучению должностными лицами и работниками Общества, исходя из их служебных обязанностей, требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
  • 5.3.8. Соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, надлежащим образом выполнять свои функции и обязанности, установленные настоящим Положением.
  • 6. Ответственность.
  • 6.1. Работники Службы внутреннего аудита несут ответственность:
  • 6.1.1. За ущерб, причиненный Обществу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций, разглашения конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, или иные действия, противоречащие действующему законодательству, Уставу Общества, настоящему Положению;
  • 6.1.2. Искажение либо сокрытие существенных нарушений, которые могут повлечь за собой или повлекли материальный ущерб Обществу;
  • 6.1.3. Использование служебного положения в корыстных целях;
  • 6.1.4. Недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
  • 6.2. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно - распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА;
  • 7. Основные взаимоотношения отдела аудита с другими подразделениями
  • 7.1. Взаимоотношения СВА с комитетом по аудиту. Комитет по аудиту:
  • 7.1.1. Одобряет Положение о Службе внутреннего аудита, изменения и дополнения к нему и выносит его на утверждение Совета директоров Общества;
  • 7.1.2. Одобряет организационную структуру, годовой план работы и бюджет Отдела, систему оплаты труда персонала Отдела и выносит их на утверждение Совета директоров Общества;
  • 7.1.3. Получает отчеты от Руководителя СВА по результатам деятельности Отдела, включая встречи с Руководителем СВА в конфиденциальном формате без присутствия менеджмента Общества;
  • 7.1.4. Одобряет кандидатуру Руководителя СВА, условия трудового соглашения (контракта) с ним и выносит на утверждение Совета директоров Общества;
  • 7.1.5. Формирует предложения о поощрении (взысканиях) Руководителя СВА для Рассмотрения на Совете директоров Общества;
  • 7.1.6. Выносит на рассмотрение Совета директоров Общества предложение о прекращении полномочий Руководителя СВА;
  • 7.1.7. Осуществляет необходимые коммуникации с менеджментом Общества и Руководителем СВА, чтобы определить, имеются ли препятствия или бюджетные ограничения, которые ограничивают возможности Службы выполнять свои функции.
  • 7.2. Взаимоотношения СВА с Генеральным директором Общества включают в себя:
  • 7.2.1. Обеспечение исполнения бюджета Службы и ведение управленческого учета;
  • 7.2.2. Обеспечение выполнения административных операций по управлению персоналом Службы;
  • 7.2.3 Обеспечение Службы необходимыми внутренними коммуникациями и информационным обслуживанием;
  • 7.2.4. Обеспечение необходимых условий труда для сотрудников Службы.

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им - обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит:

· обеспечить эффективное функциониро­вание, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

· своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

· сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В настоящее время создание отделов внутреннего аудита в России не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматриваю­щую обязательное создание в акционерном обществе ревизион­ной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом ди­ректоров или акционером (акци­онерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. В принципе, между отделом внутреннего аудита и ревизией есть общее, они дополняют друг друга, но в то же время существенно различаются (см. таблицу, «Справочник экономиста», № 9, 2006).

Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленчес­кий аудит), аудит на соответствие требованиям наудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более де­тально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторон­ний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализа­ции продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, - например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов уп­равления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок - вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося соверше­ния какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача - оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных кон­тролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

· участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

· решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

· консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

· участвовать в мероприятиях по повыше­нию квалификации персонала организации;

· консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

· участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, пре­вышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имею­щих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не пригла­шенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские умения и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

· руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

· руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

· консультирование руководства по наибо­лее важным вопросам;

· принятие заказов на проведение прове­рок каких-либо объектов;

· принятие участия в наиболее важных проверках;

· анализ и оценка заключений (аудитор­ских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

· координация взаимодействия внутрен­них и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

· участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Деятельность внутренних аудиторов долж­на осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлечен­ных в систему аудирования.

При непрерывно меняющемся отечествен­ном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному вну­треннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодичес­ки организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления от­ветственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах кол­лективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов - отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления:

1) наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее фили­алах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании - весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организаци­онно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

· выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с полити­кой предприятия;

· определение основных функций, необхо­димых для достижения поставленных целей;

· объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирую­щихся на выполнении этих функций;

· разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

· соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

· интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

· разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредст­венно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

ПРЕЗИДИУМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Положения об Отделе внутреннего аудита РАН


В соответствии с распоряжением президиума РАН от 29 декабря 2016 г. N 10105-893 "О переименовании Отдела внутреннего финансового контроля и аудита РАН":

1. Утвердить Положение об Отделе внутреннего аудита РАН (приложение).

И.о. президента РАН
академик РАН
В.В.Козлов

Приложение. Положение об Отделе внутреннего аудита РАН

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и ответственность Отдела внутреннего аудита РАН.

1.3. Отдел создается, реорганизуется и ликвидируется распоряжением президиума РАН за подписью президента РАН.

1.4. Отдел подчиняется непосредственно президенту РАН.

1.5. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , законодательством Российской Федерации, уставом РАН, постановлениями и распоряжениями президиума РАН, а также настоящим Положением.

1.6. Распределение обязанностей между работниками Отдела осуществляется начальником Отдела в соответствии с настоящим Положением и должностными инструкциями, утверждаемыми начальником Отдела.

1.7. При изменении структуры Отдела, его задач, функций, других изменениях, в настоящее Положение вносятся соответствующие изменения и дополнения.

2. Основные задачи

Основными задачами Отдела являются:

2.1. организация и осуществление проверок финансово-хозяйственной и финансово-бюджетной деятельности в структурных подразделениях аппарата президиума РАН и региональных отделениях РАН, входящих в структуру РАН;

2.2. формирование плана аудиторских проверок в РАН, проведение аудиторских проверок и подготовка сводной отчетности по результатам аудиторских проверок;

2.3. осуществление контроля за устранением нарушений, выявленных по результатам проведенных Отделом проверок структурных подразделений аппарата президиума РАН и региональных отделений РАН, входящих в структуру РАН;

2.4. осуществление контроля за устранением нарушений (недостатков), выявленных по результатам проверок РАН, проведенных органами внешнего государственного финансового контроля.

3. Функции

В целях решения поставленных задач Отдел выполняет следующие функции:

3.1. на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации разрабатывает (либо участвует в разработке) в установленном порядке локальные акты РАН по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

3.2. осуществляет оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств и иных финансовых ресурсов;

3.3. обеспечивает формирование планов аудиторских проверок в РАН;

3.4. проводит аудиторские проверки;

3.5. оформляет результаты аудиторских проверок, проведенных Отделом, соответствующими актами;

3.6. информирует объекты аудиторских проверок о результатах проведенных контрольных мероприятий для анализа выявленных нарушений и принятия мер по их устранению;

3.7. обеспечивает контроль за проведением работы по устранению нарушений, выявленных Отделом в ходе проведения проверок;

3.8 подготавливает годовой Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита на основании отчетов о результатах проведенных аудиторских проверок и решений, принятых президентом РАН, либо уполномоченным им лицом;

3.9. подготавливает справочные материалы и иную информацию по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

3.10. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;

3.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Отдела;

3.13. инициирует в установленном порядке дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации работников Отдела.

4. Взаимодействие с подразделениями РАН и другими организациями

4.1. Отдел в своей деятельности взаимодействует со структурными подразделениями аппарата президиума РАН и региональными отделениями РАН, входящими в структуру РАН.

4.2. Отдел осуществляет в установленном порядке взаимодействие с органами внешнего государственного финансового контроля и иными государственными органами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

5. Права

5.1. Отдел для осуществления своих задач и функций имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений аппарата президиума РАН, региональных отделений РАН, входящих в структуру РАН, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию организации деятельности структурных подразделений аппарата президиума РАН, региональных отделений РАН, входящих в структуру РАН, в части вопросов, касающихся организации и проведения проверок финансово-хозяйственной и финансово-бюджетной деятельности;

вести в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

оказывать в установленном порядке методическую помощь и давать разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, работникам структурных подразделений аппарата президиума РАН, региональных отделений РАН, входящих в структуру РАН;

использовать в установленном порядке информационные банки данных, системы связи и коммуникаций;

подготавливать поручения региональным отделениям РАН, входящим в структуру РАН, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Отдела, контролировать их исполнение.

5.2. Для осуществления в полном объеме возложенных на Отдел задач и функций, перечисленных в действующем Положении, Отдел обладает иными правами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

6. Ответственность

6.1. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РАН.

Начальник Отдела осуществляет непосредственное руководство Отделом, несет ответственность за выполнение задач и осуществление функций, предусмотренных настоящим Положением, а также за состоянием исполнительской дисциплины.

6.2. Работники Отдела несут ответственность за исполнение своих обязанностей в объеме, предусмотренном заключенными с ними трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Главный ученый
секретарь президиума
РАН академик РАН
М.А.Пальцев



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

2024 centr-saratov.ru. Заработок. Интернет. Кредиты. Инвестиции.